21 лучший фильм «Артдокфеста»: про Гватемалу, Крым, могильщиков и картошку Ультракороткие рецензии от Виталия Манского
Мы говорим как есть не только про политику. Скачайте приложение.
С 6 по 12 декабря в Москве и Санкт-Петербурге пройдет Международный фестиваль документального кино «Артдокфест» (в конце октября он состоялся в Риге). Всего на фестивале представлено более 60 фильмов. Специально для «Медузы» президент «Артдокфеста» Виталий Манский отобрал 21 интересную картину из конкурсной и внеконкурсной программы, которые можно увидеть в России, — и очень коротко рассказал про каждую.
Едоки картофеля
Режиссер Дина Баринова, Россия, 2018 год
Ожившая картина Ван Гога в глубинной российской провинции. Персонажи, поедающие исключительно картофель и живущие в абсолютном счастье, которое многим зрителям может показаться абсолютной катастрофой.
Для кого: для умеющих видеть прекрасное в ужасном
Книга моря
Режиссер Алексей Вахрушев, Россия, 2018 год
Слово «книга» в название вынесено не просто так. Это действительно литературного уровня эпос, посвященный одному из вымирающих народов российского Севера.
Для кого: для любителей народных преданий
Подробнее о фильме (и еще о некоторых)
Лай собак вдалеке
Режиссер Симон Леренг Вильмонт, Дания, Швеция, Финляндия, 2017
Практически единственная картина в программе фестиваля, связанная с событиями на востоке Украины, — хоть эти события для героя и звучат совсем далеким отзвуком, как лай собак.
Для кого: для чутких
Мой папа Чингисхан
Режиссер Альмира Сайфуллина, Россия, 2018
«Мой папа Чингисхан» — так может сказать любой современный монгол. Так он и говорит, так он и думает, так он и оценивает себя в вечности, об этом и фильм.
Для кого: для способных зрить в корень
Уроки мужества
Режиссер Александр Зубовленко, Белоруссия, 2018
Самый актуальный фильм «Артокфеста»-2018. Он в стиле гиперреализма показывает, как под действием государственной идеологической машины формируется следующее поколение россиян.
Для кого: для не верящих пропаганде
Соучастие
Режиссер Олег Якушенков, Россия, 2017
Часть фильма снята в женской колонии, и кажется, что это и есть самое страшное: героини — молодые, активные, здоровые девчонки, лишенные свободы. Но когда мы возвращаемся к ним уже на свободе, мы понимаем, что «свободная» жизнь куда более жестока, чем за колючей проволокой.
Для кого: для сильных духом
Обстоятельства места и времени
Режиссер Дмитрий Кабаков, Латвия, Россия, 2018
Фильм об образцово-показательной семье «коренных москвичей», которые на поверку оказываются народом пришлым. Тут же мы видим, как рядом пускают корни «инородцы» из Таджикистана, которые, вполне возможно, скоро сами будут такими же коренными.
Для кого: для отрицающих границы
Робин Чикас
Режиссер Денис Слепов, Россия, 2018
В названии фильма — своеобразная отсылка к Робину Гуду. Две молодые российские «чикас» отправляются в Латинскую Америку строить больницу для нищих и любовь для страждущих. Нищие — это население Гватемалы. Страждущие — они сами. Спойлер: им удается и то, и другое.
Для кого: для неунывающих мечтателей
В плену города грез
Режиссер Вадим Витовцев, Россия, Индия, США, 2018
Традиционное индийское кино создает непоколебимый образ страны, где каждая жизненная коллизия перемежается танцами и песнями. В этом фильме коллизии куда более жестокие и циничные — такие, что от боли и переживаний не спасли бы никакие танцы. Поэтому их тут и нет.
Для кого: для серьезных
От рабства к свободе
Режиссер Аркадий Коган, Израиль, 2018 год
За пафосным названием скрывается совершенно уникальная история борьбы народа, в данном случае еврейского, за право покинуть страну, в которой они не хотят жить, — Советский Союз.
Для кого: для интересующихся диссидентством
Акварель
Режиссер Виктор Косаковский, Великобритания, Германия, Дания, США, 2018 год
Медитативная, высокобюджетная и очень красивая картина классика документального кино. Уникальная возможность лишний раз понять и почувствовать, насколько человек ничтожен по отношению к мирозданию.
Для кого: для любящих природу
День Победы
Режиссер Сергей Лозница, Германия, 2018
Новый фильм Сергея Лозницы снят в берлинском Трептов-парке 9 мая 2017 года. Я не знаю другого места на планете Земля, где еще в течение одного дня могут происходить события, таким точным и беспощадным образом отражающие нерв настоящего времени.
Для кого: для рефлексирующих
Дикий. Дикий пляж. Жар нежных
Режиссер Александр Расторгуев, Россия, 2005
Мировая премьера полной версии (больше пяти часов) главного документального фильма 2000-х и главного фильма Александра Расторгуева, который не дожил до этого показа.
Для кого: для всех
Белая мама
Режиссеры Зося Родкевич, Евгения Останина, Россия, 2018
Последняя продюсерская (и не только) работа Александра Расторгуева. Портрет мамы шестерых чернокожих детей, которая решает усыновить еще одного — белого.
Для кого: для оптимистов
Вертолеты
Режиссер Дмитрий Кубасов, Россия, 2018
На первый взгляд, очередное роуд-муви: состоятельные россияне отправляются в кругосветку на собственных вертолетах. Зрительницы гарантированно влюбляются в героев картины, смотреть безумно интересно — вплоть до страшного финала.
Для кого: для романтиков
Африка подскажет
Режиссеры Анна Колчина и Алексей Кузмин-Тарасов, Россия, 2018
Молодая, озорная, симпатичная чернокожая москвичка впервые отправляется к своей родне в Африку. Повод для поездки — вступление ее родной тетки в должность вождя местного племени.
Для кого: для любителей добрых семейных историй
Затерянный реактор
Режиссер Александра Вестмайер, Германия, 2018
Картина российского автора, давно живущего в Германии, снята в современном Крыму. Образ непостроенного счастья, рассказанный через заброшенную стройку Крымской атомной электростанции, остов которой превратился в загон для скота.
Для кого: для верящих в лучшее
Край земли
Режиссер Дмитрий Степанов, Россия, 2018
По названию можно подумать, что речь идет об океанских берегах и маяках в ночи. Но каждый из нас однажды обретет свой личный край земли — могилу. И кто-то этот край земли нам выкопает. О таких людях, кладбищенских землекопах, и рассказывает фильм.
Для кого: для фаталистов
Первая смерть
Режиссер Артем Фирсанов, Россия, 2018 год
Можно ли получить опыт смерти? Бывает ли смерть первой? На эти вопросы пытаются ответить в фильме, снятом на грани между игровым и документальным кино, где реальным людям предлагают пройти через опыт собственной смерти.
Для кого: для экзистенциально настроенных
Стена
Режиссер Давис Симанис, Латвия, 2018 год
Автор показывает жизнь по обе стороны «стены» — границы между Латвией и Россией — как постоянное существование по разные стороны баррикад. Смотрится очень убедительно и эффектно.
Для кого: для интересующихся международными отношениями
У нас все хорошо
Режиссер Никита Клименко, Россия, 2018
Мы застаем героев картины — парня и девушку, которые только начинают жить вместе — в сплошной черной полосе. Весь фильм они маниакально стремятся преодолеть непреодолимые противоречия между собой и верят, что все у них и впрямь хорошо.
Для кого: для страстных