Image
истории

«Надеюсь, герои смогут присоединиться к веселью» Режиссер Виталий Манский — о том, над чем можно смеяться в документальном кино

Источник: Meduza
Фото: <a href="https://artdoc.media" target="_blank">artdoc.media</a>. «Кроссворд»

Мы рассказываем честно не только про войну. Скачайте приложение.

«Медуза» продолжает представлять фильмы из конкурсной программы фестиваля документального кино «Артдокфест», который пройдет с 19 по 23 октября в Риге и с 6 по 12 декабря в Москве. Следующие две картины — «Кроссворд» Софии Данилиной и «Едоки картофеля» Дины Бариновой. Они сняты в довольно необычном жанре — документальной комедии. Президент фестиваля режиссер Виталий Манский рассказывает об особенностях этого жанра и о самих фильмах.

Документальная комедия — самый сомнительный жанр как в мировой, так и в российской документалистике. Смеяться над мультипликационными героями или над героями Леонида Куравлева в «Афоне» и Андрея Миронова в «Бриллиантовой руке» — вполне естественно и не обидно, кого бы нам эти люди ни напоминали. Но документальная комедия предлагает смеяться или иронизировать над реальными людьми, а они не всегда оказываются готовы к собственному отражению в чужом произведении. Как автор и как фестивальный менеджер я не раз сталкивался с тем, что герои любимых зрителями документальных комедий воспринимали фильм в штыки и даже грозили его автору обратиться в суд.

Оба конкурсных фильма в жанре документальной комедии были сделаны в мастерской Марины Разбежкиной. Каждый год картины ее студентов составляют костяк конкурсной программы «Артдокфеста» и неизменно получают призы. Без них наш фестиваль, фильмы которого, в основном, рассказывают о сложной, парадоксальной, в чем-то забавной русской жизни, просто не мог бы существовать.

Я никогда не был на лекциях Разбежкиной, но наверняка на них звучат примерно такие слова: «Когда вы приступаете к съемкам фильма, не смотрите куда-то за горизонт — посмотрите вокруг себя, на тех, кто находится рядом, в вашей квартире или в квартире напротив, присмотритесь к окружающим вас людям — и вы точно найдете замечательного героя».

Действительно первые фильмы разбежкинцев — это, как правило, картины о друзьях, одноклассниках, сокурсниках, зачастую родителях — и иногда они сняты в жанре тех самых документальных комедий. Случается, что из-за близких отношений между героями и режиссером такие работы не доходят до экрана. В прошлом году во внеконкурсной программе «Артдокфеста» мы хотели показать фильм, главной героиней которого была мама режиссера, — она занималась распространением БАДов — в итоге из-за большого количества противоречий автор решил не выносить картину в публичное пространство.

Кроссворд

Режиссер София Данилина, Россия, 2018

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

Не знаю, какие именно отношения связывают режиссера фильма «Кроссворд» с его героями, но подозреваю, что они если не родственные, то очень близкие. Не могу представить и того, как герои отнесутся к картине, но знаю наверняка, что зрители «Кроссворда» при просмотре пройдут все стадии смеха — от легкой ухмылки до открытого зажигательного хохота. Надеюсь, герои смогут присоединиться к веселью, которое воцарится в зале.

Немолодой сын и тем более немолодая мама на протяжении всей картины общаются между собой посредством разгадывания кроссвордов. Действие происходит на даче, поэтому, кроме кроссвордов, герои заняты своим дачным хозяйством.

Вся представляющая их фактология находится за кадром: мы не знаем ни их социального статуса, ни семейного положения; мы можем лишь предполагать, что этот немолодой мужчина холост, и, возможно, никогда не был женат, что он живет с мамой, с которой у него достаточно тесные отношения.

Очевидно, что мать и сын давно исчерпали все возможные темы для обсуждения, и единственное, что их заставляет общаться, — это вопросы из очередного кроссворда, на которые они с удовольствием ищут ответы на протяжении всего фильма.

Едоки картофеля

Режиссер Дина Баринова, Россия, 2018

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

Фильм Дины Бариновой «Едоки картофеля» — совсем другой по настроению. Его герои, в силу своей совершенно очевидной социальной принадлежности, скорее всего, язык этой картины не поймут. В фильме показана одна семья. Я бы не назвал их бездомными, коль скоро они находятся в квартире, но это, пожалуй, представители низшего социального слоя. Действительно, основной рацион их питания — это картофель, отсюда и название. При этом они, как им кажется, живут достаточно органично, пытаются сопровождать свою жизнь прослушиванием старых пластинок с песнями ушедших в небытие времен. Все это вместе взятое создает некий, довольно абсурдный, образ бытия.

С одной стороны, эти люди живут понятной, наполненной событиями и повседневными заботами жизнью. С другой — наблюдение за героями вызывает ощущение, чем-то похожее на то, что возникает при просмотре пьесы Максима Горького «На дне», и наше отношение к происходящему в фильме так же колеблется от искреннего сочувствия до какой-то иронии и ухмылки.

Кстати сказать, работы Бариновой я бы осторожно сравнил с драматургией не столько Горького, сколько Сэмюэла Беккета. Это такие абсурдные ситуации, в которых существуют реальные люди. Она погружается в это пространство, и делает это точно не «через губу», не надменно, а как-то так, что нам тоже предлагают не просто смотреть на героев через стекло, а сесть с ними рядом за стол и тоже, так сказать, надкусить этот картофель. Вот в этом ощущении, что ты находишься с героями за одним столом, и есть особенность картин Бариновой. Я бы не сказал, что это комедия в чистом виде, — в ней есть элементы трагикомедии, — но процесс визуального «поглощения» этого картофеля у зрителя, безусловно, вызовет улыбку.

Еще 10 смешных документальных комедий, специально отобранных Виталием Манским, можно посмотреть на сайте «Артдокфеста».

Записала Александра Зеркалева