«Женщины говорят» — фильм о современных меннонитах, основанный на реальной истории. Он получил «Оскар» Героини теряют сознание, а потом обнаруживают себя изувеченными. И решают, что с этим делать
Мы рассказываем честно не только про войну. Скачайте приложение.
На прошедшей премии «Оскар» награду за лучший адаптированный сценарий получила картина режиссера Сары Полли «Женщины говорят». Фильм основан на одноименном романе Мириам Тейвз. Действие развивается в сообществе меннонитов в нулевых годах XXI века. Однажды все женщины в сообществе впадают в беспамятство, после чего обнаруживают, что их изнасиловали и избили. Мужчины пытаются доказать им, что это происки Сатаны, однако героини им не верят — и собираются на голосование, чтобы решить, как жить дальше. В ролях — Руни Мара, Клэр Фой, Джесси Бакли, Фрэнсис Макдорманд. Критик Антон Долин рассказывает об оскароносном фильме, который поражает своей сдержанностью и точностью.
Распределение «Оскаров», как обычно, вызвало споры по самым разным поводам. Среди дутых скандалов почти незамеченной осталась одна из номинаций. За лучший адаптированный сценарий премию получила 44-летняя канадка Сара Полли — создательница драмы «Женщины говорят», основанной на одноименном романе канадской писательницы Мириам Тейвз. Меж тем, эта негромкая в самых разных смыслах картина — несомненное событие сезона, невзирая на ненавязчивую интонацию или даже благодаря ей.
Отправной точкой для книги и фильма стала жуткая реальная история. Она случилась в колонии меннонитов в Боливии, между 2005 и 2009 годами. Более ста девушек и женщин впали в странное забытье, после которого пришли в себя и обнаружили, что их изнасиловали и избили; некоторые из них были беременными. Мужчины уверяли, что сексуальные преступления — дело когтей демонов, а то и самого Сатаны. Виновные (разумеется, люди из плоти и крови, которых осознанно покрывали братья по общине) были найдены, но не наказаны. Напротив, женщинам предложили публично покаяться — за обвинения в адрес почтенных членов сообщества.
В романе Тейвз вообразила ситуацию, в которой оказавшиеся в тупике женщины решают, как им реагировать — и ставят этот вопрос на голосование. Стоит ли продолжать жить с насильниками? Или надо собраться, взять с собой маленьких детей и уйти? Это заседание, длящееся по сюжету целые сутки и занимающее все действие фильма, экранизировала Сара Полли.
Фильм «Женщины говорят» шокирует контрастом между предельно травматичным содержанием и подчеркнуто спокойной, избегающей любого эпатажа и эффектов, формой. По сути, в фильме нет ничего, кроме разговоров. В этом и фокус, сложнейшее режиссерское решение. Самое важное показано именно через отсутствие, лакуны, эллипсы, фигуры умолчания.
Например, мужчин на экране — если не считать детей — практически нет вовсе, кроме в основном безмолвного хроникера событий, союзника пострадавших (роль школьного учителя Августа — одна из самых тонких в карьере британца Бена Уишоу). Пустые интерьеры сараев, кухонь, детских — пространств, которые могли бы оживить женщины и их работа, — выглядят как обещание, флэш-форвард из будущего (на самом деле, дома опустели на время голосования). Вот, что будет, если они уйдут. Даже скупая и выразительная музыка талантливой исландки Хильдур Гуднадоттир («Чернобыль», «Джокер») акцентирует эти паузы.
Но главный саундтрек картины — не мелодии, а исполненная боли и достоинства человеческая речь. Однако и в ней самое существенное не имеет форм выражения, остается не проговоренным, поскольку в лексиконе сверхрелигиозных героинь для многих понятий не существует подходящих слов.
Они всерьез боятся, что если покинут дома и мужей, то бог откажет им в спасении. Не будучи обученными грамоте, контрабандой проносят на заседание карту местности — и учатся определять свой маршрут по звездам. Самый фантастический момент фильма — явление автомобиля. Приехавшие проводят перепись населения за 2010 год. В этот момент зритель вспомнит, что действие разворачивается не в XVII веке — в котором, кажется, ментально и поведенчески находятся женщины-заложницы.
Неброская красота статичных кадров-картин, наполненных каким-то вермееровским светом (женщины в чопорных одеждах напоминают о старой голландской живописи), создана оператором Люком Монпелье, прежде работавшим с Гаем Мэддином. Но, при замкнутости действия в одном пространстве и строгом соблюдении правила трех единств, Сара Полли обеспечивает внутреннюю динамику драматургией отношений между женщинами разных поколений. Отчасти она передана в диалоге, отчасти — сложной игрой взглядов, жестов, движений: гневная Салом (звезда «Короны» Клэр Фой) и ее оппонентка, спокойная и ироничная Уна (неузнаваемая Руни Мара), саркастичная жертва деспотичного мужа Мариш (памятная по «Чернобылю» Джесси Бакли) и железная Янц по прозвищу «Лицо со шрамом» (Фрэнсис Макдорманд, она же сопродюсер картины).
Следить за развитием интриги так интересно именно потому, что авторы вскрывают механизмы демократии в действии, детально приводя аргументы за и против разных форм сопротивления — и склоняясь в пользу ненасильственного протеста. Эти лейтмотивы уводят фильм с пространства злободневного кино о правах женщин в плоскость разговора о насилии в отношении вообще всех людей — и способов борьбы с ним. Архаические костюмы и обстановка, в точности передающие уклад игнорирующих современность меннонитов, окончательно превращают картину в притчу. Но не назидательную, а двусмысленную, в которой побег может быть парадоксально приравнен к победе.
Сара Полли в своем всего лишь четвертом фильме предстает зрелой и самобытной художницей, а кроме того, если можно так сказать, исключительно умной читательницей. Знаменитая с детства актриса, сыгравшая знаковые роли у Терри Гиллиама («Приключения барона Мюнхгаузена»), Атома Эгояна («Экзотика», «Славное будущее») и Дэвида Кроненберга («Экзистенция») перешла к режиссуре и сценарному ремеслу, интерпретируя тексты ключевых для Канады авторов — Элис Манро («Вдали от нее»), Маргарет Этвуд («Она же Грейс»), теперь Мириам Тейвз.
Параллельно с этим она создает собственную интимную летопись в кино (документальный «Истории, которые мы рассказываем») и литературе (сборник эссе «Беги навстречу опасности»). Достоинство и выверенность интонации, владение словом и умение создать красноречиво немой образ, виртуозная работа с актерами и безупречное чувство ритма — все это позволяет назвать Полли одной из самых талантливых звезд современной режиссуры.
(1) Меннонитство
Протестантское течение, возникшее в Нидерландах в XVI веке. В основе вероучениялежит идея непротивленчества: меннониты по религиозным убеждениям отказываются брать в руки оружие.
(2) Гай Мэддин
Канадский кинорежиссер. Снял фильмы «Мой Виннипег» (2007) и «Самая грустная музыка в мире» (2003)
(3) Три единства
Правила драматургии, которых придерживался классицизм в XVII—XIX веках. Единство действия — у пьесы только один главный сюжет; единство места — все действие пьесы разворачивается в одном и том же месте; единство времени — действие пьесы должно длиться не более суток.