Image
истории

Борцы с системой — политической и кинематографической — главные герои «Оскара» этого года Антон Долин рассказывает о результатах премии

Источник: Meduza
Фото: Chris Pizzello / AP / Scanpix / LETA. Дэниел Роэр и члены съемочной группы «Навального» принимают награду за лучший документальный полнометражный фильм на церемонии «Оскар»

Мы рассказываем честно не только про войну. Скачайте приложение.

В Лос-Анджелесе прошла 95-я церемония вручения премии Американской киноакадемии. Триумфатором стал предельно экспериментальный фильм «Все везде и сразу», получивший семь «Оскаров». Лучший документальный фильм — «Навальный». Три актерские награды из четырех получили актеры из «Все везде и сразу» (Мишель Йео, Джейми Ли Кертис, Ке Хюи Куан), четвертая — у Брендана Фрейзера за драму «Кит». Лучший анимационный фильм — «Пиноккио Гильермо дель Торо», действие которого происходит в фашистской Италии. Кинокритик Антон Долин рассказывает о том, как противостояние системе стало главной темой премии.

Занятный исторический парадокс. В последний раз Россия была одной из главных героинь «Оскара» около 30 лет назад — Никита Михалков и его «Утомленные солнцем» победители в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Тот же Михалков, который тогда стоял на сцене с золотой статуэткой и маленькой дочкой, потребовал в 2022 году отказаться от выдвижения какой-либо российской картины на «Оскар» — и ему подчинились. Однако на прошедшей в Лос-Анджелесе церемонии в этот раз все же говорили о России — как о родине политзаключенных, освобождения которых требовал режиссер-победитель. 

Канадец Даниэл Роэр, создатель документального фильма «Навальный», посвятил награду герою своего фильма. За ним стояли родные Алексея Навального — его жена Юлия, также сказавшая краткую речь, его дети и расследователи Христо Грозев с Марией Певчих. Эта Россия бросает вызов диктатуре, такой страну хотят видеть на авансцене зрители. Представляет ее и сам Алексей, по понятным причинам отсутствовавший на церемонии. Не только герой, но и полноправный соавтор фильма о собственном отравлении; не только оппозиционный политик, но и автор документальных картин-расследований, которые смотрели миллионы. 

Конечно, многие остались недовольны победой «Навального». И те, кто болели за не менее замечательную картину, снятую в Украине, «Дом из осколков»; фильм о детях Донбасса сделал знаменитый датский документалист Саймон Леренг Уилмонт. И те, кто выступает против «политизации» кинопремий. И многочисленные противники Навального.

Однако вполне возможно, что победа внятной и эмоциональной картины Роэра объясняется не только политическими пристрастиями академиков, но и тем, насколько невероятная и увлекательная история рассказана в фильме. Нет сомнений, что для многих зрителей она не менее сюрреалистична, чем главный триумфатор «Оскаров» — «Все везде и сразу» Дэниела Шайнерта и Дэна Квана, которых для простоты называют Дэниелами. 

На фоне маститых, многократно увенчанных конкурентов Шайнерт и Кван выглядят наглыми самозванцами. Казалось бы, куда им — режиссерам экспериментального малобюджетного кино, смешивающим «низкие» жанры любителям непристойного юмора — до Стивена Спилберга с его исповедальными «Фабельманами», База Лурмана с его ослепительным «Элвисом», Мартина Макдоны с его меланхоличным «Банши Инишерина», Тодда Филда с великолепной Кейт Бланшетт и их острой «Тар»? Все эти четыре картины лет 20 назад не могли бы остаться без премий. В этом году они не получили ровным счетом ничего. 

Image
Продюсер «Все везде и сразу» Джонатан Ван, Дэн Кван и Дэниел Шейнерт — и их семь «Оскаров»
Emma McIntyre / Getty Images

Среди прочего в 2023-м подтвердился окончательный разлом с «Золотым глобусом», наградившим именно эти четыре ленты. «Золотой глобус» остался в ХХ веке, с его ценностями и приоритетами, «Оскар» же ищет путь в новой эпохе, пусть и на ощупь. Статусность потеряла значение для Американской академии, теперь выше ценятся изобретательность, новаторство, актуальность. Этих качеств — в избытке у двух главных победителей, «На Западном фронте без перемен» Эдварда Бергера (четыре «Оскара», включая приз за лучший иностранный фильм) и «Все везде и сразу» (семь «Оскаров», включая приз за лучший фильм года). Эти черты, судя по всему, важнее технического и художественного совершенства, в нехватке которых справедливо обвиняют немецкую картину и хулиганский опус Дэниелов. 

Награждая Бергера, академики напомнили об идущей весь этот год войне, о гибнущих на ней невинных людях, о неоправданности любой глобальной мясорубки, затеянной политиками ради достижения смутных целей (героев от власти к более строгому сюжету книги Ремарка добавили именно кинематографисты). Премируя «Все везде и сразу», отдали дань тем, кого общество обычно не замечает, — их страхам, фантазиям, надеждам. Структура этого фантастического фильма позволяет скромнейшей немолодой американской китаянке, управляющей прачечной, стать супергероиней мультивселенной. С ее неправдоподобными и дикими приключениями вполне можно сравнить взлет самих Дэниелов (Кван — сын эмигрантов из Азии, благодаривший родителей с оскаровской сцены) и их картины. 

Касается это и трех актеров, награжденных за роли во «Все везде и сразу». 60-летняя Мишель Йео, этническая китаянка из Малайзии, оказалась первой азиатской актрисой, получившей актерского «Оскара». Ее партнер, 51-летний Ке Хюи Куан, прославился детской ролью в «Индиане Джонсе и Храме судьбы» и уже не верил в возможность перезапуска карьеры — а теперь стоял на сцене рядом со своим старшим товарищем по той давней авантюре Харрисоном Фордом (он вручал приз за лучший фильм), а из зала ему аплодировал Стивен Спилберг. Но даже и Джейми Ли Кертис — звезда хорроров и комедий, «королева крика» — всегда считалась актрисой исключительно жанрового кино и об «Оскаре» прежде не мечтала. 

В этот контекст более чем логично ложится награждение за лучшую мужскую роль Брендана Фрейзера («Кит» Даррена Аронофски получил и еще одну заслуженную статуэтку, за грим). Его речь была сбивчивой и банальной, но это делало выход актера лишь более трогательным — он так тяжело дышал, будто так и остался в образе «человека-кита» Чарли. И уж точно не мог поверить в свою победу.

Фрейзер тоже всегда был актером сугубо коммерческого развлекательного кино, потом фактически выпал из профессии. Только чутье и эмпатичность Аронофски смогли вернуть исполнителя, пережившего психологическую травму и заметно изменившегося. «Кит» — пожалуй, единственный победитель 2023 года, по отношению к которому можно употребить оборот «оскаровский материал». И все равно Остин Батлер и Колин Фаррелл казались претендентами более вероятными в этой номинации. 

Image
Брендан Фрейзер получает «Оскар» за лучшую мужскую роль в фильме «Кит»
Carlos Barria / Reuters / Scanpix / LETA

Блокбастеры тоже получили свое — скромно, но достойно.

Приз за лучший звук достался «Топ Гану: Мэверик», костюмы — второй «Черной Пантере», спецэффекты — второму «Аватару». Исключительно сиквелы, будто специально для иллюстрации кризиса идей в Голливуде. Но этот тезис тут же опровергло награждение Дэниелов в сценарной категории — с их в высшей степени нестандартной картиной. Премия за адаптированный сценарий тоже об этом говорит — она досталась талантливой канадке Саре Полли за самобытную драму «Женщины говорят».

Тон всей церемонии задал не протокольный монолог опытного ведущего Джимми Киммела, сразу предупредившего, что насилия на сцене в этот раз не будет (в память о прошлогодней пощечине Уилла Смита Крису Року), а «Оскар» нонконформистскому и антифашистскому кукольному «Пиноккио Гильермо дель Торо». По всей видимости, именно такие герои, противостоящие системе (и Алексей Навальный в том числе), особенно нужны кинематографу и миру сегодня. 

Антон Долин