Почему честные, образованные и интеллигентные люди иногда оправдывают (и даже прославляют) диктатуру и войну? Максим Трудолюбов нашел ответ в книге Томаса Манна «Рассуждения аполитичного»
Мы говорим как есть не только про политику. Скачайте приложение.
Не стоит недооценивать привлекательность представлений, на которых стоит современный российский политический режим. Приоритет национальных интересов над международными договоренностями, защита традиционной семьи, неприятие либеральной демократии — это не только клише, но и идеи, под которыми можно найти основания. В них нет ничего ни уникального, ни заведомо ужасного. Эти представления распространяются в обществах, остро переживающих свою особость и периферийность по отношению к преуспевающим соседям. Но применение этих идей на практике имеет последствия. Редактор рубрики «Идеи» Максим Трудолюбов перечитал книгу Томаса Манна «Размышления аполитичного», которую тот написал 100 лет назад, и напоминает о драматической интеллектуальной судьбе писателя, проклинавшего западную политику в годы Первой мировой войны и ставшего убежденным «западником» к началу Второй.
На протяжении всей Первой мировой войны Томас Манн, по его собственному выражению, воевал на «фронте мысли». Он писал статьи, читал публичные лекции и в 1918 году издал патриотический манифест «Рассуждения аполитичного».
Автор этой книги — совсем не тот Манн, какого мы знаем по текстам более позднего времени. В «Рассуждениях» писатель (к тому времени — создатель, помимо прочего, «Будденброков» и «Смерти в Венеции») оправдывает войну и объявляет «вечной, прирожденной миссией Германии» борьбу против бездуховной цивилизации Запада, представленной державами Антанты. А также говорит о «немецком одиночестве между Востоком и Западом» и много цитирует Достоевского. Манн с горечью рассуждает об отторгнутости Германии от остального мира и ненависти, которую она вынуждена сносить, потому что встала на борьбу против «духа Запада».
Многое из написанного в военные годы Манн в дальнейшем пересмотрел, но книга осталась. Это текст для чтения в такие времена, как наши. С оговорками и натяжками можно говорить о том, что Россия сейчас занимает примерно то же политическое положение по отношению к «коллективному Западу», что и Германия 100 лет назад.
Манн с таким красноречием отвергает идеи эпохи Просвещения, «западные» представления о либерализме и демократии, что российские консервативные политики многому могли бы у него поучиться — если бы хотели сформировать последовательную идеологию. Ведь, постоянно напоминая обществу о том, что страна находится в состоянии войны с бездуховным и агрессивным Западом, власти стремятся сделать граждан «аполитичными» именно в том смысле, в каком аполитичным был в то время Томас Манн.
Демократическая политика с партиями и выборами, согласно тогдашнему Манну, противостоит поэзии, эстетизму и искусству в целом. Она навязывает обществу примитивные нормы, стирает традиции и традиционный образ жизни. Политика, иными словами, уничтожает «сложного человека», о котором писал в недавнем антизападном манифесте режиссер Константин Богомолов. Претенциозный текст Богомолова не идет ни в какое сравнение с манифестом Манна по качеству аргументирования, но по политическому смыслу они сопоставимы.
Манн говорит о неизбежности, даже нужности европейской катастрофы, в которой непонятая и неоцененная культура Германии столкнулась с «гниющей» цивилизацией Запада. В тексте даже есть «паразиты» и «личинки», которыми эта цивилизация кишит. Русская, советская и нынешняя риторика «загнивающего Запада» не менее красноречива.
Манн пишет об «антинемецкости» Запада (аналог «русофобии») и оправдывает войну тем, что Германия не столько внешнеполитический конкурент Франции и Великобритании, сколько их духовный противник. Параллели всем этим мыслям нетрудно найти в высказываниях сегодняшних российских политиков и пропагандистов. «Одиночество между Востоком и Западом» ощущают в России очень многие.
Своими внутренними противниками Манн считал тех, кого он называл литераторами-западниками, авторами-цивилизаторами (Zivilizationsliterat). С его точки зрения, эти люди, говоря современным русским языком, «иностранные агенты». Манн воспринимал их как носителей чуждых для Германии ценностей, сбивающих германскую культуру с верного пути.
Как замечает исследователь этой работы Марк Лилла, «цивилизаторы» (в устах Манна) — презрительное определение, которое звучит еще драматичнее, если знать, что одним из адресатов «Размышлений» был родной брат Манна, Генрих, — противник войны и сторонник демократического переустройства Германии.
Томас Манн разделял «цивилизацию» и «культуру». Если «цивилизация» для него — это разум, гуманизм, демократия и прогресс, то «культура» — стихия, связанная с темной стороной человеческой природы, первородная, не подчиненная правилам буржуазной морали. Именно культура, а не цивилизация есть, по Манну, подлинный источник великого искусства. Французы и англичане хотели разрушить германскую культуру, политически ее демократизировать, «цивилизовать» и тем самым превратить Германию в нацию мещан.
Правящая сегодня в России группа увидела бы созвучные своим мысли даже в рассуждениях Манна о «плодовитости» Германии. Манн приводит статистику рождаемости конца XIX — начала ХХ века и замечает, что с 1900 года в его стране началось внезапное, «неизвестное никаким культурным народам» падение рождаемости. Манн винит в этом пришедшее с Запада распространение противозачаточных средств. Даже в этом писатель обнаруживает вредоносное вторжение в великую германскую культуру западной цивилизации с ее новыми нормами частной жизни, мешающими «плодовитости» нации. Он говорит о сохранении жизни, о ее консервировании. Политика российских властей в части поддержки традиционной семьи и повышении рождаемости смыкается с этим ходом мысли.
У Манна можно найти практически все темы, по которым российские идеологи декларируют свои разногласия с западными политиками: неприятие либеральных ценностей, недоверие к демократизации и американизации общества, романтизация войны, приоритет национального над интернациональным, защита традиционной семьи.
Эти представления не уникальны ни для Германии прошлого, ни для России настоящего. Мемы о загнивающем Западе кочуют из страны в страну. Они снова и снова возникают в любой культуре, которая высоко себя ценит, но чувствует недостаток признания со стороны других. Речь тут идет не столько о мыслях, сколько о симптомах болезненно переживаемой особости и «периферийности». Острее всего эту особость и периферийность чувствуют интеллектуалы, а благодаря их блестящим формулировкам эти представления распространяются в обществах и перестают быть просто разговорами.
Манн осознавал, что его публицистика радикальна, но заявлял, что рассуждения и должны быть такими. Мысль может и должна быть бескомпромиссной, а действия — это уже политика, которая всегда сводится к полумерам, сделкам и партийной борьбе.
Тем не менее уже в начале 1920-х Манн отказался от многого сказанного в «Размышлениях» и поддержал Веймарскую республику. В 1933 году, после прихода к власти Гитлера, семья Маннов переехала в Швейцарию, а позже — в США, где Манн активно участвовал в жизни немецкого эмигрантского сообщества.
Идеи формулируют одни, а воплощают часто другие. Переживания, которые Манн — в форме рассуждений — фиксировал в годы Первой мировой войны, стали для властей Третьего рейха руководством к действию. В этой воплощенной форме Манн свои мысли не узнал и открестился от них.
В статье «Трагедия политической апатии» он позже писал: «Дело в том, что отказ культуры от политики — заблуждение, самообман. Уйти таким образом от политики нельзя, можно лишь оказаться не в том стане, питая, сверх того, страстную ненависть к противнику. Аполитичность есть не что иное, как попросту антидемократизм, а что именно это означает, каким самоубийственным образом дух, став на такую позицию, бросает вызов всему духовному, обнаруживается с необычной ясностью на крутых поворотах истории».
Нам, в отличие от Манна, не нужно ждать годы, чтобы ужаснуться тому, к чему ведут высказанные им во время войны идеи. Мы это уже знаем. Кроме того, Манн времен Первой мировой войны, как и идеологи фашистских режимов ХХ века, верил в то, что проповедовал. Лозунги были нужны политикам тех лет для мобилизации населения. Сегодняшние российские власти мобилизуют граждан административными средствами (например, когда требуют от бюджетников и госслужащих участвовать в голосовании).
В сегодняшних условиях романтизация войны и призывы к национальному единству перед лицом врага — это просто выученный язык, давно известный. Это не что-то новое и увлекательное, как в 1920-е годы в Италии или в 1930-е годы в Германии. Это что-то старое и скучное.
Идеологии, отсылки к которым звучат в российских государственных медиа, нужны чтобы отпугивать или отвлекать общество и международных партнеров России, а не для того, чтобы их привлекать. Обладателям власти и собственности, вероятно, хочется выглядеть страшными и ужасными, чтобы активные граждане внутри страны и политики других стран не посягали на их экономические интересы.
Значит ли это, что нынешняя консервативная волна не приведет к войне? К сожалению, нет: официозные медиа могут быть наполнены ненастоящей идеологией, но оружие у всех настоящее. В каком-то смысле возрожденный консерватизм уже привел к войне — к войне культурной. Либеральные силы (как бы их ни называли в разных странах) видят происходящее в мире как цепочку позитивных изменений. Индивидуальность получает все новые права, а общества освобождаются от предубеждений по отношению к тем, кого раньше было принято стигматизировать и даже наказывать, например представителей сообщества ЛГБТ+. Консерваторы, наоборот, смотрят на эти изменения как на крушение основ культуры и религиозной веры. Мировая культурная война — реальность нашего времени, которая заслуживает отдельного разбора, — об этом в следующем тексте.
Что еще об этом почитать
Манн Т. Рассуждения аполитичного. М.: АСТ, 2015
В книге много отсылок к России и русской литературе. В предисловии Манн говорит: «Я заканчиваю эти заметки в день объявления о начале мирных переговоров между Германией и Россией (автор имеет в виду Брестский мир, сепаратный мирный договор, подписанный в 1918 году Советской Россией и Германией, — прим. „Медузы“). Если меня ничто не обманывает, то сбылось долгое, лелеемое еще с начала войны желание моего сердца: мир с Россией! Мир прежде всего с ней! И война, если она еще будет идти, будет идти против одного только Запада».
Хафнер С. История одного немца: Частный человек против тысячелетнего рейха. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2016
Это книга, написанная человеком, который хорошо понимал происходившее в Германии в 1920-е и 1930-е — и уехал из страны после прихода нацистской партии к власти. Хафнер осознал тогда, что обычный частный человек — вопреки распространенному мнению — не сможет остаться в стороне от изменений, навязываемых обществу государством.
Цвейг С. Вчерашний мир. Воспоминания европейца. М.: Азбука-Аттикус, 2015
Последняя книга Цвейга, написанная в эмиграции в 1939–1941 годах, незадолго до самоубийства писателя. Эта книга — воспоминания о Европе конца XIX — начала XX века, об обществе и культуре, о довоенной Вене и Австро-Венгерском государстве. Главное здесь — контраст между тем, как выглядел мир в юности Цвейга, и тем, каким он стал к 1930-м и 1940-м. Эта книга должна быть близка многим из тех, кто родился в СССР и помнит тот надежный, навсегда установленный порядок советских времен.
(1) Демографический переход
Падению рождаемости в Германии в начале 1900-х предшествовало резкое увеличение доли детей, доживающих до возраста пяти лет. Такое падение смертности универсально фиксируется при демографическом переходе во всех странах и считается одной из основных реальных причин падения рождаемости. Подробнее.
(2) Веймарская республика
Была провозглашена в Германии после поражения в Первой мировой войне; названа по городу Веймар, где была принята первая республиканская конституция в истории Германии. Пережила ряд тяжелых экономических и политических кризисов и в итоге пала после прихода к власти Гитлера.