«Люди, которые думают так же, не решаются это произнести» Манифест Константина Богомолова о «новом этическом рейхе» обсуждают везде. Мы попросили режиссера объяснить, зачем он его написал
Мы говорим как есть не только про политику. Скачайте приложение.
«Новая газета» 10 февраля опубликовала текст «Константин Богомолов. Похищение Европы 2.0» — это манифест режиссера, в котором он рассуждает о новой этике, называя ее «новым этическим рейхом». Богомолов также пишет о расовом равноправии, «сексуальной контрреволюции» и других процессах, идущих, по его мнению, сегодня в западном обществе. «Благодаря стечению обстоятельств мы оказались в хвосте безумного поезда, несущегося в босховский ад, где нас встретят мультикультурные гендерно-нейтральные черти», — написал режиссер. В соцсетях текст много обсуждали и критиковали — Богомолов даже попал в тренды российского твиттера. Специальный корреспондент «Медузы» Светлана Рейтер спросила Богомолова, зачем он написал этот манифест и как он относится к слухам о том, что настоящий автор текста — Владислав Сурков.
— Это первый ваш манифест такого рода?
— Название «манифест» весьма условное. Скорее, это концептуальная концентрация тех идей, которые давно бродят в голове. Насколько я помню, я не слишком часто выступал с какими-то программными заявлениями относительно не театра, а политической жизни.
— Почему вы решили выступить сейчас?
— Почему сейчас? Да не почему. Просто эти мысли оформились в форму некоего манифеста.
— Долго вы его писали?
— Я произносил эти вещи уже несколько лет — в разных вариациях, на встречах со зрителями, читателями, в интервью. В какой-то момент я решил, что нужно их систематизировать, уплотнить и привести в состояние единого текста. Активно я стал заниматься этим летом прошедшего года, во время карантина. В последнее время финализировал текст до нужного состояния.
— Вы сказали — «нужно». А кому это было нужно? Вам?
— Мне, естественно.
— То есть проговаривая это в интервью, друзьям, знакомым, в разных компаниях, вы чувствовали, что этого недостаточно?
— Говоря эти слова в разных компаниях, я находил отклик. Скажем так, в 99% случаев я слышал реакцию «да, да, да, мы тоже так думаем». И я считал для себя необходимым опубликовать это еще и потому, что люди, которые думают так же, не могут это сформулировать или не решаются это произнести.
— Вы, кажется, дружны с Александром Бауновым, известным поклонником либеральных ценностей, главным редактором carnegie.ru.
— Его реакция вас интересует? Она была следующей: «Когда реакция на текст подтверждает в нем написанное».
— Почему вы решили отдать свой текст «Новой газете»?
— Мне кажется, это то пространство, которое декларирует себя свободным и независимым. Мой текст не является попыткой кому-то подыграть, мой текст — неудобный и некомфортный для многих, но искренний. Поэтому я посчитал правильным отдать его в то пространство, где…
— Текст воспримут максимально недружелюбно?
— Где декларируют, что свобода остается главной ценностью. Центр этого текста — это свобода эмоций и свобода мысли. Мне кажется, такое издание, как «Новая газета» как минимум пытается защитить свободу. Удобная она, неудобная, «правильная», «неправильная», но — свобода.
— Как вы заметили, что новая этика, которую вы в своей статье сравниваете с нацизмом, вызывает у вас отторжение? Был какой-то случай в жизни? Неискренняя улыбка в магазине, когда продавщица вас хотела послать куда подальше? Обвинение в нетолерантности, когда вы кого-то как-то не так назвали?
— Трудно сказать, с чего это начиналось. Я могу привести один забавный пример: мы как-то сидели с нашими друзьями, был вечер, ужин — не в России. Было лето, это лето, август. Дети наших друзей сидели за тем же столом — они учатся в американских учебных заведениях. Мы начали спорить — я сам специально завел спор о Black Lives Matter (BLM). Мы стали говорить о том, что происходит в США, долго спорили.
В какой-то момент дети сказали: «Да, может, мы в чем-то заблуждаемся, может, мы недостаточно образованны и не принимаем многого во внимание, но мы — свободны, мы можем говорить то, что мы хотим. А вы в России не можете говорить то, что вы хотите, вы не свободны. И в этом — принципиальная разница между нами». Я сказал: «Окей, вы же учитесь в американских университетах. Если вы придете и скажете „All lives matter“, что будет?» И они совершенно искренне сказали: «Ну, за это нас, конечно, выгонят». И это всего лишь один пример из огромного множества примеров абсурда, дикости, безумия, неадекватности.
— Вам не кажется, что когда дети за столом говорили «зато мы можем говорить свободно, а вы нет», они имели в виду другое? Вероятно, они имели в виду, что они могут критиковать власть, а мы — нет? И в этом случае происходит подмена понятий — вы им говорите, условно, что «в Америке негров линчуют».
— Безусловно, бывает власть, которая неадекватна в сиюминутных действиях. А есть неадекватность целой цивилизации и ее принципов существования. Я смею утверждать, что ограничение свободы на Западе есть шаг в создании новой тоталитарной цивилизации. И это гораздо страшнее, чем попытка какого-то политического режима защитить себя от критики. Нельзя сравнивать запрет критики конкретной власти и запрет на выражение своего мнения по отношению к цивилизационным ценностям. Западная цивилизация ставит запрет на критику своих основ. В сравнении с этим желание любого политического режима защитить себя от критики отдельных своих действий — детский лепет.
— У меня нет задачи вас переспорить, мне хочется вас понять. Вам не кажется, что в данный момент наша, российская, условная свобода цивилизации при действующих многолетних жестких ограничениях на свободу собраний и свободу слова — не только мои, но и ваши коллеги пострадали от последних событий — так вот, наша цивилизационная свобода при множественных сиюминутных, как вы говорите, несвободах, выглядит, простите за выражение, менее кошерно и совместимо с существованием, чем их несвобода цивилизации?
— Не кошерно?
— Это во мне еврейское, простите, Константин.
— Гораздо более не кошерно выглядят цивилизационные ограничения. Они имеют более серьезные и трагические последствия. Режимы нравятся или не нравятся, они приходят и уходят, а вот цивилизация — печальная, извращенная, дикая — она остается. Цивилизацию вы сменить не можете, она может только погибнуть.
— Вы думаете, что путь западной цивилизации — линейный, без отклонений? Люди не могут осознать, что примат человека выше примата общества и начать слушать каждого?
— Я говорю о цивилизации. Вы поймите, наш разговор сейчас о том, что важнее — период жизни или период целой цивилизации. Вот я хочу сказать, что цивилизация — важнее.
— Возможно, я не до конца сформулировала. Почему вы не допускаете, что цивилизация может пойти по другому пути?
— Не может.
— Почему?
— Нацистская цивилизация, которая допускает варение мыла из людей, не может пойти по другому пути.
— Она пошла.
— Она не может внутренне измениться, потому что в ее основе лежит не культ личности отдельного человека, не опасение потерять власть, а допуск того, что из человека можно варить мыло. И это принципиальная разница по сравнению с определенным режимом, который считает: «Вот это политическая власть, она важна, поэтому эта политическая власть ограничивает критику в свой адрес». Притом, что в России свобода слова на сегодняшний день гораздо выше, чем у западной цивилизации. Свобода слова, я подчеркиваю.
— Свобода слова и несвобода действий?
— Да. Еще раз. Цивилизационная несвобода, которая сегодня закладывается на Западе…
— Гораздо опаснее, чем сиюминутная, эту точку зрения я поняла. Но смотрите, вы сами заговорили о периоде варения мыла из людей. Он закончился и немцами отрефлексирован.
— Он закончился убийством той цивилизации, которая попыталась ввести варение мыла из людей в норму. Этот период закончился не изменением этой цивилизации изнутри, а убийством. И, кстати, в этом принципиальное различие от коммунистической цивилизации, которая основывалась на гуманистических ценностях и могла меняться изнутри. Нацистская цивилизация изнутри меняться не может, потому что строит себе фундамент из античеловеческих антиценностей. А коммунистическая цивилизация, которая строит фундамент из человеческих ценностей, но выбирает нечеловеческие инструменты, меняться может. Важно, какие ценности находятся в фундаменте.
— Тогда объясните, пожалуйста, в чем отличие. Мы имели коммунистические ценности, гуманизм — и красный террор с репрессиями. Чем это лучше нацизма?
— Вы как будто не понимаете. Есть ценности, а есть реализация этих ценностей. Вы же не будете спорить, что интернационализм является безусловной ценностью. Равенство народов и равенство прав является безусловной ценностью. Может возникнуть фанатик, который будет навязывать равенство народов и интернационализм террором? Может. Это ужасно и безобразно. Но это вопрос конкретного человека, который пытается конкретные гуманистические ценности навязать террористическим образом или прикрывается гуманистическими ценностями для реализации своих маниакальных целей. Другое дело, когда ценности изначально являются злом. Понимаете?
— Вы меня простите, но с точки зрения истории разницы никакой — коммунистические ценности, которые воплощались при помощи террора Лениным и Сталиным, или нацистские ценности, которые воплощал Гитлер.
— С точки зрения истории нацизм мертв, а коммунистические режимы продолжают…
— Жить.
— Вы меня спрашиваете? Дайте мне ответить. Это вот, кстати, пример, почему журналистика стала пропагандой. Вы не можете дотерпеть до ответа, потому что я для вас не интервьюируемый, а оппонент. Вы говорите со мной, как с оппонентом, а не с человеком, чьи мысли вы хотите узнать. Потому что если бы вы говорили со мной как с человеком, чьи мысли вы хотите узнать, то вы бы послушали меня, а не опережали.
Так вот. Нацизм мертв, он был убит. А коммунизм реформирует сам себя, очищается, превращается в новые социалистические и буржуазные государства. Коммунизм себя, это доказала история, изнутри реформировал. И приход к власти Горбачева является прямым доказательством разницы между нацизмом и коммунизмом.
— Тогда по какому пути, на ваш взгляд, должна идти Россия?
— Это вопрос разговора и дискуссии. У меня есть ответ, но он слишком долгий для такого короткого разговора. Мне принципиально важно было сказать следующее: «Даже если кому-то не нравится, что происходит в России с точки зрения политической власти, для меня то, что происходит на Западе с точки зрения цивилизации, является гораздо более важной и серьезной темой». Я считаю, что политическая власть меняется, а то, что происходит с европейской цивилизацией, для меня катастрофично.
— Вас многие критикуют за этот манифест?
— Да. А когда так не было?
— Ну, все-таки это ваше первое публичное выступление такого рода.
— Слушайте, я всегда находился в противоречиях с теми или иными трендами, поэтому для меня это привычно.
— Вы говорили, что ваши идеи и мысли вызывали отклик у ваших собеседников.
— Да. И сейчас очень многие пишут мне слова поддержки — важные и правильные.
— А что за собеседники? Актеры? Музыканты?
— И люди культуры, и люди бизнеса, просто мои знакомые из разных сфер деятельности.
— Вы не боитесь, что вас обвинят в ущемлении прав ЛГБТ-сообществ?
— Да на здоровье, пускай каждый воспринимает этот текст, как хочет. Попытка оправдываться за то, что ты говоришь, бесполезна и бессмысленна. Я говорю то, что я говорю, все умные и разумные люди, мне кажется, воспринимают это адекватно. Считать, что этот манифест, якобы, атака на ЛГБТ-сообщество — глупо. Если кто-то хочет на этом сыграть, пожалуйста. Но мне кажется, меня менее всего можно обвинить, учитывая все, что я делал в театре и кино, в атаке на ЛГБТ-сообщество. Для меня это слишком дешево.
— Почему в вашем тексте нет ответа на вопрос, чем цивилизационно не свободная Европа хуже сиюминутно не свободной России?
— Мне кажется, там есть целый абзац, посвященный России, — с мнением прогрессистов о том, что это страна вертухаев и рабов. Мне тоже неприятна и некомфортна атмосфера страха и насилия, мне неприятно, когда этот страх и насилие является проявлением генетической памяти. Мне кажется важным, чтобы эта генетическая память уходила из жизни людей. Для меня это очевидная вещь: страна, которая долгие годы находилась в зоне тоталитарного режима, не может быстро от него избавиться — ни со стороны власти, ни со стороны народа. И с той, и с другой стороны есть тысяча приспособлений взаимодействия друг с другом, с этим связанных. Но это не отменяет более важной для меня цивилизационной истории, связанной с Западом.
— Возможно, в абзаце про Россию вам стоило написать, что когда власть сменится, мы будем свободнее?
— Я понимаю, что это вызывает вопросы у людей, которые не хотят заглядывать в разговор о цивилизации, а хотят говорить о конкретной власти. Но для меня совершенно очевидно, что этот разговор более мелкий — если в него заходить, то мне кажется, из манифеста понятно, что смена власти означает приход людей тех самых тоталитарно-левацких убеждений, против которых этот манифест написан.
— Почему?
— Так случилось, что у человека в сегодняшней ситуации — почему я и говорю о необходимости создания новой праволиберальной силы — нет пути. Если ты скажешь, что тебе что-то не нравится в нынешней власти, ты будешь принят в дружные объятия адовой толпы, с которой тебе не хочется быть. Если ты скажешь, что в нынешней власти тебе что-то нравится, ты будешь благополучно обосран этой же толпой или задушен в объятиях провластных пропагандистов, регулярно оказывающих этой власти самую худшую из услуг. Альтернатив нет. И приход этой толпы, как мне кажется, будет адовее самых неадекватных проявлений сегодняшней власти.
— Вопрос банальный и естественный. Вы не планируете идти в политику?
— Нет, я не планирую идти в политику. У меня нет амбиций заниматься политикой, у меня есть амбиции заниматься театром, кино, литературой, мыслями, идеями. Моя задача состоит в том, чтобы слова, которые я произношу, для кого-то стали теми словами, о которых он думал, но не сформулировал. Чтобы люди знали, что есть человек, который готов сказать эти слова и принять на себя удар сетевой толпы. Что есть возможность отстаивать свои слова. Это первое. Второе. Я бы хотел, чтобы и у меня, как у избирателя, была праволиберальная платформа, которая формулировала бы свои ценности, не боясь и не заигрывая с западной цивилизацией.
— Есть версия, что этот текст писали не вы, а Владислав Сурков. Он в своих статьях высказывал похожие мысли. Как вы к этому относитесь?
— Никак. Господи, что я могу сказать? Может, кто-то говорит, что и спектакли за меня ставят. Я вам честно скажу — я искренен. То, что я произношу, я произносил всегда — в тесных и не очень компаниях. То, что я делаю в творчестве, — это исследование зон свободы. Это про то, что я имею право чувствовать, имею право любить и ненавидеть. Кому-то это было приятно, кого-то раздражало, но мне это было не так важно. Мне нужно внутреннее ощущение своей свободы, мысли и эмоций. И я вижу, что есть люди, которые думают, как я, но у них другой характер, они не могут выдерживать напор и атаку. Я хочу дать им своими мыслями силу и опору.
— Но вы понимаете, что люди, прочитав ваш текст, подумают: «Ага, Константин Богомолов. А не он ли у нас в группе поддержки Сергея Собянина?»
— Я и по отношению к группе поддержки Сергея Собянина могу сказать то же самое. Я был доверенным лицом Собянина. Кстати, я был и доверенным лицом Алексея Навального на его первых мэрских выборах. А потом я выступал на митинге в поддержку Навального, когда он проиграл. Я был единственным из многих либералов, кто выступил на том митинге, многие отказались. Из-за этого получил немало проблем, но все равно продолжал ставить дикие спектакли, включая «Три мушкетера», и ничего не боялся. И продолжаю ничего не бояться, а развиваюсь и эволюционирую.
Потом я поддерживал Собянина — в тот момент, когда он уже был мэром и я видел, что он делал в городе. Я родился в этом городе. При Лужкове этот город не дышал, в нем было невозможно жить. А потом, с приходом Собянина, он задышал и стал городом для людей. Я поддерживал и поддерживаю Собянина, и мне плевать, кто как к этому относится и какие смыслы считывает.
— Почему тогда вы до этого были доверенным лицом Алексея Навального, который был альтернативой Собянину на выборах мэра?
— Мне казалось, что за ним идет некое обновление, новая сила.
— А сейчас?
— Я не хочу комментировать, не хочу отвечать на этот вопрос. Алексей находится в тюрьме, это не тот момент, когда я имею право выражать свою позицию и давать ему оценки как политику. Он находится в драматических обстоятельствах, я желаю ему только одного — выдержки. Вот он выйдет на свободу, и я скажу. А пока он не на свободе, я не считаю себя вправе анализировать какие-то ошибки или то, что мне не нравится в его политическом и идейном пути.
— Готовы ли вы продолжать дискуссию, начатую вашим текстом?
— Я бы хотел, чтобы готовность произносить эти идеи и формулировки без тысячи извинений, без меньжевания, изменила дискуссию вокруг этих тем. Я бы хотел, чтобы за этим воспоследовали какие-то организационные шаги, чтобы мы обрели какую-то внятную правую силу, не идиотически-ортодоксальную, а состоящую из тех людей, за которых мне было бы комфортно голосовать.
С другой стороны, мне бы хотелось, чтобы этот манифест легализовал право думать так, как думаю я. Это вывело бы процесс из маргинального поля. Впрочем, не буду лукавить. У меня есть план дальнейших действий. Но раскрывать его не пришло время.
(1) Black Lives Matter
Антирасистское децентрализованное и «безлидерное» движение за права афроамериканцев и представителей других небелых рас (появилось в 2013 году). В 2020 году сторонники BLM проводили массовые акции протеста в крупнейших городах как в США, так и за его пределами. Некоторые такие акции сопровождались жесткими столкновениями демонстрантов с полицией.