«Все везде и сразу» — безумный фильм о владелице прачечной, путешествующей по мультивселенной, вышел в онлайн-кинотеатрах Это как «Рик и Морти», «Матрица» и «Убить Билла» одновременно
Мы говорим как есть не только про политику. Скачайте приложение.
В онлайн-кинотеатрах вышел душевный фантастический боевик «Все везде и сразу» о путешествиях по мультивселенной, отношениях матери и дочери и кунг-фу. Рассказываем о хите от режиссеров «Человека — швейцарского ножа» и студии A24, который рискует остаться лучшим американским фильмом года в российском прокате.
Крайне тяжелый день выдался у владелицы прачечной Эвелин Вонг (Мишель Йео). Нужно принять и отдать заказы клиентов, правильно сварить лапшу для отца-ворчуна, поругать дочь за неряшливость, не дать ей сделать каминг-аут перед дедом, подготовиться к празднованию китайского Нового года и подготовить бумаги для вредной налоговой инспекторши (едва ли не лучшая роль в карьере Джейми Ли Кертис). Плюс еще и муж-недотепа Вэймонд вдруг устал без внимания и решил подать на развод. Однако все эти проблемы отходят на второй план, когда в налоговой Эвелин настигает двойник супруга из параллельного измерения.
Оказывается, она живет в мультивселенной, которой угрожает черная дыра в виде бейгла, созданного ее озлобленной дочерью из параллельного мира. Теперь судьба всего мироздания зависит от суетливой 50-летней эмигрантки из Китая, разочарованной в собственной жизни.
«Все везде и сразу» — второй совместный фильм дуэта клипмейкеров-визионеров Дэна Квана и Дэниела Шайнерта, снятый по заказу независимой студии A24, главной современной кузницы чудно́го кино (они сделали и макабрическую «Реинкарнацию», и насыщенную «Легенду о Зеленом рыцаре», и эстетский «Маяк»). Предыдущей работой режиссеров был «Человек — швейцарский нож», безумная фантазия о дружбе и силе воображения, главный герой которой — многофункциональный говорящий труп, сыграв которого Дэниел Рэдклифф окончательно избавился от клейма Гарри Поттера.
Новый сайфай Дэниелов (так тезки-постановщики подписывают свои работы) — бенефис звезды гонконгских боевиков и китайских уся Мишель Йео, чей драматический и комедийный потенциал долгое время игнорировали как в Голливуде, так и в родной Азии. «Все везде и сразу» уже стал самым успешным релизом в истории A24, а в России вообще рискует остаться самым кассовым американским фильмом года — из тех, что вышли после 24 февраля и ухода с российского рынка самых крупных киностудий.
Стоит отметить, что по количеству волшебства и безумия на минуту экранного времени абсурдистская фантазия Даниелов запросто обгонит любые крупнобюджетные блокбастеры — и фильм «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия», и «Фантастические твари: Тайны Дамблдора» (чьи бюджеты в десятки раз больше).
Чтобы драться, героям «Все везде и сразу» нужно, словно Нео в «Матрице», закачать себе в голову полезные скиллы. А чтобы найти их, требуется прыгать через вселенные, совершая разные «статистически невероятные действия». Иными словами, персонажи вынуждены творить разную дичь: есть губную помаду, резать пальцы бумагой, мазать глаза санитайзером, вставлять себе в анус фаллические статуэтки. Параллельные миры тоже придуманы с иронией: Эвелин оказывается то звездой боевиков, то лесбиянкой с пальцами-сосисками, то философствующим валуном, то коллегой енота-повара.
Это не просто «ответ „Матрице“», как признался в интервью Дэн Кван, а настоящий кладезь отсылок к поп-культуре. Режиссеры цитируют хиты Мишель Йео, поют оду кунг-фу как в «Убить Билла» и вспоминают мелодрамы Вонга Карвая вроде «Любовного настроения», копируя фирменный вонговский визуальный прием — технику пошаговой печати (она увеличивает длину кадров и размывает изображение). Не обошлось и без отсылок к серии книг Дугласа Адамса «Автостопом по галактике», а также к работам культовых японских аниматоров (в первую очередь вспоминаются «Паприка» и «Актриса тысячелетия» Сатоси Кона, а также «Игры разума» Масааки Юасы). Буквально покадрово здесь воспроизводятся сцены из «Космической одиссеи» и «Рататуя».
Модная ностальгия по 1980-м передается зрителю через кастинг: мужа Эвелин играет Ке Хюи Кван (заматеревший Коротышка из «Индианы Джонса и Храма судьбы»), а отца — 93-летний Джеймс Хонг, известный по «Бегущему по лезвию», «Большому переполоху в маленьком Китае» и «Золотому ребенку». Ну а смонтирована вся эта мешанина с драйвом лучших комедий Эдгара Райта.
Но главным стилистическим референсом стал, конечно же, сайфай-мультсериал «Рик и Морти», создатели которого уже почти десять лет не менее трогательно объединяют философские вопросы и семейную драму с параллельными мирами, физической комедией и туалетным юмором. Шайнерт и Кван говорят о смысле жизни и нигилизме, самоидентификации азиатов в США и национальных стереотипах, но в центре истории оказываются отношения требовательной матери с недолюбленной дочерью.
Сложно вспомнить, когда в последний раз гуманизм был подан настолько искренне и оригинально в жанре фантастики. Marvel и ее мультивселенным Человека-паука и Доктора Стрэнджа есть чему поучиться. В тяжелом 2022-м «Все везде и сразу» однозначно стал главным терапевтическим фильмом года. Есть здесь и простая пацифистская идея: зло можно победить, только если понять, что болит у злодея. А диалог конструктивнее битвы.
(1) Уся
Жанр китайского фэнтези с акцентом на восточных единоборствах.