Программа Венецианского кинофестиваля в этом году — исключительная Зрители увидят нового Ларса фон Триера, Даррена Аронофски и Алехандро Гонсалеса Иньярриту. А еще — хронику киевского суда над нацистами
Мы говорим как есть не только про политику. Скачайте приложение.
Венецианский кинофестиваль объявил программу 2022 года. И в ней — невероятное количество важнейших премьер: новый фильм Ноа Баумбака, картина Даррена Аронофски с Бренданом Фрейзером и звездой «Очень странных дел» Сэди Синк, откровенный фильм о Мэрилин Монро с Аной де Армас в главной роли. Последний фильм Ким Ки Дука, картина Фредерика Уайзмана, основанная на переписке Льва Толстого с Софьей Андреевной и, наконец, новая часть «Королевства» Ларса фон Триера, выходящая через 25 лет после предыдущей. Российских и украинских картин в основной программе нет, однако темы войны фестиваль коснется: новый документальный фильм Сергея Лозницы будет посвящен суду над нацистами в Киеве 1946 года, также в Венеции покажут фильм Евгения Афинеевского «Свобода в огне: борьба Украины за свободу». Антон Долин рассказывает подробнее о том, чего ждать от фестиваля.
Руководитель Венецианского кинофестиваля Альберто Барбера практически в самом начале пресс-конференции заявил о поддержке борьбы украинского народа за свободу. Впрочем, он тут же дал понять, что вторжение России в Украину — не единственный политический контекст, который учитывала отборочная комиссия при подготовке фестиваля: отдельно было сказано и о преследовании кинематографистов в Турции и Иране. Все это нашло отражение в программе юбилейной Венеции (по счету это 79-й фестиваль, но именно в 2022 году отмечается 90-летие старейшего европейского киносмотра).
В программе «Горизонты» участвует один из самых талантливых и оригинальных кинематографистов современной Украины — Антонио Лукич («Мои мысли тихие»). Его новый фильм не имеет отношения к войне, это комедия под названием «Люксембург, Люксембург»; продюсерами стали Владимир Яценко и Анна Соболевская.
Вне конкурса будет показана документальная картина израильско-американского режиссера Евгения Афинеевского «Свобода в огне: борьба Украины за свободу» (его фильм о Майдане «Зима в огне» показывался в Венеции в 2016-м). Также в фестивале участвует новая монтажная лента постоянного участника смотра Сергея Лозницы, продолжающая его же «Бабий Яр: контекст» и пугающе актуальная: «Киевский процесс» — хроника суда над нацистскими преступниками в столице советской Украины в январе 1946 года.
Русская речь неминуемо прозвучит в копродукции Казахстана и России — неовестерне казахстанского режиссера Адильхана Ержанова «Голиаф». Но в основном конкурсе Венеции ни российских, ни украинских фильмов нет.
Зато участвует новый фильм иранца Джафара Панахи «Без медведей» — по словам Барберы, сильнейшая из картин, снятых им в условиях запрета на творчество, завершенная буквально за считаные дни до очередного ареста. Очевидно, что к этому фильму будет приковано всеобщее внимание, даже несмотря на уникально звездный состав конкурсантов, претендующих в этом году на престижного «Золотого льва».
Прежде всего это режиссеры, которые с высокой вероятностью станут основными номинантами на «Оскара» уже в 2023 году.
Первый в списке — открывающий фестиваль Ноа Баумбак: он снял для Netflix экранизацию лучшего, как считают критики, романа Дона Делилло «Белый шум» со своими постоянными артистами Адамом Драйвером и Гретой Гервиг.
Не менее ожидаем камерный проект лауреата «Золотого льва» («Рестлер») Даррена Аронофски «Кит» о мужчине с ожирением и его отношениях с дочерью — в главных ролях неузнаваемый, как говорят, Брендан Фрэйзер и Сэди Синк, юная звезда «Очень странных дел». Французский драматург, а теперь и оскароносный режиссер Флориан Зеллер покажет в конкурсе следующий за его нашумевшим «Отцом» фильм, вновь по собственной пьесе, — «Сын». Среди исполнителей — Хью Джекман, Лора Дерн и, конечно же, Энтони Хопкинс.
В принципе, уже этого небольшого списка хватило бы, чтобы обратить внимание на юбилейную Венецию. Но это только начало.
Новозеландец Эндрю Доминик представит заведомо скандальную «Блондинку» — весьма вольный байопик Мэрилин Монро, основанный на романе Джойс Кэрол Оутс, с Аной де Армас в главной роли. По слухам, это беспрецедентно откровенный фильм.
Алехандро Гонсалес Иньярриту, когда-то открывавший фестиваль «Бердменом», покажет свою новую комедию (в этом жанре режиссер особенно хорош, хоть и редко к нему обращается) «Бардо, или Фальшивая хроника нескольких правд» — его первый за 20 лет фильм, снятый в родной Мексике.
Итальянец-космополит Лука Гуаданьино выступит со своей первой американской картиной «Целиком и полностью» о молодых и влюбленных каннибалах; в главных ролях Тейлор Расселл («Волны») и Тимоти Шаламе. А вот Мартин Макдона («Три билборда на границе Эббинга, Миссури»), напротив, возвращается на историческую родину, в Ирландию, с саркастической и, по словам Барберы, беккетианской драмой «Банши Инишира», где роли сыграли Брендан Глисон и Колин Фаррелл. Они же, напомним, сияли в полнометражном дебюте Макдоны «Залечь на дно в Брюгге».
Кроме очевидных звезд, в конкурсе Венеции-79 принимают участие и другие интересные режиссеры. Например, британка Джоанна Хогг («Сувенир»), снявшая фильм с призраками «Вечная дочь», в главной роли — Тильда Суинтон. Или знаменитая американская документалистка Лаура Пойтриас (Citizenfour об Эдварде Сноудене), чья картина «Вся красота и кровопролитие» посвящена легенде нью-йоркской культурной жизни — фотографу и активистке Нан Голдин.
Сенсацией обещает стать и новая работа 92-летнего Фредерика Уайзмана. Живой классик документалистики и лауреат почетного «Золотого льва», чьи монументальные картины-наблюдения обычно длятся по несколько часов, неожиданно для всех снял 65-минутную игровую ленту, причем сделал это в Париже, где его застал локдаун: «Пара» основана на переписке Льва Толстого с Софьей Андреевной. Вот и говорите после этого об «отмене» классической русской культуры.
Среди участников внеконкурсной программы тоже много звезд — и Оливер Стоун с документальным фильмом «Ядерный», и Ким Ки Дук, чей посмертный «Зов бога» завершали его эстонские продюсеры, и лауреат «Золотого льва» Джанфранко Рози с картиной о путешествиях папы римского Франциска «В дороге», и великий Пол Шредер с «Садовым мастером» (в ролях Джоэл Эдгертон и Сигурни Уивер), и мастер жанрового кино Уолтер Хилл с триллером «Убит за доллар» (с Кристофером Уокеном и Уиллемом Дефо), и еще один победитель былых лет — самобытный филиппинец Лав Диас. Правда, его «Когда пройдут волны» длятся «всего» три часа — для него это почти короткий метр.
Дирекция фестиваля обещает показать вне конкурса два сериала целиком — один пятисерийный, другой шестисерийный. Конечно, их можно было бы оставить на потом, если бы не имена авторов, двух самых знаменитых кинематографистов из Дании, своего рода антиподов: Николаса Виндинга Рефна (он представит сериал «Копенгагенский ковбой») и Ларса фон Триера.
Его долгожданное «Королевство: Исход» завершит эпопею о госпитале, населенном масонами и призраками, прерванную 25 лет назад.
Венецианский фестиваль откроется 31 августа на острове Лидо, итоги будут подведены 10 сентября. Жюри в этом году возглавляет прославленная актриса Джулианна Мур.
(1) Дон Делилло
Американский писатель-постмодернист. В своих произведениях деконструирует историю США и американский образ жизни. Лауреат Американской литературной премии ПЕН/Фолкнер, Иерусалимской премии, премии Библиотеки конгресса и других.
(2) «Белый шум». Сюжет
Главный герой «Белого шума» — преподаватель в университете, основатель кафедры «гитлероведения». Он живет с пятой женой и детьми от первых браков. У героя — комфортная жизнь, но все меняется, когда недалеко от его дома происходит утечка пестицида.
(3) Кого она играла в сериале?
Макс Мейфилд.
(4) «Оскар» Зеллера
Режиссер получил в 2021 году «Оскара» за лучший адаптированный сценарий к фильму «Отец» с Энтони Хопкинсом и Оливией Колман.