Image
истории

Номинации на «Оскар» — обошлось без сюрпризов За награду сразятся «Джокер», «Ирландец», «1917» и «Однажды в… Голливуде», Россия осталась без упоминаний

Источник: Meduza
Фото: Andrew Cooper / Sony-Columbia Pictures / AP / Scanpix / LETA.

Мы говорим как есть не только про политику. Скачайте приложение.

Американская киноакадемия объявила претендентов на премию «Оскар». Конкуренты в борьбе за главную кинонаграду этого года: «Джокер» Тодда Филлипса, «Ирландец» Мартина Скорсезе, «Однажды в… Голливуде» Квентина Тарантино и «1917» Сэма Мендеса. «Дылда» Кантемира Балагова, а также две другие работы режиссеров из России — Константина Бронзита и Виктора Косаковского — остались без номинаций. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, какой будет борьба за премию «Оскар» в 2020 году.

После объявления шорт-листов в нескольких категориях болельщики российского кино лелеяли столько надежд, что придется начать с их разрушения. «Дылда» Кантемира Балагова не попала в пятерку номинантов на «Лучший международный фильм» (так теперь называется бывший «Лучший фильм на иностранном языке»), хотя накануне и получила награду на престижном фестивале в Палм-Спрингс. Наш соотечественник Виктор Косаковский со своей впечатляющей «Акварелью» не попал в документальную номинацию. Наконец, дважды номинант «Оскара» Константин Бронзит не оказался в числе пяти счастливцев, претендующих на звание создателя лучшего анимационного короткого метра. Сам режиссер за день до объявления номинаций на своей странице в Facebook предсказал такой исход и подробно объяснил, почему шансы его фильма «Он не может жить без космоса» крайне низки. Зато в этом же списке оказалась «Дочь» россиянки Дарьи Кащеевой, сделанная в Чехии. Кащеева родилась в Душанбе, училась в Москве, где потом работала как театральный звукоинженер, пока не изобрела самобытный язык анимации, который стал пользоваться спросом на фестивалях. Номинация «Дочери» — закономерное и очень приятное следствие этой довольно стремительной карьеры. 

Главными игроками стали именно те фильмы, от которых этого ждали. Их четыре, и каждый буквально осыпан номинациями, так что исход может оказаться неожиданным. Речь о «Джокере» Тодда Филлипса (он лидирует с 11 номинациями), «Ирландце» Мартина Скорсезе, «Однажды в… Голливуде» Квентина Тарантино и «1917» Сэма Мендеса (у каждой картины по 10 упоминаний).

«Джокер», математическое первенство которого в части номинаций не является гарантией победы, наиболее неожиданный в списке. Безусловно, это самый обсуждаемый голливудский фильм года, побивший кассовые рекорды и заставивший всех спорить о себе. Немалая часть авторитетных критиков в Штатах высказалась по части «Джокера» очень жестко. При этом «Оскар» обычно ищет не конфликтов, а консенсуса, и картина со шлейфом скандальной редко попадает в центр его внимания. Впрочем, все может закончиться довольно скучно: статуэткой за грим и актерским «Оскаром» для Хоакина Феникса. 

Image
Niko Tavernise / Warner Bros. Pictures / AP / Scanpix / LETA
Image
François Duhamel / Universal Pictures / AP / Scanpix / LETA

Ситуация с «1917» тоже интригующая. Технические достоинства монументальной военной драмы о Первой мировой, имитирующей съемки одним планом, не оспариваются никем, при этом фильм Мендеса критикуют за шаблонные диалоги и неинтересные актерские работы (оба фактора традиционно важны для Американской академии). Фильм уже назван лучшей драмой на «Золотых глобусах», что может ничего не значить. Кстати, в этом году — двадцатилетие знаменитой победы Мендеса на «Оскарах», когда «Красота по-американски» принесла театральному режиссеру из Великобритании всемирную славу, а сыгравшему у него главную роль Кевину Спейси — вторую актерскую статуэтку. 

Интересными конкурентами выглядят Тарантино и Скорсезе. У этих режиссеров, хоть и принадлежащих к разным поколениям, много общего. Оба прославились фильмами на криминальную тему, которые были сложнее обычных жанровых упражнений. Обоих упрекали в моральной двойственности их жестоких и кровавых картин. В последние годы они работают с одним и тем же оператором — многогранным Робертом Ричардсоном (хотя «Ирландца» снял Родриго Прието). У них снимались одни и те же актеры, и если Харви Кейтель, Роберт Де Ниро и даже Леонардо Ди Каприо перекочевали к Тарантино от Скорсезе, то с Аль Пачино оба поработали впервые в этом году. И «Ирландец», и «Однажды в… Голливуде» обращаются к хрестоматийным мифам американского кино, одновременно деконструируя и заново осмысляя их. Обе эти картины и ностальгические, и критически переоценивающие наследие прошлого. При этом формально Тарантино годится Скорсезе в сыновья, но именно Скорсезе проявил в «Ирландце» экспериментаторский дух, пробуя новые визуальные эффекты и работая вместо традиционной студии со стриминговым сервисом Netflix.

Учитывая обстоятельства, любой из четырех фильмов может быть назван лучшим. Не исключен и вариант, при котором одна картина получит главную награду, а другая — приз за режиссуру. Из этой четверки у двоих (Скорсезе и Мендес) уже есть режиссерский «Оскар», у двоих (Тарантино и Филлипс) — нет. Пятым в режиссерской номинации оказался Пон Чжун Хо, автор самого нашумевшего и успешного корейского фильма сезона (а во многих странах, включая Россию, и за всю историю) — парадоксальных и едких «Паразитов». У них шесть номинаций; очень много, особенно учитывая, что предыдущие девяносто лет Американская академия игнорировала корейское кино. Причем в числе этих номинаций, кроме режиссерской, престижная сценарная. А еще «Паразиты» угодили сразу в два списка «лучших фильмов»: общий и международный. В первом из них победа маловероятна, зато во втором маловероятна победа любого из других претендентов, в числе которых «Боль и слава» Педро Альмодовара (Антонио Бандерас также попал в актерский список) и «Отверженные» Ладжа Ли. 

Если закрыть глаза на любопытный случай Пон Чжун Хо, то придется вспомнить обидную присказку #oscarsowhite — действительно, куда уж белее. Из двадцати номинированных актеров и актрис лишь одна чернокожая, афробританка Синтия Эриво выдвинута за роль в драме «Гарриет». И мало кто усомнится в победе Рене Зеллвегер («Джуди») или Скарлетт Йоханссон, кстати, отхватившей сразу две номинации: в главной роли за «Брачную историю» и в роли второго плана за «Кролика Джоджо». В мужских номинациях лидерами кажутся Феникс и Брэд Питт.

Image
Netflix

Но ведь и в целом четыре главных фильма-номинанта погружены в мир белых гетеросексуальных мужчин. Артур Флек с его неврозами и травмами в «Джокере», трагикомическая парочка Рик Далтон и Клифф Бут в «Однажды в… Голливуде», грандиозное мафиозное трио в «Ирландце» (номинации получили Аль Пачино и Джо Пеши, но не Роберт Де Ниро), целые полки солдат и офицеров в «1917». Гендерный паритет соблюдает только Ноа Баумбак в «Брачной истории», бесконечно грустном фильме о разводе — у этой картины всего шесть номинаций, и лидером гонки она не кажется. Как и фильм возлюбленной и соавторки Баумбака Греты Гервиг: выдающаяся ревизионистская экранизация хрестоматийного американского романа для юношества «Маленькие женщины» получила те же шесть упоминаний и тоже не попала в режиссерские номинации. Так Американская академия упустила единственный в этом году очевидный шанс отметить женщину в режиссерском кресле. 

Еще несколько забавных мелочей. Поддержанный Netflix авторский мультфильм Жереми Клапена «Я потерял свое тело» попал в номинацию, как и нетфликсовский же «Клаус», а «Холодное сердце — 2» — нет (правда, у него есть номинация за лучшую песню). По упоминанию получили кузены-композиторы Рэнди и Томас Ньюманы: причем Рэнди сразу в двух категориях — музыка (за «Брачную историю») и песня (за «Историю игрушек-4»), а Томас — только за музыку («1917»). Ветеран голливудской киномузыки Джон Уильямс побил собственный рекорд, получив 52-ю номинацию за девятый эпизод «Звездных войн»; накануне церемонии ему стукнет 88. «Достать ножи» получил номинацию за сценарий, а «Маяк» — за операторскую работу. «Дело Ричарда Джуэлла» удовольствовалось номинацией для актрисы Кэти Бейтс. Но на основной интриге и ее исходе ничего из этого никак не скажется. 

Антон Долин