Россия выдвинула «Дылду» Кантемира Балагова на «Оскар» Объясняем, почему рано радоваться (хотя очень хочется)
Мы рассказываем честно не только про войну. Скачайте приложение.
24 сентября Российский оскаровский комитет выдвинул ленту Кантемира Балагова «Дылда» на участие в премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Кинокритик «Медузы» Антон Долин объясняет, почему решение российской организации на самом деле не влияет на то, станет ли картина реальным номинантом.
В традиционно тиражируемой ежегодной новости о выдвижении российского фильма на «Оскар» надо помнить два дежурных (но крайне важных) факта.
Первый: никто никого никуда еще не выдвинул. Только сама Американская академия несколько месяцев спустя составит из общего списка представленных на ее рассмотрение иностранных фильмов сначала лонг-лист, а потом шорт-лист. Картины из шорт-листа действительно окажутся выдвинутыми на «Оскар», который одна из них в свой срок получит. Пока что же отечественный оскаровский комитет, по сути, лишь предложил фильм Кантемира Балагова «Дылда» на соискание премии; прочее — вопрос национальной гордости и корректных формулировок.
Второй: обсуждая выбор оскаровского комитета, разного рода эксперты часто увлекаются эмоциями, без которых в этом случае вполне можно обойтись. Тема, автор, социальное и политическое содержание картины, ее художественная ценность — все это важно во вторую очередь. В первую же значение имеет простой фактор — наличие американского прокатчика, который хотя бы в теории сможет пролоббировать картину в предвыборной борьбе за номинацию. В те годы, когда подобного прокатчика нет ни у одного фильма, совершенно неважно, кого именно выдвинут россияне. В этом году он есть именно у «Дылды» — это компания Kino Lorber, которая собирается выпустить ленту на экраны США в начале 2020 года (то есть в предпремиальный сезон).
Таким образом, перед нами лучший из возможных кандидатов. Будь в России еще хотя бы один фильм с реальными перспективами проката в Штатах, была бы и интрига. Но сегодня ее нет.
Кроме того, считается важным участие картины в международных фестивалях, прежде всего американских. «Дылда» не только дважды награждена в Каннах (премия прессы FIPRESCI и приз за режиссуру жюри «Особого взгляда»), но и участвовала в смотрах в Нью-Йорке, Торонто и Теллурайде; последний неформально считается элитной предоскаровской площадкой.
Ничто из этого не гарантирует успеха. Однако дальнейшие спекуляции вокруг того, насколько американский зритель (будь он академик или нет) способен оценить сложный сюжет и изысканный изобразительный ряд «Дылды», купится ли он на едва слышный намек на однополую любовь и взволнует ли его воссозданный Балаговым послеблокадный Ленинград, имеют для премиальной судьбы фильма уже совсем микроскопическое значение. В конечном счете все это — дело вкуса, индивидуального и коллективного, а «Дылда» в любом случае фильм заметный и событийный, оцененный американскими критиками очень высоко.
В остальном же вряд ли стоит поддаваться крайнему ажиотажу — полезно помнить, что речь идет всего лишь о внутрииндустриальной американской кинопремии, хоть и крайне престижной. А публика в США увидит «Дылду» так или иначе, вне зависимости от «Оскара».