Из-за карантина столько спектаклей показывают онлайн! Так, а какие смотреть? Антон Хитров выбрал 10 самых интересных постановок
Мы говорим как есть не только про политику. Скачайте приложение.
Театры по всему миру закрываются на карантин и, чтобы не терять связи со зрителями, бесплатно показывают в интернете записи старых спектаклей — или даже переносят в онлайн премьеры. В последние недели виртуальных постановок стало так много, что даже опытным зрителям трудно в них ориентироваться. По просьбе «Медузы» театральный критик Антон Хитров выбрал 10 самых интересных спектаклей из России и не только, которые можно увидеть онлайн.
Свинарка и пастух
«Мобильный художественный театр», Москва
«Мобильный художественный театр» — приложение с необычными аудиогидами: зрители гуляют по городу в наушниках, и все вокруг превращается в спектакль (да, это тоже театр — мы уже писали, почему). Треки можно слушать и дома — кое-что потеряется, но не все.
«Свинарка и пастух» по сценарию Валерия Панюшкина — занимательный рассказ об официальной культуре сталинской эпохи и художниках, которые нашли в ней место. В фокусе проекта — Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (теперь ВДНХ) и ее полнометражная реклама, музыкальная комедия Ивана Пырьева о пастухе Мусаибе и свинарке Глаше.
Главное достоинство спектакля — в балансе между фикшн и нон-фикшн. Экскурсоводу Чулпан Хаматовой помогают актеры «Гоголь-центра» — китаянка Ян Гэ и американец Один Байрон. Они играют современных московских экспатов — «Глашу и Мусаиба» XXI века, которым предстоит убедится, что сегодняшний капитализм немногим лучше сталинизма.
Как послушать: установите приложение «Мобильный художественный театр» в AppStore или GooglePlay и скачайте трек до 31 марта.
Гамлет
Томас Остермайер, Schaubühne, Берлин
Остермайер — это такой немецкий Кирилл Серебренников: режиссер-интерпретатор, который сделал имя на нетривиальной трактовке хрестоматийных текстов.
Если вы хорошо знаете «Гамлета» и представляете себе театр времен Шекспира, вы без труда разгадаете логику Остермайера. Его главная задача — найти современный аналог шекспировской эстетике, и любые, даже самые эпатажные решения, служат этой цели. Скажем, актеры в спектакле ходят не по ровному полу, а по мокрой кладбищенской земле, которая всех пачкает: это очень по-шекспировски — каждый человек уже при жизни носит на себе знаки разложения.
В роли датского принца — экспрессивный Ларс Айдингер, звезда театра Schaubühne и печально известного фильма «Матильда».
Как посмотреть: видео с английскими субтитрами появится на сайте театра 1 апреля в 18:30 по Берлину и будет доступно до полуночи.
Пермские боги
Дмитрий Волкострелов, «Театр-Театр»
Волкострелов — больше концептуальный художник, чем театральный режиссер. У него нет ни малейшего желания делать увлекательные зрелища, его работы — что-то вроде искусствоведческих эссе. В спектакле «Пермские боги» он комментирует самую знаменитую коллекцию Пермской художественной галереи — собрание храмовой скульптуры из окрестных сел (галерея участвовала в проекте вместе с «Театром-Театром»).
Судьба деревянных «богов», которых из церкви переселили в музей — для Волкострелова повод поговорить о разнице между культурой города и культурой деревни. Например, городское время — линейное, а деревенское ходит по кругу: режиссер нашел очень изящный способ это продемонстрировать.
Как посмотреть: ссылка появится в соцсетях театра 2 апреля в 19:00 по Перми и будет работать еще сутки.
Записки из подполья
Кама Гинкас, Московский театр юного зрителя
Среди российских театров самая впечатляющая программа трансляций — у московского ТЮЗа. В списке — почти 20 названий, по которым можно изучать многолетнюю эволюцию двух больших режиссеров, Камы Гинкаса и Генриетты Яновской.
Чего точно нельзя пропускать, так это работы, давно сошедшие с репертуара — вроде знаменитых «Записок из подполья», выпущенных Гинкасом в 1988 году. Это был его первый спектакль по Достоевскому: потом режиссер поставит еще семь, один лучше другого. Если кто-то задумает написать книгу о Достоевском на сцене, Гинкасу придется выделить отдельную главу.
Безымянный герой «Записок», которого режиссер назвал Парадоксалистом — едва ли не самая важная роль в карьере покойного Виктора Гвоздицкого: этого актера почти не снимали в кино, но для театральной публики он был первой звездой.
Как посмотреть: трансляция начнется 3 апреля в 19:00 по Москве в соцсетях театра.
Гроза
Генриетта Яновская, Московский театр юного зрителя
Один из лучших спектаклей 1990-х. Эталон интерпретационного театра: вы приходите в уверенности, что знаете «Грозу» Островского, а видите совершенно незнакомую историю. Яновская придумала заново не только царицу «темного царства» Кабаниху: в ее трактовке переродились даже герои второго плана, вроде странницы Феклуши или механика-самоучки Кулигина.
Художник Сергей Бархин придумал, без скидок, гениальное пространство, где нет границы между залом и сценой, а театр превращается в модель мироздания, заимствованную из всех мифологий сразу. На международном фестивале в Авиньоне его замысел выкрутили на максимум, сыграв «Грозу» в старой католической церкви. К слову, в авиньонскую программу за всю историю попадали считанные спектакли из России, а 20 лет назад это был большой почет.
Как посмотреть: Трансляция начнется 8 апреля в 19:00 по Москве в соцсетях театра.
Парсифаль
Дмитрий Черняков, Берлинская государственная опера
Дмитрий Черняков, самый известный оперный постановщик из России, на родине теперь почти не работает. Трансляции Берлинской оперы — прекрасная возможность узнать, чем он занимался последние лет десять: в программе — целых пять его спектаклей.
Если нужно выбрать один, пусть это будет «Парсифаль» по Рихарду Вагнеру. Черняков не был бы Черняковым, если бы не переделал хрестоматийный сюжет по-своему: рыцари Грааля в его трактовке — отшельники-сектанты, которые питаются кровью одного из своих формальных лидеров. Дирижирует руководитель Берлинской оперы Даниэль Баренбойм, на сегодня — один из главных интерпретаторов музыки Вагнера.
Как посмотреть: видео появится на сайте театра 10 апреля в 12:00 по Берлину и будет доступно еще сутки. Субтитров не будет — придется прочитать либретто.
Читайте также
Семь смертей Марии Каллас
Марина Абрамович, Баварская опера, Мюнхен
Знаменитая художница готовит оперу-трибьют не менее легендарной певице. Абрамович сыграет семь героинь Марии Каллас, но только те сцены, где они погибают. Сюжет, который занимает художницу в этой работе — романтическая смерть ради любви; по ее словам, Каллас и сама умерла от разбитого сердца.
Абрамович задумала проект шесть лет назад, тогда она планировала снять фильм с семью режиссерами. Среди них могли быть Роман Полански и Алехандро Гонсалес Иньярриту: оба сначала согласились, а потом отказались. В итоге замысел изменился: теперь это не фильм, а оперный спектакль.
Как посмотреть: Баварская опера собиралась транслировать премьеру 11 апреля, но сейчас обещает провести ее позже. Следите за новостями в соцсетях театра.
Чаадский
Кирилл Серебренников, «Геликон-опера», Москва
Превратить «Горе от ума» в оперу было замыслом Павла Каплевича, театрального художника и продюсера. Композитором он выбрал Александра Маноцкова, одного из самых успешных оперных сочинителей в стране. Маноцков и Каплевич на пару написали либретто, где комедия Грибоедова — главный, но не единственный источник. Среди прочего туда попали цитаты философа Петра Чаадаева, который похож на Чацкого не только фамилией, но и биографией: его тоже объявляли сумасшедшим.
Режиссуру поручили Кириллу Серебренникову, которому всегда прекрасно дается русская классика, особенно «демократическая» — вроде поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Лидер «Гоголь-центра» поставил спектакль о социальном неравенстве: посетители московских гостиных не ходят по земле — их носят на столешницах атланты-чернорабочие. И те, и другие, естественно, списаны с современной натуры.
Как посмотреть: в онлайн-кинотеатре Okko сейчас и до 26 июня.
Три толстяка (эпизоды I и II)
Андрей Могучий, Большой драматический театр им. Товстоногова, Санкт-Петербург
Визионер Андрей Могучий бросил себе серьезный вызов — он пытается создать на сцене аналог фантастического голливудского блокбастера. В еще не оконченной трилогии БДТ революционная сказка Юрия Олеши смешана с космической оперой типа «Звездных войн» и подростковой антиутопией вроде «Голодных игр». Толстяки, например — никакие не люди, а пришельцы-захватчики, точнее, некая злонамеренная энергия из космоса. Жанр требует спецэффектов — и Могучий на них не скупится: стены падают, актеры летают, по сцене разъезжает танк в натуральную величину. В общем, амбициозная и зрелищная вещь.
Как посмотреть: в онлайн-кинотеатре Okko сейчас и до 26 июня.
100% City
Rimini Protokoll, 38 городов по всему миру
Режиссеры Даниэль Ветцель, Штефан Кэги и Хельгард Хауг из объединения Rimini Protokoll делают лучший в мире нон-фикшн театр, более того — они, наверное, ближе всех подобрались к ответу на вопрос, каким должен быть театр XXI века.
У Rimini Protokoll очень широкий круг интересов: они делали проекты об андроидах и медузах, об операторах колл-центров и дальнобойщиках, о шпионаже, торговле оружием и дипломатии. Хит под названием «100% City», переживший 38 редакций (в том числе на Платоновском фестивале в Воронеже два года назад) — в сущности, не что иное, как занимательная инфографика о городе. Но вместо цифр и значков — живые люди: 100 простых горожан, представляющих остальное население. Скажем, если дети-дошкольники составляют в нем 10 процентов, на сцене будет 10 дошкольников.
По ходу спектакля участники отвечают на самые разные вопросы — о политике, повседневной жизни, надеждах и страхах. Получается объемный и беспристрастный портрет сообщества.
Как посмотреть: на странице компании в Vimeo — вот «100% Berlin» с английскими субтитрами, а вот «100% Philadelphia» на английском языке.
Чем еще заняться на карантине:
- Семь небанальных русских классических книг, чтобы сбавить темп и отвлечься Гончаров — о путешествии на фрегате, Булгаков — о выживании в изоляции, Герцен — о собственной захватывающей жизни
- Домашний кинотеатр: пять фильмов Федерико Феллини для тех, кто хочет начать разбираться в кино О мечтах, самообмане и магии детства. Выбор Антона Долина
- Что смотреть дома с детьми: «Белоснежка», «Фантазия» и «Робин Гуд» 10 классических мультфильмов Disney
- Что посмотреть во время карантина: 12 самых заметных сериалов весны Ситком с Лапенко, молодежный хит от Netflix и новый «Мир Дикого Запада»