Image
истории

«Блиц» — фильм Стива Маккуина о бомбардировках Лондона в годы Второй мировой Темнокожий мальчик пытается добраться до матери, которую играет Сирша Ронан

Источник: Meduza
Фото: Apple TV.

Мы говорим как есть не только про политику. Скачайте приложение.

В пятницу, 22 ноября, на Apple TV+ выходит новая драма режиссера оскароносных «12 лет рабства» Стива Маккуина — «Блиц». В фильме он рассказывает историю темнокожего мальчика, которого мать (ее играет Сирша Ронан) отправляет на эвакуационном поезде из обстреливаемого нацистами Лондона в годы Второй мировой войны. Ребенок не хочет оставаться один и сбегает — так начинается его путешествие обратно в город. «Медуза» рассказывает об этой местами плакатной и нравоучительной, но все же красивой и трогательной картине, в которой Маккуин будто выразил сожаление о враждебности и разобщенности человечества в наше время.

1940 год, нацистские самолеты сбрасывают бомбы на города Великобритании, уничтожая как военную промышленность, так и жилые дома. Правительство организует специальные поезда для эвакуации детей из Лондона. Певица Рита (Сирша Ронан), которая, как и многие женщины в тылу, трудится на заводе, отправляет на одном из них своего темнокожего сына Джорджа (Эллиот Хеффернан). Но обиженный на мать за то, что она оставила его одного, мальчик спрыгивает с поезда на ходу и решает вернуться домой любой ценой. На пути он встречает людей, которые по-разному проявляют себя в тяжелые годы войны.

Бомбардировки Великобритании немецким люфтваффе, которые получили название «Блиц» (от слова «блицкриг»), — одна из важных страниц истории Второй мировой войны. Несмотря на разрушительные последствия тех атак, Гитлер не смог сломить дух Англии и заставить ее капитулировать. Поэтому традиционно в британской культуре «Блиц» описывается как время общего подъема нации в борьбе против нацизма.

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

Режиссер Стив Маккуин часто ищет в истории параллели с настоящим. После успеха «12 лет рабства», получивших три «Оскара», в том числе за «Лучший фильм», он снял несколько документальных картин — в частности, «Восстание» (2021) о забастовках темнокожих в Англии в годы правления Маргарет Тэтчер и «Оккупированный город» (2023) о последствиях захвата Амстердама нацистами. В «Блице» Маккуин показывает, что миф о сплоченности нации в годы войны не может быть полным, если мы выносим за скобки вклад детей, женщин и темнокожих англичан.

История возвращения мальчика Джорджа домой во многом напоминает роуд-муви. По пути он становится свидетелем, а порой и соучастником разных событий из жизни Лондона военных лет. Узнавая людей поближе, он взрослеет, учится отличать добро от зла, а главное — принимает собственную идентичность: раньше он стеснялся цвета своей кожи, часто конфликтовал со сверстниками. Джордж переживает обстрелы в бомбоубежищах и подземных станциях метро, а также встречает банду мародеров, наживающихся на трагедии лондонцев. В это время его мать, ничего не подозревая о судьбе сына, трудится на заводе, ухаживает за пожилым отцом и котом Оливером и пытается посильно помогать пострадавшим во время бомбежек детям.

Image
Apple TV
Image
Apple TV

«Блиц» построен вокруг нехитрой мысли, что победить зло — в данном случае нацизм — можно, только объединившись всем вместе: преодолев предрассудки и приняв разнообразие нации. В этом смысле фильм Маккуина вышел своевременно — как ответ на августовские правые протесты в Великобритании, начавшиеся на почве исламофобии и из-за роста нелегальной миграции. В «Блице» отец мальчика Джорджа — темнокожий джазовый музыкант, в которого влюбилась Рита, — попал в тюрьму из-за драки, причиной которой стала расистская шутка. Полиция не стала выяснять, что случилось, и арестовала его, потому что он «другой». Кроме того, в картине есть характерная сцена, в которой конфликт между белым британским рабочим и мусульманином в бомбоубежище разрешает темнокожий африканец-полицейский.

Конечно, «Блиц» во многом слишком прямолинеен, предсказуем и сентиментален. Местами он напоминает оттепельные фильмы о войне, в которых страшные события показывались глазами ребенка. Однако картине Маккуина очень не хватает ярких персонажей и характеров. Особенно это видно по героине Сирши Ронан, которая фактически ничем не примечательна, кроме своей чистой доброты и искренности. Персонажи «Блица» делятся либо на очень хороших, либо на очень плохих. При этом плохие — почти всегда расисты. Такая плакатность сильно мешает режиссеру донести до зрителя мораль истории.

Image
Apple TV

«Блиц» интересен прежде всего параллелями, которые Маккуин проводит с сегодняшним днем, когда войны в разных частях мира продолжаются. Пусть местами чересчур наивно и нравоучительно, но режиссер вложил в свой фильм тоску по сплоченности людей, солидарности и единодушию в борьбе со злом. В символичной начальной сцене пожарные пытаются потушить пламя в жилых домах — вот только шланг с водой постоянно выскакивает из рук. Наверное, с похожим ощущением многие из нас живут сегодня. 

Алексей Скворцов

  • (1) Примеры

    «Орленок» (1957), «Девочка ищет отца» (1959), «Иваново детство» (1962) и «Зимнее утро» (1966).