Игорь Цыба — герой тиктока. Его самую популярную песню «Дымок» запретили в России за пропаганду наркотиков Вот что известно об этой песне и ее авторе, которого называют звездой «клауд-шансона»
Мы говорим как есть не только про политику. Скачайте приложение.
YouTube по требованию российских властей заблокировал в России клип на песню «Дымок» музыканта Ицыка Цыпера (настоящее имя — Игорь Цыба). Запретить клип из-за «пропаганды наркотиков» потребовала общественная организация «Ветераны России», которая пожаловалась в Генпрокуратуру РФ. В песне «Дымок» лирический герой рассказывает, как он «курнул, ну, вроде не навоз», а его друг «дунул паровоз». Также он упоминает «афганку» и говорит, что его «прибило, сука, аж до слез». «Медуза» рассказывает о Цыпере, других его песнях и о том, как в мире поют о наркотиках.
Примечание. В тексте есть мат. Если для вас это неприемлемо, не читайте его.
В январе движение «Ветераны России» призвало Генпрокуратуру РФ запретить песню «Дымок» 61-летнего певца Игоря Цыбы (он же Ицык Цыпер) — общественники увидели в ней пропаганду наркотиков. 2 февраля клип Цыбы заблокировали в ютьюбе «по требованию государственных органов».
«Дымок» появился в сети еще в августе 2023 года. По одной из версий, первым песню заметил летсплейщик Джоин — она прозвучала во время его октябрьского стрима на ютьюб-канале JoinTheSystemm. После этого о треке заговорили в геймерском сообществе, а затем он завирусился в инстаграме и тиктоке.
К январю 2024-го песня стала хитом — к моменту блокировки 2 февраля клип Цыбы набрал в ютьюбе более 17 миллионов просмотров. Это недостижимый показатель для большинства известных андеграундных артистов — и уж тем для музыканта совершенно не известного. Песня также успела возглавить чарт VK и попасть в мировые хит-парады YouTube и Shazam.
Что это за песня
«Дымок» состоит из блатного мотива, незамысловатой электронной аранжировки (с отсылками к евродэнсу и гэриджу) и сурового голоса Игоря Цыбы. Ни вокальная манера, ни гармония песни, ни звук не отличаются большой оригинальностью — например, семпл во вступлении, где использовано церковное пение, напоминает музыкальные находки продюсера Clams Casino. Но так все эти приемы на русском языке еще никто не сочетал.
Музыку и клипы для Цыбы, в том числе и на главный его хит, сделал костанайский коллектив Bred Boys Band (с ноября 2020-го они сняли для исполнителя десятки видео). До начала войны ролики выходили на канале Bred Boys Band, а с лета 2022-го — на личном канале Игоря Цыбы. Звук «Дымка» и других недавних песен Цыпера придумал битмейкер Bred Boys Band Дамир (Amisko Beats).
Что касается текста «Дымка», в нем автор недвусмысленно рассказывает, как проводит день в компании друзей («кентов»), пива и марихуаны.
Натер с ладошек ручничок,
Смешал по дозе табачок,
Курнул — ну, вроде не навоз,
Кентишка дунул «паровоз».
Ну что могу сказать, ой вэй,
Афганка — та повеселей.
А так сидим, глядим в окно.
Прибило так, что все равно.
Буквально в нескольких строчках первого куплета Цыба успевает объяснить, как сделать косяк, и поделиться впечатлениями о первой затяжке. Здесь же он сравнивает доступную ему траву с афганской. Вердикт, как видно, неутешителен: афганка — та повеселей. Перед нами песня человека, который ничего не делает и его это вполне устраивает.
Что мы знаем об Игоре Цыбе
«Афганка» упоминалась и в другом большом хите о наркотиках — песне шведского рэпера Янг Лина «Afghanistan», вышедшей в 2016 году. 17-летний Янг Лин — звезда клауд-рэпа. Как и Цыба, он прежде всего запомнился слушателем сочетанием несочетаемого: его почти детская внешность контрастировала с крайне непристойным текстом. 61-летний Ицык Цыпер (его уже называют звездой «клауд-шансона») тоже привлек внимание парадоксальностью своего образа: мужчина пенсионного возраста поет о накурке в блатной манере под клубный бит.
О биографии Игоря Цыбы известно немного. Телеграм-канал о шансоне «Чифирнуть бы — ништяк» пишет: «Мир открыл для себя Игоря Цыбу. […] Очень смешно. Но еще смешнее — биографические справки об исполнителе. Ничего неизвестно, непонятно, что это за дядя, который похож на Познера. Он то ли с Одессы, то ли с Казахстана, то ли с Петербурга. То ли благополучно женат, то ли сидевший со стажем. То ли в деревне живет, то ли нет». Вероятно, во многом слухи об Одессе, Лондоне или Нью-Йорке появлялись благодаря текстам песен самого Цыбы, действие которых происходит в перечисленных городах.
Life.ru сообщает, что Цыпер не хочет рассказывать о своей жизни — и запрещает делать это своим близким (издание уточняет, что у него есть сын). Там же отмечается, что у Игоря есть квартира в казахстанском городе Костанай, где у него зарегистрирован бизнес в сфере недвижимости. Еще известно, что в 1981 году Цыба закончил Костанайский строительный колледж. Больше деталей нет — в том числе информации, как он начал работать с Bred Boys Band и занимался ли музыкой до коллаборации с ними.
Другие песни Игоря Цыбы
«Дымок» открыл для многих обширное тематическое и жанровое разнообразие творчества Цыбы. Есть в его дискографии и трэп-номер в духе Чиф Кифа о том, как постоять за себя в кулачном бою «Печень — печень — голова», и песня о вечном споре двух столиц с элементами реггетона и арабского аюба «Дядя Изя патриот», и мрачная трэп-баллада с кубинской гитарой под названием «Куба».
Хотя действие «Дымка» почти целиком разворачивается в одной комнате, многим трекам Цыбы свойственно другое ощущение — безграничности мира. Это песни опытного человека, который повидал много стран и понял тамошние порядки: раз «Лондо́н — столица», значит нужны «ботинки Gucci, пиджак Versace». Или он может парой слов показать незначительность целых идеологий, как в нехитром припеве песни «Мой друг казах»: «Где-то там вдали от скреп мой друг казах читает рэп».
В своих песнях Цыба вспоминает и бедность, и богатство, и женщин. Чуйскую долину, Санкт-Петербург и Одессу. Почти как Вертинский или Дэвид Браун из Brazzaville, он одинаково тоскует в любом городе. Например, в треке «Майами» Цыба поет о том, как убежав с разборки в Нью-Йорке («Очко сыграло, как всегда») он добрался на попутках до Майами, где теперь ведет жизнь бродячего пьяницы. Финал у песни открытый и печальный:
Здесь океан, жара и зной,
Бросаю тело я в прибой,
И обсыхаю на песке
В похмелье жутком и тоске.
О чем бы ни пел Игорь Цыба, радость в его песнях всегда связана со злым роком. Если, как в «Дымке», ничего плохого не происходит, радость от этого все равно скромная и невзрачная — она скоротечна, случайна, скорее исключение из неприветливой реальности. Иногда радости нет вовсе, и тогда философия Игоря Цыбы транслируется в обход слов, только расслабленной и стоической интонацией в голосе. Впрочем, иногда Цыпер говорит открыто, как в той же песне «Мой друг казах»:
Друзья устроили подвох
И посчитали, что ты лох.
Подруга оказалась блядь,
И может на нее не встать.
Ты все равно не унывай,
И попадешь, возможно, в рай.
Без лишних рассуждений Цыба делает прыжок из безнадеги прямиком в рай, не забывая уточнить, что это лишь «возможно». Герой полагается только на судьбу, при этом в его голосе нет ни капли упования — только покорное безразличие. Другой пример — песня «Японка Йоки», в которой «бухая» героиня поет в караоке о самурае; тот после какой-то оплошности совершил сэппуку. Вот как продолжается путь этого самурая после смерти:
На фоне белых облаков
Он среди предков и врагов
Идет тропинкой прямо в рай,
Крича «банзай».
Готовность провести целую вечность в окружении предков и врагов, не столько крича «банзай», сколько напевая негромкую песню, очень характерна для мироощущения песен Цыпера. Для одних жизнь «говно», а другим она кажется прекрасной, но для Цыбы она именно что-то среднее — «вроде не навоз».
В канале Игоря Цыбы новые слушатели, узнавшие о его творчестве благодаря «Дымку», благодарят власти, запретившие песню — без этого запрета они не узнали бы о песнях «замечательного артиста», которого теперь слушают «с огромным удовольствием».
(1) Летсплейщик
Блогер, который записывает прохождение видеоигры и комментирует его.
(2) Евродэнс
Направление европейской электронной танцевальной музыки, появившееся в конце 1980-х годов. Сочетает элементы евродиско, итало-диско, техно и эйсид-хауса. Жанр был особенно популярен в середине 1990-х.
(3) Гэридж
Жанр электронной музыки, возникший в середине 1990-х в восточном Лондоне. Гибрид американского гараж-хауса и рагга-джангла. Для гэрриджа характерен темп 138 ударов в минуту, свингующий ритм и плотные басы.
(4) Реггетон
Стиль, который возник в конце 1990-х под влиянием регги, дэнсхолла и хип-хопа. Получил популярность в первую очередь в Латинской Америке.
(5) Аюб
Название одного из барабанных ритмов, использующихся в арабской музыке.