Женю Беркович и Светлану Петрийчук арестовали за спектакль. Вот как это дело может повлиять на российское общество Рассказываем по пунктам
Мы говорим как есть не только про политику. Скачайте приложение.
Суд арестовал на два месяца режиссерку Женю Беркович и драматурга Светлану Петрийчук: их подозревают в «оправдании терроризма» за пьесу и спектакль «Финист ясный сокол» — о россиянках, которые отправились искать свою любовь в ИГИЛ. Критик Антон Хитров рассказывает, чем это дело отличается от других случаев преследования художников в России — и какими могут быть его последствия.
Это первый процесс с начала войны, когда людей искусства судят за их непосредственную работу
С началом вторжения в Украину культурная политика в России резко изменилась. Государство стало гораздо нетерпимее к тем художникам и культурным менеджерам, кто явно или скрыто его критикует. Главы бюджетных институций, публично осудившие войну, — как, например, художественный руководитель московского Центра им. Мейерхольда режиссер Дмитрий Волкострелов или его коллега Сергей Левицкий, худрук Русского театра в Улан-Удэ, — теряют работу. Артистов и писателей, настроенных против войны, объявляют «иностранными агентами», площадкам запрещают с ними сотрудничать. Институции вынуждены отменять протестные или просто подозрительные для власти проекты.
В то же время единственные художники, которых с 24 февраля преследовали в уголовном порядке за творчество, — это арт-активисты (например, Саша Скочиленко; с 11 апреля 2022 года ее обвиняют в «распространении фейков» о российской армии за то, что она заменила ценники в супермаркете на листовки).
Дело Беркович и Петрийчук — первое с начала вторжения, когда судят, во-первых, не за художественную акцию, а за сравнительно «традиционное» произведение искусства — спектакль. Во-вторых, за такое произведение, которое нельзя увидеть случайно, в отличие от ценника в магазине. Это означает, что любой художник, работающий сегодня в России (неважно, на государственной площадке или частной, как Беркович) и подходящий к сложным темам вроде терроризма с какой угодно стороны, рискует столкнуться не только с запретом своего произведения, но и с уголовным преследованием — даже если его работа однозначно считывается любой публикой как искусство, а не как политическая агитация, порнография и так далее.
Раньше статьи для художников были мягче
В России неугодных авторов преследовали и до дела Беркович и Петрийчук. Например, с 2017 по 2020 год режиссера Кирилла Серебренникова — педагога Беркович в Школе-студии МХАТ — и его коллег по проекту «Платформа» судили за «хищение бюджетных денег». Это дело многие эксперты считают политически мотивированным, поскольку факт хищения обвинителям убедительно доказать не удалось, а сам Серебренников — последовательный критик режима. Тем не менее формально «театральное дело» было экономическим, а не идеологическим: Серебренникова преследовали не за спектакли или фильмы, а за растрату средств.
Художников судили за творчество — но по более мягким статьям. В 2015 году режиссера Тимофея Кулябина и директора Новосибирской оперы Бориса Мездрича обвиняли в «оскорблении чувств верующих» за оперный спектакль «Тангейзер», где режиссер добавил отсутствовавшую у Рихарда Вагнера сюжетную линию Иисуса Христа. Если бы суд признал их виновными (а не оправдал), максимальное наказание, которое бы им грозило, — три года лишения свободы.
Для сравнения, статья, по которой обвиняют Женю Беркович и Светлану Петрийчук, влечет наказание до семи лет лишения свободы. «Финист ясный сокол» — всего лишь второе произведение, которое стало поводом для возбуждения дела об оправдании терроризма. Первым была песня блогера Юрия Хованского, исполненная на стриме в 2012 году, о захвате «Норд-Оста». Хованского задержали в 2021-м, а в 2022-м — освободили «в связи с истечением срока давности».
«Оправдание терроризма» в спектакле может быть лишь поводом преследовать Беркович
«Финист ясный сокол» — удобный повод осудить Беркович: это спектакль о терроризме. При этом настоящим мотивом следствия может быть показательная расправа над заметной художницей, пишущей поэтические тексты против милитаризма и войны, которые становятся вирусными в соцсетях.
В конце концов, пьесу Петрийчук прочитали на «Любимовке» четыре года назад, спектакль Беркович вышел два года назад и уже не играется — но сама Беркович продолжает открыто говорить о своих политических убеждениях и при этом остается в России. Авторы открытого письма в защиту Беркович и Петрийчук, опубликованного «Новой газетой» и собравшего как минимум пять тысяч подписей, тоже связывают дело с антивоенными стихами Беркович.
При этом Петрийчук, написавшая пьесу, тоже стала фигуранткой дела, а поскольку его возбудили в отношении неопределенного круга лиц, преследование может угрожать и другим участникам проекта. Это может означать, что теперь опасности подвергается не только художник с активной антивоенной позицией, но и любые его соавторы (а соавторы есть практически у любого художника — во всяком случае, у любого, кто работает в кино или театре).
За делом Беркович и Петрийчук может последовать новая волна «зачистки» в театральной среде
Многие эксперты (например, театральный критик, куратор и режиссер Марина Давыдова) предполагают, что следователи неслучайно выбрали спектакль, отмеченный в двух номинациях национальной премией «Золотая маска», и если суд решит, будто «Финист ясный сокол» оправдывает терроризм, это будет поводом для переформатирования премии и одноименного фестиваля. Давыдова пишет:
Национальная театральная премия с ее огромным институтом ротирующихся из года в год экспертов, а также членов жюри, среди которых побывал едва ли не каждый значимый человек нашего театра, премия и одноименный фестиваль, обладающие, в отличие от Беркович и ее «Дочерей Сосо», и ресурсами, и бюджетами и остающиеся до сих пор одним из последних театральных бастионов прекрасной России прошлого (много ли их осталось!), — именно «Золотая маска» и есть важнейшая цель этого цирка с уголовными статьями.
«Золотая маска» — крупнейшая и самая влиятельная театральная институция в России. Ее нельзя назвать политически независимой — скажем, в этом году по решению учредителя, Союза театральных деятелей России, жюри не стало номинировать нелояльных власти постановщиков, таких как Юрий Бутусов, Тимофей Кулябин или Римас Туминас. В то же время политической конъюнктуре она тоже пока еще не следует: спектакли тех же Бутусова, Кулябина и Туминаса — без личных номинаций — фигурировали в конкурсе, несмотря на их позицию.
(1) «Исламское государство»
«Исламское государство», или «Даиш» (сокращение от «Ад-дауля аль-исламийя филь Ирак уа аш-Шам»), — запрещенная в России международная террористическая организация исламистского толка, объявившая в 2014 году о создании на подконтрольных территориях Сирии и Ирака нового государства. Впоследствии было разгромлено силами международной коалиции во главе с США и сирийской армией при поддержке России.