«Работников полные залы, а посетителей опять нема» Чем живет главный храм российской армии во время войны с Украиной. Репортаж «Медузы»
Мы говорим как есть не только про политику. Скачайте приложение.
Открытый два года назад Главный храм Вооруженных сил должен был «символизировать духовность русского воинства, поднимающего меч только для защиты своего Отечества». В разгар войны с Украиной он скорее превратился в опустевший музей, чем в символ армии. «Медуза» рассказывает, как проходят службы во время войны, что говорят посетители храма — и что символизирует витраж с Пересветом, который собрали из мариупольских стекол и освятили в этих стенах.
Рано утром на площади перед Главным храмом Вооруженных сил РФ — только рабочие и дворники. Слева от нового объекта комплекса — арки-звонницы — рядами стоят закрытые павильоны, где обычно продают еду. За ними мерзнут охранники, курят и переваливаются с ноги на ногу. «Работников полные залы, а посетителей опять нема», — по-простому говорит один из них, его напарник зычно гогочет. Звук разлетается по пустой площади и отражается от музейных павильонов.
Символ российской армии, Главный храм Вооруженных сил (ГХВС) в подмосковной Кубинке мрачно нависает над клумбами, в которых что-то высаживают сотрудники комплекса. На вопрос о том, когда будет служба, охранники, руки которых покрыты посиневшими татуировками, пожимают плечами. «Спросите в храме, мы не в курсе», — отвечает смешливый.
В храме тоже пусто. Свечей у икон нет, только скучающий охранник в костюме гуляет по залу. «Служба в девять», — бросает он и утыкается в телефон. Его коллега, расположившийся на лавке в углу, смотрит тикток. Веселый бит немного разбавляет едва слышные записи песнопений, которые играют из динамиков в храме.
Чем известен Главный храм Вооруженных сил
Главный храм Вооруженных сил открыли в 2020 году в честь 75-летия победы в Великой Отечественной войне. Это один из самых высоких православных храмов в мире (в Москве выше него только храм Христа Спасителя). Его возвели в рекордные сроки, всего за два года.
ГХВС состоит из двух храмов — верхнего и малого (нижнего). Верхний храм украшен масштабными мозаиками. Часть из них изображают православных святых, часть — батальные сцены и военных. Сначала СМИ сообщили, что на одной из мозаик будет изображен Иосиф Сталин, а на другой — Владимир Путин, Сергей Шойгу и Валентина Матвиенко. Позже эти изображения убрали из проекта.
Вокруг храма возвели мемориально-музейный комплекс «Дорога памяти». Протяженность павильона, опоясывающего храм, — 1418 метров, по количеству дней, которые длилась Великая Отечественная война. В музее хранятся артефакты и исторические экспонаты, в том числе личные вещи Адольфа Гитлера.
Настоятелем ГХВС является патриарх Кирилл, однако он редко проводит там службы. Несмотря на это литургии проходят в храме ежедневно, в них может принять участие любой желающий.
«Место для будущих побед»
К девяти утра на площади начинают появляться туристы. В основном это пожилые люди — семейные пары или одинокие женщины. Они внимательно осматривают павильоны издали и фотографируются на фоне чугунно-зеленого храма.
«Мрачновато как-то», — понижая голос, говорит своей жене один из посетителей. «Зато красиво… Монументально!» — находит плюсы его собеседница. Перед ними в храм бодрым шагом заходят хористы — церковный квартет с дирижером, все в армейской форме.
Внутри службу слушают человек десять. Но слушают вполуха: отвлекаются на гигантские мозаичные иконы. «Вот тут Путин должен был быть», — рассказывает уже другой посетитель храма женщине. «А вот здесь, смотри, оставили место для будущих побед», — продолжает он осмотр. Действительно, под последней мозаикой пятичастной композиции перечислены военные конфликты с участием России после Второй мировой: от гражданской войны в Китае до «воссоединения Крыма». Дальше идет пробел в половину строки — видимо, для новых «подвигов».
Особенно привлекают пришедших артефакты: мощи святых и вещи, принадлежавшие маршалам победы. «Смотри, „подковка“ Жукова!» — восхищается один из посетителей и подводит жену к иконе, в которую «вмонтирован» кулон, принадлежавший маршалу. Один из певчих неодобрительно смотрит на мужчину. Он этого не замечает и просит у жены телефон, чтобы сфотографировать находку. Даже полчаса спустя он будет радостно повторять: «Ну ты видела, ты видела?!»
Из всех собравшихся в храме общий восторг по поводу экспонатов, кажется, не разделяет только одна женщина. Ее поседевшие волосы собраны под платком. Посетительница храма ставит свечки у икон Николая Чудотворца и Божией Матери, крестится. «Я сюда часто приезжаю, мне недалеко и несложно. У меня сын там [в Украине], вот я и приезжаю», — объясняет она. Где именно сын, она не говорит или не знает. Но сам храм ей нравится. «Здесь есть сила вот эта воинская, мощь», — говорит женщина.
Ее слова повторяют и другие пришедшие. О текущих новостях они в разговоре с «Медузой» говорят так же неохотно. «Ничего, выстоим, они же выстояли», — кивает на храм один из пришедших с женой туристов. И направляется к павильону «Дорога памяти». «Сделай свои 1418 шагов к победе» — написано перед ним.
Триумфальная арка и богатырский витраж
По выходным в музей и к храму приезжает больше людей. Однако утренняя служба тоже немноголюдная: начинается рано, ехать из Москвы далеко. Поминают ли погибших на войне солдат и офицеров, не ясно, священник зачитывает только имена, но у военных есть особый префикс «воин». Сколько именно «воинов» в списке, не разобрать, читают его очень быстро и неразборчиво.
Помимо этого туманного намека, на идущую в Украине войну здесь мало что указывает. Жизнь храма идет размеренно. За время «спецоперации» ГХВС несколько раз попал в новости. В июне 2022 года здесь вручали награды военным врачам. Из сообщений ведомства не особо понятно, участвовали ли эти врачи в военных действиях на территории Украины. Награждение приурочили ко Дню медицинского работника и 145-летию со дня рождения святителя Луки, а закончили крестным ходом.
В следующий раз о храме писали уже в августе. Тогда на экскурсию в музей «Дорога памяти» привели курсантов. Будущих офицеров «удивило все его [храма] великолепие, фасады, настенные фрески, лики святых, лежащих на резных аналоях».
Свое отношение к новой монументальной постройке комплекса — арке-звоннице — курсанты, увы, никак не выразили. Ее начали возводить в начале лета 2022 года. Почти 40-метровую трехчастную арку закончили строить в сентябре, сейчас ее красят — осталось покрыть зеленым основание надписи «Никто не забыт, ничто не забыто». Другая часть монумента, который авторы упорно сравнивают с Триумфальной аркой в Москве, уже закончена. В храме не ответили на просьбу «Медузы» прокомментировать, в честь чего строится этот символ победы.
Последняя новость, связывающая войну и главный храм армии, — освящение «мариупольского» витража. Участницы «патриотического движения» «Катюша» (побывавшие в Мариуполе после того, как город оккупировали российские войска), по их утверждению, собрали там осколки стекла на местах боев — и сложили их в изображение богатыря Пересвета. Участницы «Катюши» попросили у священников храма Вооруженных сил благословение на эту работу.
Получившийся витраж, по мнению представителей движения, символизирует Мариуполь — «новое Куликово поле». Правда, посмотреть на него посетителям храма так и не удалось. Церемония освящения и благословения прошла 9 сентября меньше чем за час, после чего Пересвет отправился прямиком в разрушенный город. Представители храма и движения «Катюша» не ответили на вопросы «Медузы» по поводу витража.
Храм «для вечности»
Создание такого витража, символа битвы за Мариуполь (в ходе которой город был фактически уничтожен российской армией) — скорее арт-перформанс, чем религиозное действие, считает научный сотрудник лаборатории социологии религии ПСТГУ, антрополог Татьяна Крихтова. С ней согласен религиовед, кандидат философских наук Алексей Зыгмонт. «Религия и искусство всегда тесно переплетались, и ситуации, в которых было сложно понять, где начинается одно, а заканчивается другое, случались на протяжении всей истории», — резюмирует Крихтова.
С одной стороны, создание артефактов вокруг Мариуполя — это попытка воспроизведения «учредительного мифа» о решающей битве добра со злом, считают эксперты. Такой поворотной точкой в российской истории была, например, Куликовская битва, говорят исследователи. Там из хаоса «был сотворен» порядок, а также прошел обряд «приручения» насилия, объясняет Зыгмонт. Тот же миф российская сторона пытается воспроизвести после событий в Мариуполе, где Россия якобы победила зло.
Подробнее про Куликовскую битву
Битва на Куликовом поле — сражение XIV века, в котором столкнулись с одной стороны войска под предводительством Дмитрия Донского, а с другой — войско правителя Золотой Орды Мамая. Победа Московского и Владимирского княжеств положила начало объединению Руси и свержению ордынского ига. По мнению современных историков, в битве участвовало несколько десятков тысяч человек, это одна из масштабнейших битв того времени.
Согласно первому письменному источнику об этом сражении, «Сказании о Мамаевом побоище», началось все с мелких стычек, в том числе со схватки между татарином Челубеем (или Темир-беем) с иноком Александром Пересветом. Оба погибли в бою, однако Пересвет удержался в седле дольше. Историки оценивают это как миф, однако он стал основой для многих картин и произведений.
Куликовская битва — один из столпов российской истории в нынешней трактовке власти. О ней очень любит говорить Владимир Путин, более того, он уже подписал указ о праздновании 650-летия битвы в 2030 году. Уже назначен оргкомитет будущего праздника: его возглавили вице-премьер Татьяна Голикова, губернатор Тульской области (к которой сегодня принадлежит место, где была битва) Алексей Дюмин и директор СВР Сергей Нарышкин.
Сам храм Вооруженных сил, считает Крихтова, создавался «для вечности» — чтобы вписать в православную традицию современную российскую армию. «Любой храм несет символическую нагрузку, даже тот, который большинством посетителей воспринимается как музей или даже аттракцион», — развивает мысль она.
При этом пока свежепостроенный храм символически не очень работает — сама церковная иерархия не слишком активно его использует. Например, патриарх Кирилл редко проводит в нем службы.
Возможно, идея иная, считает Крихтова. Исторические артефакты, соседствующие с мощами, в этом ключе создают некий новый смысл, становятся попыткой снова сделать храмы главным «местом сбора» для людей. Идея могла не сработать потому, что храм находится не в городе — до него нужно долго добираться. «В Москве маленькие храмы нужны потому, что в них строится община, в которой люди друг друга знают. В большом парадном храме такая община невозможна», — объясняет антрополог. Тем не менее, хоть ГХВС не похож на большинство православных храмов, в остальном он вполне вписывается в церковную историю и традицию, заключает эксперт.
ГХВС при этом, добавляет Зыгмонт, объединяет культ Великой Отечественной войны, православие образца синодального периода, а также некоторые имперские и советские элементы. Такие сооружения, по его словам, не рассчитаны на религиозное поклонение со стороны масс — в них слишком много непонятных символов: «Это средоточие „режима“ в безоценочном смысле».
Министерство обороны России и Русская православная церковь не ответили на запросы «Медузы».
(1) При чем тут война в Китае?
Гражданская война в Китае шла в несколько этапов. Второй начался в 1946 году, когда на территории освобожденного от Японии Китая столкнулись отряды и союзники Коммунистической партии Китая с одной стороны и сторонники партии Гоминьдан с другой. Первых поддерживал СССР, вторых — США. Это основной мотив последней части мозаики, так как в остальных указанных военных конфликтах так или иначе участвовали советские и американские войска, поддерживающие разные стороны.
(2) Что за «подковка»?
Небольшое украшение на удачу в форме подковы.
(3) «Дорога памяти»
Музей, выстроенный вокруг храма Вооруженных сил России. Длина галереи, как утверждают создатели, — 1418 шагов (по числу дней Великой Отечественной войны). В галерее рассказана подробная история каждого дня войны 1941–1945 годов, в том числе оборона Брестской крепости, оборона Москвы, оборона Сталинграда, Дорога жизни к блокадному Ленинграду и так далее. Всего в музее 35 залов, 26 из которых «иммерсивные», сообщает сайт комплекса.
(4) Почему 1418?
По количеству дней Великой Отечественной войны.
(5) Аналой
Используемый при богослужении высокий четырехугольный столик с покатым верхом.
(6) Зачем строят триумфальные арки
Обычно такие сооружения возводят после военных побед. Первыми в честь триумфа на поле боя их начали устанавливать в Древнем Риме. В России же такой обычай сложился при Петре I. Триумфальная арка в Москве же возведена в честь победы в Отечественной войне 1812 года.
(7) Движение «Катюша»
Женское движение «Катюша» впервые упоминается в новостях 30 июля 2022 года — участницы движения создали календарь, посвященный Дню ВМФ России. После этого они создали линию одежды ко Дню ВДВ, а также отправили лидерам «недружественных» стран медали «За возрождение фашизма». По данным телеграм-канала «Катюши», в движении состоят женщины со всей России, а также с оккупированных территорий Украины.
(8) ПСТГУ
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет — российское частное высшее учебное заведение в Москве.
(9) Кто об этом писал?
Подробнее об этом писали исследователи религии и насилия, например Марк Юргенсмейер и Рене Жирар.
(10) Синодальный период
Период в истории РПЦ, начавшийся с реформ Петра I и основания Святейшего Правительствующего Синода в 1721 году — и сблизивший церковь и государство. Он закончился в 1917 году.
(11) Где еще такое есть?
В США есть Национальная аллея; во Франции — Пантеон, который отражает идеи революции XVIII века; в Испании — Долина Павших, построенная во времена режима Франко.
(12) Каких символов?
ГХВС венчает купол, отсылающий к шлему Александра Невского, а высота различных частей храма означает те или иные даты из истории Великой Отечественной войны. Подобный подход можно найти и в других религиях. Например, Саддам Хусейн возвел мечеть к десятилетию «победы» в войне в Персидском заливе. Минареты были выполнены в форме стволов АК-47, а их высота также отсылала к памятным датам.