Image
истории

«Позиция РПЦ — извращение идеи христианства» «Медуза» поговорила со священнослужителем Григорием Михновым-Вайтенко, который с начала войны помогает украинским беженцам

Источник: Meduza
Фото: Сергей Карпухин / ТАСС. В главном храме Вооруженных сил РФ в Кубинке

Мы рассказываем честно не только про войну. Скачайте приложение.

Григорий Михнов-Вайтенко — сын поэта Александра Галича, правозащитник и священнослужитель, бывший священник Русской православной церкви. В 2014 году он в своей проповеди отлучил от святого причастия всех, «кто по своей воле взял в руки оружие для участия в братоубийственной войне с Украиной». В том же году он подал прошение о выводе за штат РПЦ. Михнов-Вайтенко протестовал против уголовного наказания за оскорбление чувств верующих и высказывался против запрета в России «Свидетелей Иеговы». Сейчас Михнов-Вайтенко — архиепископ Варяжский Апостольской православной церкви, созданной при участии священника и диссидента Глеба Якунина. После начала войны Григорий и его единомышленники из Санкт-Петербурга активно помогают украинцам, оказавшимся в России. Архиепископ Варяжский рассказал «Медузе» о своей деятельности и роли церкви в преодолении последствий войны.

Image

Я в эту историю вляпался сильно раньше многих. В 2013 году, когда начался Майдан, я был священником, служил в Старой Руссе (город в Новгородской области, — прим. «Медузы»). Многие радовались за украинцев, а мне казалось, что это добром не кончится. Я считал, что главное — умиротворение. Потому и вышел из РПЦ год спустя, что она этим не занималась, скорее наоборот. Церковь — общественная организация, в которую входят люди по обе стороны границы и которая может вести диалог со всеми, содействуя бескровному решению проблем.

А проблемы, очевидно, были. За полгода до противостояния в Киеве я посетил архивы в Донецке, откуда у меня бабушка по материнской линии, и в Днепропетровске, откуда мой отец. Уже тогда я видел серьезные противоречия между частями Украины. Нужна была переговорная площадка, чтобы не дошло до вооруженного конфликта.

И сейчас мое мнение прежнее: поиск выхода возможен. Но античеловеческая и антихристианская политика, которую все эти годы вело российское государство, сублимировалась в крайнюю форму прямой агрессии против государства Украина. Она проблемы не решает, только рождает новые — новую ненависть, новые счеты. Война — абсолютный кошмар, она бьет по всем. А РПЦ не просто не содействовала примирению. Она работала на эскалацию, вбивая клин между верующими. Абсолютно политические цели, которые облекали в якобы благочестивую формулировку. Надо было заниматься людьми.

Если украинское общество хочет самостоятельности, [служителям РПЦ] следовало первыми предложить автокефальность украинской церкви. Вместо этого патриарх Кирилл отрицает субъектность украинского народа. Это, мягко говоря, недальновидные имперские замашки, которые в XXI веке смотрятся диковато. Почему мы признаем автокефальность польской, финской церкви? Это бывшие территории империи. Чем же от них отличается Украина? Позиция РПЦ — извращение идеи христианства, концепта православной церкви. Это очень опасная игра, которая ведет к катастрофе. Мне повезло, что я в 2014 году это понял. До многих дошло только сейчас, зато по самое горлышко. Беда пришла в наш дом.

Сейчас модно спрашивать, где вы были восемь лет. До 24 февраля я много занимался тюремным служением, в том числе с украинскими военнопленными — я их называю именно так. Олег Сенцов, Володя Балух, Саша Шумков. Володя — человек очень религиозный, молитвенный. В Украине другое отношение к религии. Там почти каждый знает, что Бог есть, а какая церковь — это следующий вопрос. Им тяжело было общаться со священниками РПЦ, и они просили меня. Просто помолиться вместе.

Во время войны нечестно делить людей на левых, правых. Только на политиков, отдающих приказы, и всех остальных. Плохо мирным людям, попадающим в этот замес. Плохо военным, потому что они убивают — и это вредит душе. Их гибель вредит родным и близким. Хорошо лишь политикам: они решают свои задачи, которые не решили дипломаты. Я против политиков и за людей.

Помогать покинуть Россию мы начали не с беженцев. Двадцать четвертого февраля в стране находились сотни тысяч граждан Украины, которые здесь работали, учились, женились. На заседании Правозащитного совета Санкт-Петербурга я предложил — и коллеги поддержали — создание горячей линии для них. В первую неделю к нам обратилось более сотни человек. Основным вопросом было — как уехать из России? К примеру, одна женщина лечила тут сына от рака. И застряла. Мы собрали деньги, помогли. Потом в Ленинградскую область, под Тихвин, пришел поезд с беженцами. Неравнодушные люди друг друга знают — и включились в работу.

Потребности у беженцев разные. Давать им оценки мы не имеем права, наше дело — помогать. Кто-то был вывезен в другой город, но хочет в Петербург, кто-то собирается в Европу или Беларусь, кто-то просит об одном: верните меня домой. Одна пожилая дама пешком готова идти назад, в Мариуполь. Только об этом и говорит, хотя ее дом уничтожен, документы пропали, возвращаться некуда. В момент опасности, под бомбежками, человек зачастую действует механически. А потом, в покое, возникает принятие или неприятие. Она 70 с лишним лет прожила в Мариуполе и не может представить, что вся ее жизнь рухнула.

Многие мариупольцы не выбирали Россию, просто у них не было выхода. Организованно и относительно безопасно покинуть город можно было только в сторону Донецка. Сейчас мы занимаемся семьей с двумя детсадовскими и одним грудным ребенком. Будут они рисковать? Нет, они отправятся туда, где безопаснее.

Петербург оказался на маршрутах людей с разными проблемами. Через него выезжают в страны Европы — Финляндию, Эстонию. Кто-то просто хочет здесь жить. Как бывший москвич я их понимаю. Петербург, в отличие от Москвы, резиновый, тут всем рады.

Некоторые граждане Украины, оказавшиеся в Тихвине, говорят, что никуда оттуда не поедут. Здесь не бомбят — уже хорошо. Говорят по-русски — хорошо вдвойне. Как-нибудь устроимся. Спасшиеся от войны — не эмигранты, они не выбирают хорошую жизнь. Беженец прежде всего ищет безопасное место, и языковая среда тут — важный фактор. Но все зависит от того, как региональная власть включится в их социальную адаптацию. Найдут ли работу и жилье? Дадут ли социальные льготы? Если это сделают, люди останутся, а если как всегда, они подождут и скажут: зачем мы сидим?

Администрация Ленинградской области старается, но для нее это неожиданная нагрузка. Не было готовых квартир, пенсий, мест в школах. Чиновники делают что могут. Мешать не мешают совсем. Если вынести за скобки 24 февраля, государство очень даже хорошо помогает. В практических целях такой вынос [за скобки] возможен, хотя в плане этики он получается с трудом. Правозащитный совет Санкт-Петербурга вовлечен целиком и полностью. А Совет по правам человека при президенте очень задумчивый стал, очень консультативный. Из важного они сделали листовку с инструкцией для беженцев. Полезный дидактический материал, особенно для тех, кто решил остаться в России.

В нашем волонтерском чате около четырех тысяч человек. Активно помогающих — несколько сотен. Собирают вещи, отвозят, привозят… Волонтерское движение не имеет структуры — и потому очень эффективно. Никаких штабов, поручений. Есть украинец на вокзале и свободный волонтер. Координатор их быстро свел — и они поехали в Ивангород, на границу с Эстонией. В более сложных случаях — утерянные документы, срочная госпитализация — не обойтись без государственных структур. Таких людей мы берем под крыло правозащитного совета. Если едет семья с особенными потребностями — дети, звери, — мы их заранее связываем с эстонской или финской стороной. Счет покинувших Россию через нас идет на сотни.

Если смотреть на два шага вперед, я надеюсь, что война закончится. Тогда беженцев будут ждать в Украине, и большая часть захочет вернуться домой. Десять тысяч рублей от государства — хорошо, но мало (в России прибывшим с территории Украины предусмотрена разовая материальная помощь в размере 10 тысяч рублей, прим. «Медузы»). Будут ли им оплачивать обратные билеты? Сомневаюсь. Внутренне я готовлюсь, что и здесь мы должны будем помогать.

Беседовал Владимир Севриновский

  • (1) «Свидетели Иеговы»

    Верховный суд РФ в 2017 году признал «Свидетелей Иеговы» экстремистской организацией и запретил ее деятельность в России.

  • (2) Глеб Якунин

    Священник Глеб Якунин в советское время выступал против притеснения верующих людей. В 1965 году стал соавтором письма патриарху Алексию I, в котором рассказывалось о давлении государства на верующих. В результате его отлучили от церкви. В 1979 году Глеба Якунина арестовали за антисоветскую агитацию. До 1987 года он сидел в лагерях, а потом вышел по амнистии. Тогда его восстановили в сане. В 1990 году Якунина избрали членом Верховного совета РСФСР, а в 1993 году — депутатом Госдумы. В том же году его снова лишили сана — формально за участие в выборах. Якунин скончался в 2014 году.

  • (3) Евромайдан

    В ноябре 2013 года в Украине началась длительная массовая акция протеста, получившая известность как Евромайдан. Протесты были реакцией на объявление тогдашнего президента Виктора Януковича о том, что Украина приостановит подготовку к вступлению в ассоциацию с Евросоюзом. Спустя три месяца протестов, в ходе которых погибло более 100 человек, Янукович был отстранен от власти и бежал в Россию, опасаясь уголовного преследования в Украине.

  • (4) Автокефалия

    Независимость и самостоятельность церкви на определенной территории. Автокефальная церковь называется поместной, имеет своего главу, который поминается на службах, а ее управляющие органы принимают самостоятельные решения.

  • (5) Статус УПЦ

    В январе 2019 года Православная церковь Украины получила от Константинопольского патриархата статус автокефальной (независимой). Создание церкви спровоцировало конфликт между Константинопольским и Московским патриархатами. Московский патриархат и Украинская православная церковь в его составе разорвали евхаристическое общение (то есть совместные литургии) с Константинопольским патриархатом, не признавая его действия.

  • (6) Олег Сенцов

    Олег Сенцов — крымский режиссер, приговоренный в 2015 году в России к 20 годам колонии за «подготовку к террористическому акту». В августе 2019-го Сенцова освободили и выдали Украине.

  • (7) Владимир Балух

    Фермер Владимир Балух в декабре 2016 года был задержан сотрудниками ФСБ в Крыму. Ему предъявили обвинение по части 1 статьи 222 УК РФ (незаконное хранение и ношение огнестрельного оружия и боеприпасов). В августе 2017 года приговорен к трем годам и семи месяцам колонии строгого режима. В сентябре 2019 года Россия и Украина провели обмен заключенными по схеме «35 на 35», среди них был и Балух.

  • (8) Александр Шумков

    Украинский военный Александр Шумков был в 2017 году арестован в России по обвинению в участии в деятельности «Правого сектора», который признан экстремистской организацией (Шумков говорит, что был похищен и силой перевезен в Россию). В 2020 году он освободился из колонии и вернулся в Украину.

  • (9) Беженцы из Украины в России

    К концу апреля, по сообщениям российских государственных СМИ, из Украины (в том числе с территорий самопровозглашенных ДНР и ЛНР) в Россию выехал почти миллион беженцев. Украина обвиняет Россию в принудительной эвакуации. Выезжали не только жители ДНР и ЛНР, но и, например, оккупированного Мариуполя. Им, как писала «Медуза», приходилось проходить «фильтрацию», многократные допросы, а некоторых выпускали только при условии съемки в пропагандистском видео.