Константин Хабенский возглавил МХТ. Теперь театр возродится? Антон Хитров — о смене худрука на важнейшей сцене страны
Мы рассказываем честно не только про войну. Скачайте приложение.
27 октября актер Константин Хабенский стал новым художественным руководителем МХТ имени Чехова. Режиссер Сергей Женовач, возглавлявший театр с 2018 года, ушел в отставку. Женовача критиковали за смену курса, избранного его предшественником, Олегом Табаковым. По просьбе «Медузы» театральный критик Антон Хитров рассказывает, почему давний соратник Табакова Хабенский во главе Художественного театра — необязательно хорошая новость.
Театр при Женоваче
С точки зрения Владимира Мединского, бывшего министра культуры, который в свое время поставил Сергея Женовача руководить МХТ, это было разумное решение: он считал, что главную драматическую сцену страны должен возглавлять консерватор, верный последователь русской театральной школы. Но худрук и знаменитая площадка казались несовместимыми с самого начала.
Женовач — мастер камерной психологической режиссуры. Он привык к неторопливой, внимательной работе в созданной им «Студии театрального искусства», где большинство актеров — его бывшие студенты, а спектакли ставит либо сам режиссер, либо (крайне редко) другие педагоги ГИТИСа. То есть Женовач — художник, которому комфортно в гомогенной среде.
Олег Табаков, 18 лет руководивший МХТ, поддерживал в театре совершенно другой порядок. Он любил разнообразие, не боялся рисковать, одинаково считался с интересами сцены и кассы: выпускал и комедии со звездами, и ни на что не похожие новаторские проекты (иногда даже получалось удачно соединить одно с другим). Табаков сотрудничал с очень непохожими режиссерами — многие в результате стали знамениты: прежде всего стоит назвать Кирилла Серебренникова и Константина Богомолова.
С Богомоловым — когда-то штатным режиссером МХТ — Женовач расстался в первые же месяцы руководства. Незадолго до собственной отставки Женовач убрал из репертуара «Идеального мужа» и «Карамазовых», самые заметные спектакли Богомолова времен его работы в Камергерском переулке, а вместе с ними — «Зойкину квартиру» Серебренникова. Обновлять афишу — нормальная и даже необходимая практика, но за последние три года в Художественном театре не появилось ни одной премьеры, сравнимой по резонансу с «Идеальным мужем».
Пока Женовач руководил площадкой, труппу покинули актеры Андрей Бурковский, Дмитрий Дюжев, Максим Матвеев — и Александр Молочников, которого прежний худрук считал перспективным режиссером, а новый рассматривал исключительно как артиста. Работа Женовача во главе театра ни в коем случае не была провальной — в Камергерском репетировали большие режиссеры, новые спектакли получали хорошую прессу, — но успеха, как при Табакове, уже не было. Из театра-ньюсмейкера МХТ превращался в обычный респектабельный драмтеатр в центре столицы.
Кто наверняка выиграет от отставки Женовача, так это «Студия театрального искусства», которая с 2018 года формально числится филиалом МХТ, но по факту живет собственной жизнью. Режиссер останется ее руководителем и сосредоточится на площадке, которая всецело соответствует его темпераменту и ценностям. А вот что теперь будет с Художественным театром, большой вопрос.
Что предстоит сделать Хабенскому
Новый лидер театра Константин Хабенский — кандидат от труппы. Актеры предлагали его на место худрука еще три года назад, когда оно было вакантно, и в конце концов Министерство культуры пошло им навстречу.
Хабенский, безусловно, один из самых интересных и разносторонних российских артистов, а еще — опытный руководитель, что куда важнее для его нынешней должности. С 2008 года актер возглавляет благотворительный фонд, который помогает детям с тяжелыми заболеваниями головного и спинного мозга. В прошлом десятилетии Хабенский создал сеть детских творческих студий по всей стране. Режиссером он тоже работал: в 2014 выпустил мюзикл «Поколение Маугли» по мотивам Киплинга, где актеры-подростки выходят на сцену вместе со звездами, а в 2018-м — исторический фильм «Собибор» о восстании в нацистском концлагере.
Еще один аргумент в пользу нового худрука — с МХТ он связан куда сильнее, чем его предшественник. Хабенский дебютировал на сцене Художественного театра в 2002 году, а с 2003-го входит в его труппу. Он сыграл там немного ролей — всего восемь, если считать Тригорина в «Чайке» Константина Богомолова, которая числилась за Театром Олега Табакова, но шла в Камергерском переулке, — однако в его репертуаре встречались важные для площадки спектакли, например «Трехгрошовая опера» Кирилла Серебренникова. Это дает надежду, что Хабенский по крайней мере попытается вернуть Художественный театр к «табаковскому» курсу.
Выходит, это хорошая новость? Трудно сказать. Мы не знаем о Хабенском самого главного: как он представляет себе живой современный театр. Часто говорят, что театром непременно должен руководить режиссер, но практика показывает другое. Неважно, кто лидер по специальности — режиссер, актер, продюсер или критик, — важно, какова его программа.
Из медийных артистов иногда получаются блестящие руководители — но только из таких, кому глубоко небезразличны вопросы театра. Взять, например, Евгения Миронова, который вот уже 15 лет возглавляет столичный Театр наций. Еще в девяностых и нулевых он участвовал в международных театральных проектах, исследуя непривычную для российских актеров эстетику (среди режиссеров, с которыми в те годы работал артист, европейские звезды Петер Штайн, Эймунтас Някрошюс и Деклан Доннеллан). А с 2005 по 2020 год он был соучредителем и арт-директором фестиваля «Территория», который знакомит публику с новыми театральными течениями и проводит мастер-классы для молодых специалистов. В общем, Миронов давно увлечен мировым театральным искусством во всем его разнообразии и хочет, чтобы Россия была его частью: отсюда — выдающийся список громких режиссерских имен в афише его площадки.
Или тот же Табаков: в 1956 году еще неизвестный молодой актер стал одним из семи основателей «Современника», мечтавших порвать со сталинским «большим стилем» и вернуться к учению Станиславского в его первозданном виде. Когда 14 лет спустя руководителю молодого театра Олегу Ефремову предложили возглавить МХАТ, Табаков остался в «Современнике», стал его директором и настоял, чтобы главным режиссером выбрали Галину Волчек. Человек, прославивший Серебренникова и Богомолова, был революционером и творческим лидером задолго до того, как его назначили преемником Ефремова в МХТ.
О Хабенском этого сказать, увы, нельзя: театральным идеологом актер никогда не был. Это проблема. Амбициозной площадке — а Художественный театр в силу своего прошлого обязан быть амбициозным — прежде всего нужна концепция, которая гарантирует ей уникальную роль в городской культурной жизни. Причем эту концепцию придется постоянно уточнять и обновлять, потому что театральное искусство все время меняется, как и его публика. Готов ли новый руководитель всем этим заниматься — сам или вместе с экспертами, — пока неясно.