«Здесь девушек терроризируют за фото в лифчиках» Интервью журналистки Светланы Анохиной — она возглавляет издание о женщинах на Кавказе. Ее обещают убить, чтобы «разобраться с феминистками»
Мы говорим как есть не только про политику. Скачайте приложение.
Дагестанская журналистка Светлана Анохина обратилась в полицию с заявлением об угрозах. 22 июля ей позвонили и угрожали убийством, пообещав «разобраться с феминистками»: Анохина возглавляет издание «Даптар», которое уже шесть лет пишет о проблемах женщин на Кавказе. «Медуза» поговорила с журналисткой о роли феминизма в Дагестане, домашнем насилии и отношении кавказских мужчин к активисткам.
— Ваше издание — первое, которое стало писать только про женщин на Кавказе?
— Других не знаю. Есть, например, «Вандерзин», но мы взяли локацию Северный Кавказ. Нас интересуют и трешовые истории, которые случаются. Это обряды и ритуалы, которые нам удается выявить, женское обрезание. И победы, конечно. Мы не хотим только твердить о проблемах.
— Дагестан — патриархальная республика. Откуда смелость реализовать такой проект?
— Дагестан насколько патриархальная, настолько и самая смелая и дерзкая республика из всего Северного Кавказа. В силу того, что мы все очень разные на небольшой территории — порядка 45 с лишним этносов и народностей. И возможности для журналистики, самореализации, дерзости и выхода за рамки гораздо больше.
Но издание создала не я, а мой коллега и друг Закир Магомедов. Потом он передал бразды правления, и я сейчас там редактор. До этого я была просто, как и мои коллеги, журналистом, который пишет тексты. Потом взялась редактировать чужие, так как некому было исправлять косяки. Я делала это бесплатно — из любви к правильному тексту. Сейчас я уже много лет главный редактор.
— Кто поддерживает работу издания? И есть ли среди них местные мужчины?
— Нет. Никто не поддерживает. Изначально был получен один грант в самом начале, в 2014 году. На него был открыт портал, и из него платили гонорары. Через полгода лафа кончилась. Я писала статьи бесплатно — мне было дорого то, что мы делаем. Чужие тексты мы оплачивали из своего кармана. На местном уровне никто не поддерживает. Только те, кто пишет. Они говорят: «Я написал статью, мне даже денег не нужно».
— Отсутствие поддержки может быть разной. Это может быть игнорирование. Или, наоборот, грубые высказывания, угрозы. Как у вас?
— На официальном уровне деньгами и продвижением никто не поддерживает.
— А читатели?
— Есть небольшая группа своих [читателей] и огромное количество людей, которым не нравится, что мы делаем. Они пропускают мимо внимания тексты про горы, про ремесла, смешные колонки, но очень не любят, когда мы начинаем писать о проблемах в том виде, в котором мы их замечаем и понимаем.
— Что значит очень не любят? Это угрозы?
— Угрозы для меня вещь привычная, это фон. Всем не нравится, что мы пишем, если это материал критической направленности.
— Угрозы фоном — это личные угрозы?
— «Выгоним ее». Угроза: «Что она забыла на нашей святой дагестанской земле? Пусть она ее не топчет, пусть едет к себе домой». Люди забыли, что я коренная махачкалинка, у меня тут родилось четыре поколения до меня и еще двое после меня — моя дочка и ее дети. Им кажется, что я откуда-то возникла, ворвалась и разобью их устои, скрепы, страшно мешаю и ввязываюсь в истории, которые происходят в городе.
В 2007 году я начала проект «Был такой город» — записывала неофициальные хроники города. Проект меня накрепко примотал к городу, и меня стало касаться все, что тут происходит. Тогда происходила вырубка скверов, и организовалась группа [активистов] «Город наш». Нам шли угрозы постоянно и по всем пунктам. «Что, купленные твари? Что вы топите против администрации или конкретных людей?»
Мы очень удачно бились, к собственному удивлению. У нас была хаотичная команда, которая сплотилась, когда встал вопрос о вырубке деревьев в нашем единственном, самом старом парке. Потом произошло то же самое со сквером. У нас есть озеро Ак-Гель, оно высыхает, у него катастрофическое положение, и там решили часть сквера оградить и поставить православный храм. Это нельзя было стерпеть. Я нашла людей, которые были готовы подписать [обращение против этого] дела. Мы подали в суд, и тут на меня обрушился шквал негодования от русских, оставшихся в Дагестане.
Нами заинтересовался Центр «Э». Они решили, что мы религиозные экстремисты, против православных храмов и продвигаем радикальную повестку. Но когда они посмотрели, как меня зовут, второй заявитель — [местный журналист] Андрей Меламедов, а третий — [преподаватель] Аня Горбанева, то тут отпала претензия.
А так меня убить обещают, но больше в личке. Писали в директ либо звонили с анонимного номера, обещали подвергнуть экзотическим и эротическим пыткам.
— Чем отличается угроза, которая поступила 22 июля?
— Тем, что впервые мне звонили открыто. Человек старательно мне пытался дозвониться. Сделал три звонка, были помехи, мы не могли нормально говорить. Но я с первых секунд почувствовала что-то не то и включила диктофон. И он четко говорил, не начинал с мата, удостоверился, что это я. А потом четко сообщил, что «они получили указание разобраться с феминистками». Это ново.
Я накануне написала, что мы объявили себя группой женщин, которые объединились, чтобы помогать женщинам в трудной ситуации. Что мы выбрали себе имя Марем в память об исчезнувшей Марем Алиевой из Ингушетии. Я написала, что цель нашей работы — это любая помощь, вплоть до эвакуации. Поэтому я не знаю, с какого краю мне прилетело, что именно триггернуло. Но я допускаю, что из-за того, что я открыто называю себя феминисткой.
— Когда вам угрожали, человек представился? Почему он это сделал и знаете ли вы его?
— У меня кавказский характер, и вместо того, чтобы притвориться испуганной заинькой, я стала давить на него и наезжать. В какой-то момент я решила узнать, как он собирается разбираться с феминистками, — и спросила имя и фамилию. Он представился явно вымышленным именем и сказал, что он меня убьет. Такие же угрозы, но анонимно раньше получали барышни, которых называют «нефорами». Если у тебя цветные волосы, если ты активен, устраиваешь акции, фесты и «Монстрации», если ты занята повесткой, далекой от кухни, то ты «нефор». Ты не вписываешься в общую канву женского поведения кавказского человека.
— Всем «нефорам» угрожают?
— Всем. Есть много молодых людей, которые взбудоражены идеей очистки святой земли Дагестана от негодяев, которые посмели сделать что-то не так: думать иначе, красить волосы не в тот цвет. Все это рано или поздно идет в «реал».
— Есть общий сценарий, как такие истории затихают? Девушке посылают угрозу с целью запугать, чтобы она перестала заниматься тем, чем занимается. И она перестает этим заниматься?
— На «нефоров» идет охота. Но, как правило, нет, никто не перестает [заниматься своим делом]. Мы все растем в обстановке постоянной фоновой угрозы. Всегда есть кто-то сильно недовольный тобой. Либо ты не так веруешь, либо еще что-то. Поэтому я так серьезно не относилась к угрозам, потому что это то, что происходит постоянно, и в ход идут самые экстремальные варианты.
— А почему сейчас серьезно отнеслись к угрозе?
— Потому что человек сделал это с открытого телефона, словно не боится [ничего]. И человек так искренне захохотал, когда я обмолвилась о Советском райотделе [полиции]. Он так искренне стал говорить: «У меня ж там брат работает двоюродный». И смеялся. Было ощущение, что у него есть ментовская подложка, крыша — уж очень нагло это было.
Потом мои друзья, коллеги пробили его номер — и я призадумалась. Телефон оказался зарегистрирован на Рашида Абдулмуслимова. Это одиозный персонаж, несколько раз был задержан за лихачество на дорогих тачках в Москве и здесь [в Дагестане]. У него находили пистолеты, удостоверение сотрудника МВД. Это не пацан с переулка. У человека 150 тысяч подписчиков в инстаграме, они ходят за ним строем, смотрят на его тачки, думают: «Вау, какой крутой чел, мы тоже хотим быть такими». И любой прыщавый дрочер, чтобы угодить своему кумиру и заслужить его одобрение, вполне в состоянии пойти и проломить мне башку.
— Обо всех подозрениях вы открыто заявили полиции?
— Да, я передала все МВД. Дело в том, что было два звонка. Первый я записала. Тут же занесла его список [контактов], открыла профиль в вотсапе и стала сбрасывать ему нашу запись разговора, потому что злая была сильно. Сказала, что сдам все в прокуратуру. Первый звонок был в 18:58, а второй раз он мне позвонил в 22:40. И это был другой голос. Человек говорил, что не понимает, как так произошло, с его номера никто не мог звонить. И что он был в дороге.
— То есть это был уже другой человек и он стал все отрицать?
— Да. Было два разных голоса. Но мне какая разница? Если другой голос, значит, ты кому-то дал свою трубку. Не понимаю, почему так долго это все [проверка в МВД] делается. Когда нашей службе нужен биллинг, это делается мгновенно. У меня есть одно объяснение: если в течение пары дней ничего не будет сделано в этом направлении, значит, чувака кто-то крышует из МВД.
— Вы связываете угрозы со своей феминистской деятельностью. Насколько вообще это понятие знакомо Дагестану?
— У нас тут это слово абсолютно все знают. Полторы калеки называют себя феминистками, а остальные знают, что это немедленные гей-парады. Тут считают, что феминистки — это злые фемки, которые не бреют подмышки и ненавидят мужчин, хотят истребить их как вид. Я не припомню за собой таких желаний, но так как не соглашаюсь с тем, что мне кто-то отводит роль человека второго сорта и хочет, чтобы мои взгляды и действия определялись кем-то другим, то я, конечно, феминистка. А кем я могу быть еще?
— А есть прогрессивное сообщество, которое понимает понятие «феминизм» и равноправие не только в небритых подмышках и ненависти к мужчинам?
— Да, их огромное количество — человека три. Но никто из них не будет вступать в дискуссию. У нас республика, в которой преимущество мусульмане живут, и феминизм с мусульманством не очень коррелируют по разным пунктам. Поэтому девушки, которые во всем, казалось бы, двигают фемповестку, никогда не называют себя феминистками. Особенно если девушка верующая. Многие говорят: «Нет, я не феминистка, я просто за то, чтобы…» — и перечисляют по пунктам феминистические положения.
— То есть феминистка в Дагестане не признается, что она феминистка?
— От самого слова «феминизм» пытаются отстраниться, потому что оно сделалось в рамках не только дагестанского, но и общероссийского дискурса негативным.
Несколько лет назад на дагестанском телевидении был эфир о женских правах. И во время него муж одной из спикерок выскочил из рядов слушателей и стал кричать, что феминизм — это сразу Сирия, Украина и гей-парад. И это было забавно, потому что это показывает уровень [понимания]. Взрослый мужчина, муж чиновницы, не смог усидеть на попе ровно во время записи эфира. Это показательная история, так как она говорит об общей наэлектризованности вокруг женских прав. А тут еще статьи даптаровские и книга [блогера] Марьям Алиевой «Не молчи» про сексуализированное насилие на Кавказе. Все это вызывает протест огромного мужского бессознательного.
— За шесть лет работы вашего издания вы замечаете изменения? Женщины на Северном Кавказе стали больше говорить о своих правах и проблемах?
— Они и раньше говорили, но не было интернета, их хуже слышали. А сейчас есть площадка, как наше издание, или площадка Марьям Алиевой — ее любят девчонки, она красивая, умная, нежная, сострадательная и делает огромную работу. Через такие паблики девочки получают площадку для высказывания.
— Почему девушки не боятся говорить о своих проблемах и насилии, если на Северном Кавказе принято, что семья потом накажет того, кто порочит ее честь?
— Они анонимно пишут, они приходят в личку к нам.
— То есть открыто мало говорят?
— Да, каждая тут сталкивается с огромной хейтерской волной. Приходится очень тяжко. От семьи будут *******[физические наказания] или укоры: «Вот что ты делаешь, сейчас все будут говорить». В интернете будет огромная война, миллион групп, которым больше нечего делать. Вместо того, чтобы бороться с конкретными бедами, они обрушиваются на тех, кто смеет сказать о себе. Если ты женщина и ты рассказала, что тебя насиловал отец, то найдется миллион желающих сказать, что ты малолетняя шалава и сама его соблазнила, или зачем выносить сор из избы: «Почему она не думает о Дагестане?» Мол, могла бы помолчать, а не навешивать негатив на него.
Но это общероссийская тенденция — вот историю с Шурыгиной возьмем. Тот случай, когда было доказано, что это все было насильно, но имя стало нарицательным.
— В этой же республике существуете вы со своим изданием, которое рассказывает о правах женщин и готово им помогать. Какую роль вы играете в этой системе?
— Есть проводники гуманистической мысли — как «Даптар», портал Марьям [Алиевой]. Было бы хорошо, чтобы таких еще 10–20 было. Власть и религиозные институты всколыхнули агрессивное малосознательное, которому дают право колотить ребенка и жену. И все свои разочарования и злость направляют куда? А тут есть женщины, которые посмели что-то сказать. Мужчины легко объединяются, к ним примыкают женщины, которым хочется быть среди своих, а не с теми, которых поносят и позорят. У нас государственные системы подкреплены религией и проповедниками, которые разжигают ненависть к женщинам, призывая держать их в руках. Все, что мы можем, — это обозначить: «Вот мы есть, все, что мы можем сделать своими хрупкими силами, мы сделаем». У нас есть бесплатные юристы, бесплатный психолог.
Девочек за достаточно невинные фото в лифчиках терроризируют, грозят убить, обзывают или требуют с них денег и шантажируют. Получив деньги, мужчины передают эти же фото другим группам, и так круг за кругом. Девушки стыдятся, не могут сказать родителям, что они на грани суицида, не получают поддержку и не могут обратиться в [правоохранительные] органы. А почему? Потому что там сидят мужчины.
— И они будут стыдить и говорить, что сама виновата?
— Верно. И мы пытаемся сказать, что ты не виновата, ты не совершила преступление. Максимум, в чем можно упрекнуть, это в излишней доверчивости или в том, что ты влюбилась. Но ты не виновата. Эта мысль, которую мы транслируем, натыкается на дикое мужское сопротивление.
— А что лично вы сейчас собираетесь делать с угрозой, которую получили?
— Ко мне пришел дознаватель, записал все, что я рассказала. По протоколу они должны вызвать этого человека, получить объяснение и биллинг. Дело должно идти своим чередом, потому что была угроза жизни — это статья. И если этого не произойдет, значит, у чувака есть серьезная поддержка в полиции. И тогда буду биться с полицией.
Я бы не хотела ввязываться во все эти истории, но на меня смотрят и многие девчонки. Видя, что можно бороться и выиграть, они вдохновляются и перестают позволять по отношению к себе мерзости. Если я отпущу ситуацию и отойду, они почувствуют себя беззащитными. Если я струсила, то им зачем рыпаться? А я хочу, чтобы они рыпались. Я хочу, чтобы они знали, что есть возможность себя отстоять
(1) Что это?
Управление по противодействию экстремизму в Министерстве внутренних дел. Подробно о его работе можно прочитать в этом материале «Медузы».
(2) Марем Алиева
Одна из жен влиятельного жителя ингушского города Сунжа Мухарбека Евлоева. Марем жаловалась на насилие со стороны мужа, несколько раз она сбегала. Летом 2015 года она в очередной раз уехала от мужа, после чего сестру Марем Елизавету похитили. По ее словам, в похищении участвовал Евлоев. Узнав о похищении сестры, Марем вернулась в Ингушетию. Но в сентябре 2015 года пропала. Было возбуждено дело об убийстве, никто не был осужден.
(3) Что это?
Неформалы. Представители субкультур.
(4) «Монстрация»
Первомайское шествие с абсурдными лозунгами. Появилось в Новосибирске, постепенно распространилось по всей России.
(5) Какая позиция у Абдулмуслимова?
В разговоре с «Медузой» он отверг все обвинения Анохиной. Он также уточнил, что уже давал объяснения по этой ситуации в МВД.