«Мне это не нравится»: еще один молодежный хит от Netflix, который можно посмотреть за вечер Про старшеклассницу, которая силой мысли разрушает все вокруг
Мы рассказываем честно не только про войну. Скачайте приложение.
На Netflix вышел первый сезон «Мне это не нравится» — сериала, который моментально стал хитом и уже больше недели возглавляет российский топ самых популярных шоу стримингового сервиса. Главная героиня — старшеклассница Сидни из небольшого американского городка, которая внезапно обнаруживает у себя сверхъестественные способности. Рассказываем, чем это шоу, первый сезон которого можно посмотреть за один вечер, отличается от «Очень странных дел» или «Полового воспитания», и почему стоит за ним следить.
Сидни Новак (София Лиллис из «Оно») живет в небольшом городе Браунсвилль в Пенсильвании, который прославился самым грязным воздухом в США. Себя она называет «самой обычной 17-летней скучной девчонкой», и ее это полностью устраивает. Сидни дружит с популярной в школе девушкой Диной, за которой ухлестывает звезда местной футбольной команды, и со своим странноватым соседом Стэнли, который курит травку, слушает группу Bloodwitch (придуманную специально для сериала гитаристом Blur Грэмом Коксоном). Стэнли очевидно симпатизирует главной героине, зато в семье у самой Сидни не все гладко: родной отец недавно покончил с собой, оставив после себя несколько тайн, а отношения с мамой, вечно пропадающей на работе, никак не налаживаются после трагедии.
В остальном жизнь Сидни наполнена привычными подростковыми муками: сексуальное самоопределение, легкие наркотики и первые разочарования. Рутина прерывается, когда у девушки проявляются сверхъестественные способности — в моменты злости или паники Сидни запросто может силой мысли свалить дерево, швырнуть в кого-то шар от боулинга или сделать так, чтобы у обидчика пошла кровь из носа. Откуда взялись эти способности, Сидни, разумеется, не знает и боится кому-то о них рассказывать.
«Мне это не нравится» — новый проект режиссера «Конца ******* мира» Джонатана Энтвистла и продюсерского дуэта из «Очень странных дел» Шона Леви и Дэна Коэна. Это еще одно шоу в, пожалуй, самом востребованном сегодня сериальном жанре — молодежном ретро про старшеклассников. Сериал собран из предсказуемых, проверенных элементов: ностальгии, откровенных разговоров о сексе и взрослении, как всегда яркого саундтрека, мистики и реверансах в сторону фильмов Джона Хьюза и вообще всего кино 1980-х. Проект явно сделан сразу для двух аудиторий: современных старшеклассников и их молодых родителей, которых зацепит стилизация под времена их детства.
Отсылок к фильмам Джона Хьюза тут действительно много, особенно к легендарному «Клубу «Завтрак». Но есть и другие приметы времени: в первом и завершающем кадрах угадывается «Кэрри» Брайана де Пальмы; дневник, который ведет главная героиня намекает на «Смертельное влечение» Майкла Леманна. Есть и очевидные сходства с видеоигрой Life is Strange, героиня которой тоже обладает сверхъестественными способностями. И это далеко не все заметные отсылки в шоу. Мощно и к месту за кадром звучат Roxette, Roxy Music и даже Бонни Тайлер. Очевидно, что авторы сериала собрали его из знакомых мотивов — артефактов времени, в котором они сами выросли.
Первый сезон состоит из семи эпизодов, каждый из них длится не более получаса. С одной стороны, это удобный и щадящий личное время формат — весь сезон можно посмотреть за один вечер. С другой, очень скромный хронометраж (шутка ли, семь серий «Мне это не нравится» длятся на час меньше, чем «Ирландец» Мартина Скорсезе) влияет на все шоу — сюжет стремительно несется к финалу, большинство начатых линий в итоге забывается, а на первый план выходит не сама история, а скорее ее атмосфера. Сначала кажется, что из-за этого «Мне это не нравится» проигрывает буквально всем конкурентам. Если нужен молодежный сериал про сексуальность и самоидентификацию, то лучше переключиться на «Половое воспитание», если про гик-культуру и сверхъестественное — то всегда есть «Очень странные дела», если тянет к закрученным триллерам — то лучше посмотреть «Американского вандала».
Но ближе к финалу план создателей раскрывается. Быт 1980-х и взросление героини волнуют их все меньше, фантастика — все больше, оказывается, что самая важная тема шоу — это именно суперспособности Сидни. Она — классический герой американских комиксов, аутсайдер, который неожиданно для всех, и, в первую очередь, для себя, получает сверхсилу. Как и в любой похожей истории, эти умения почти бесполезны в обычной жизни: Брюс Уэйн тоже безуспешно боролся с кошмарами после гибели родителей, Питер Паркер никак не мог перестать быть школьным лузером. Сила Сидни Новак не способна ни вернуть ей отца, ни помочь помириться с мамой, ни сделать ее раскрепощенной, ни даже побороть прыщи на ягодицах. По заветам жанра все это Сидни придется решать без помощи своего дара. Зато сам дар превратится в ее мощную защиту.
Но как именно она будет это делать, мы узнаем, очевидно, только во втором сезоне. В первых семи эпизодах авторы только успевают расставить фигуры на сюжетной доске, познакомить зрителя с персонажами, прочертить линии их взаимоотношений и подвести к главной тайне в финале сезона. По сути, это пролог или большой пилот шоу, разделенный на семь маленьких глав. За те два с половиной часа, что они длятся, невозможно ни влюбиться в героев, ни понять, что на самом деле происходит.
В таком скромном виде «Мне это не нравится» пока вряд ли готов соревноваться с «Очень странными делами» или «Половым воспитанием». Некоторые критики уверены, что это шоу вообще недостойно внимания, а Netflix, одобрив такой усеченный формат, просто хотел еще раз заработать. Скорее всего, в этом тоже есть правда. Но при всех художественных недостатках «Мне это не нравится» не раздражает, не требует от вас десятков часов свободного времени, и главное — здорово интригует. Настолько, что непременно хочется увидеть второй сезон, который выйдет только через год.
(1) Джон Хьюз
В России Джон Хьюз в основном известен как сценарист семейных фильмов «Один дома», «Бетховен» и «101 далматинец». Однако изначально он получил известность как режиссер подросткового кино. Его «Шестнадцать свечей» и «Клуб завтрак» считаются классическими образцами жанра.