Вышел второй сезон «Конца ******* мира» — в нем подростковый апокалипсис сменяется искуплением смертных грехов
Мы говорим как есть не только про политику. Скачайте приложение.
На британском канале Channel 4 и онлайн-платформе Netflix вышел второй сезон «Конца ******* мира» (The End of the F***ing World) — одного из самых дерзких и свежих сериалов о подростках последних лет. Кинокритик Егор Москвитин рассказывает, что случилось с героями после странствий и преступлений в первом сезоне и почему новая часть хороша не только сюжетом, но музыкой и философией.
Чем продолжился первый сезон
Осторожно, эта глава содержит спойлеры к первому и второму сезону «Конца ******* мира». Если вы их не смотрели и не хотите ничего знать о сюжете, не читайте ее.
Говорить про второй сезон этого сериала невозможно, не рассказав, чем закончился первый. Тем более, что «Конец ******* мира» — стремительная история, в каждом сезоне всего 8 эпизодов по 15-25 минут. Кажется, если бы эта драма была такой же длинной, как «Игра престолов», оторваться от нее все равно было бы сложно — ведь у всех есть детские травмы, определившие жизнь и создающие то самое ощущение конца света.
В первом сезоне 17-летние Джеймс и Алиса — несчастные подростки, покалеченные решениями своих родителей. Мама и папа Алисы расстались, отец сбежал к морю, а мать нашла нового мужчину и родила двойню. Теперь отвергнутая собственной семьей девочка хамит всем подряд. Страдавшая от депрессии мама Джеймса покончила с собой, а его отец — сам великовозрастный ребенок — погрузился в траур. Сын испытать положенное горе не сумел, убедив себя в том, что он бесчувственный психопат. Исследуя пределы своей ненормальности, Джеймс убивает животных, истязает собственное тело и в конечном счете решает казнить человека.
Кандидата в жертвы долго искать не приходится: Алиса — новенькая в школе Джеймса. Но подростки становятся не убийцей и жертвой, а сообщниками — они угоняют машину, отправляются в бесцельное путешествие по дорогам Британии и осторожно начинают влюбляться друг в друга. Только вот преступления, которые они совершают по пути, становятся все серьезнее: от ограбления автозаправок юные Бонни и Клайд переходят к взлому домов. В одном из них героев поджидает маньяк-педофил; защищая Алису, Джеймс убивает его. В конце сезона в парня стреляет полицейский. Алиса — которую все считали его пленницей — склоняется над его телом.
Через два года после этого финала выясняется, что Джеймс не умер и даже не сел в тюрьму: нападение на маньяка расценили как самооборону. Алиса, уставшая от статуса убийцы-знаменитости в школе, вместе с мамой перебралась в уютную лесную глубинку — теперь она официантка в дайнере своей тети. Единственное, что ее связывает с Джеймсом, кроме общего травматического прошлого, — две пули с их именами, отправленные им по почте некой Бонни. Эта девочка — тоже ребенок, покалеченный взрослыми: сперва деспотичная мама готовила ее к великими свершениям в учебе, а потом преподаватель философии (тот самый убитый маньяк из первого сезона) ее растлил, пообещав вечную любовь. Бонни продолжает обожать его и после смерти — и ищет Джеймса и Алису, чтобы отомстить.
Чем хорош первый сезон
Сделанный еще в 2017 году каналом Channel 4 и сервисом Netflix, сериал не завоевал ни одной теленаграды, но понравился и зрителям, и критикам. Основная причина его успеха — в свежести материала; о том, что давно у всех на уме, проект заговорил впервые — гневно, но не цинично и с любовью к юным героям. В основу сюжета лег одноименный черно-белый комикс американца Чарльза Форсмана 2013 года, о ярости и отчаянии его юных героев кричал сам стиль рисунка: острые линии, серые лица. «Раскрасить» его решил британский режиссер Джонатан Энтвистл. Он нашел деньги и снял так называемый proof of concept — короткометражку по мотивам комикса, доказывающую, что автор и его команда способны и на большой сериал.
17-летнюю Алису в нем сыграла 27-летняя Джессика Барден, Джеймса — актер Алекс Лоутер, прославившийся ролью в «Черном зеркале». Лоутер и Барден сегодня старше своих героев на 7 и 10 лет соответсвенно, но их юные лица и субтильные фигуры вполне правдоподобны. Основным сценаристом проекта стала Чарли Ковелл — автор «Ни пуха, ни праха» (черной комедии, вдохновленной «На дороге» Джека Керуака) и сериала «Банан» — драмы об ЛГБТ-молодежи в Манчестере. Композитором, сделавшим из «Конца ******* мира» романтическую балладу, стал гитарист группы Blur Грэм Коксон.
К лаконичности (общий хронометраж — каких-то три часа), мелодичности и актерской чувственности прибавилась еще одна причина его полюбить — пресловутая интертекстуальность. В своем дорожном приключении герои так или иначе напоминают зрителю об огромном количестве дорогих сердцу фильмов, книг и музыкальных пластинок. Например, в первом сезоне герои одевались точь-в-точь как беглецы из «Настоящей любви». А во втором звучит песня The End of the World из «Прерванной жизни» с Вайноной Райдер, Анджелиной Джоли и Элизабет Мосс - другой пронзительной баллады о хрупких детях, не знавших жизни вне сумасшедшего дома.
Каким получилось продолжение
Во втором сезоне есть все, чем восхищал первый. Увлекательное повествование, которое разгоняется неожиданно быстро — совсем как машины героев в нескольких ключевых сценах. Персонажи, которым невозможно не сострадать — в том числе новенькая Бонни (ее играет экстраординарная актриса из грядущих «Звездных войн» Наоми Аки) и наконец-то раскрывшиеся родители Алисы и Джеймса. Злые (но иногда милые) шутки, которые чаще всего строятся на противоречиях между внутренними монологами героев. Невероятно удачный саундтрек, новое романтическое приключение и, конечно же, во втором сезоне по-прежнему много киноманских отсылок — и к Дэвиду Линчу, и к Дэвиду Финчеру.
Но изменилась интонация сериала — и из-за этого кому-то из фанатов второй сезон кажется спекулятивным, а кому-то — наоборот, очень близким и понятным. Два года назад «Конец ******* мира» был метафорой подросткового ощущения апокалипсиса, грустной балладой о чувстве, за редкую возможность испытать которое нужно заплатить жизнью.
Во втором сезоне на первый план вышло гуманистическое желание авторов сказать зрителю, что в жизни не бывает бесповоротных ошибок. На наших глазах исцеляются и убийца животных, и убийца абсолютно невинного человека. Но искупление вины дается им с огромным трудом — во флэшбеках, которые вторгаются в сюжет чередой 25-х кадров, показано, как сильно герои травмированы тем, что произошло с ними в прошлом. Чтобы оправиться от случившегося, Джеймсу нужна Алиса, а Алисе — Джеймс. А зрителю — они оба. Этот сеанс терапии пока что вдохновляет, но третий сезон будет уже шарлатанством.