На Берлинале победили фильмы о мужской хрупкости: «Синонимы», «Милостью божьей» и «Пираньи Неаполя» Антон Долин — об итогах фестиваля
Мы говорим как есть не только про политику. Скачайте приложение.
16 февраля жюри 69-го международного Берлинского кинофестиваля во главе с французской актрисой Жюльетт Бинош вручило награды победителям. Главную награду, «Золотого медведя», получила картина израильского режиссера Надава Лапида «Синонимы». Гран-при жюри достался Франсуа Озону и его картине «Милостью божьей». Кинокритик «Медузы» Антон Долин считает, что в решениях судей можно усмотреть некую концепцию: основные призы взяли картины, переосмысляющие роль мужчины в современном обществе и исследующие его слабые стороны.
Это тот редкий случай, когда «Золотой медведь» кажется идеальным и устраивает всех. Хотя «Синонимы», третий игровой полный метр израильтянина Надава Лапида, вызвал противоречивую реакцию (и наверняка вызовет такую же на родине), это самый яркий, самобытный, свежий фильм фестиваля. И настоящее открытие для мейнстримной публики: прежде Лапида знали и высоко ценили в основном синефилы. К тому же золото большого европейского фестиваля для израильского кино — не меньшая редкость. До сих пор так был отмечен только «Ливан» Шмуэля Маоза, заслуживший венецианского «Золотого льва».
Если захотеть, за решением жюри Жюльетт Бинош, можно усмотреть подобие концепции. Второе место, Гран-при, досталось драме Франсуа Озона «Милостью божьей» — значительно менее изобретательной, но тематически важной (сейчас в подвешенном состоянии находится не только судьба отца Прейна, лионского священника-педофила, ставшего антигероем фильма, но и судьба самой картины: суд решает, выйдет ли она на экраны на следующей неделе, и не повлияет ли на решение в деле Прейна). И эта политическая лента, и «Синонимы» Лапида переосмысляют роль мужчины в современном обществе, исследуют его слабые и уязвимые стороны, встают на защиту тех, кто решается сломать доминирующую поведенческую модель.
Третьим в этот ряд становятся итальянские «Пираньи Неаполя» — добротная криминальная драма по реальным событиям, герои которой — подростки-старшеклассники. В поисках лучшей жизни они с малолетства учатся грабить и убивать. За право если не быть, то хотя бы казаться «настоящими мужчинами», тинейджеры платят высокую цену. Этот назидательный фильм, продолжающий темы знаменитой «Гоморры», получил «Серебряного медведя» за лучший сценарий для трех соавторов — Маурицио Брауччи, Клаудио Джованнези (он же режиссер) и Роберто Савиано, прославленного журналиста и исследователя современной мафии, которая вынесла ему за его работу смертный приговор: он много лет живет под охраной спецслужб.
Даже выспренняя и унылая драма норвежца Ханса Петтера Муланда «Угоняя лошадей», за которую был награжден мастеровитый оператор Расмус Видебек, в каком-то смысле развивает ту же тему. Ее герой, пожилой одинокий мужчина, переживающий гибель жены (роль играет превосходный Стеллан Скарсгард), вспоминает о своем взрослении, о травмах юности, об отце, изменявшем матери, а потом ушедшем из дома, и о соседских мальчиках — братьях, один из которых во время игры застрелил другого из ружья. Попытка продемонстрировать силу и превосходство всегда служит прикрытием для неуверенности и слабости: эта достаточно банальная мысль на Берлинском фестивале прозвучала как своеобразный манифест.
Феминистская доминанта, так явно ощущавшаяся в отборе конкурсных картин (почти половина участников — женщины) и темах многих из них, осталась практически незамеченной жюри. Без призов остались и ходившая в фаворитах македонка Теона Стругар Митевска с выразительной сатирой «Бог есть, ее зовут Петруния», и понравившаяся многим чувствительным сердцам нетфликсовская мелодрама о первом в мире гей-браке «Элиза и Марсела», сделанная испанкой Изабель Койшет.
Тем не менее, две другие постановщицы (обе родом из Германии) были отмечены престижными призами. Ветеран направления «берлинская школа» Ангела Шанелек получила заслуженный приз за режиссуру — ее экспериментальная философская драма «Я был дома, но» исследует как сложные отношения между поколениями, так и условности актерской игры в театре и кино. Дебютантка Нора Фингшайдт в своей более простодушной и прямолинейной картине «Разрушительница системы» нарисовала исчерпывающий портрет трудного подростка — девочки, которую собственная мать сдает в детский дом за ее непредсказуемое и опасное для окружающих поведение. Эта лента неожиданно для многих получила приз имени Альфреда Бауэра за инновацию в искусстве (выраженную здесь разве что в попытках передать кинематографическими средствами сложный внутренний мир ребенка). В любом случае, могут быть довольны и патриоты немецкого кино, и сторонники гендерного равноправия.
Неожиданным — впрочем, тонким и умным — оказалось распределение актерских «медведей». Их присудили двум китайским артистам, Вану Цзинчуню и Юн Мэй, за главные роли в трехчасовой монументальной эпопее Вана Сяошуая «Прощай, сын мой». Эта щемящая драма рассказывает о супружеской паре, которая потеряла ребенка, — он утонул во время игры со сверстниками. До его смерти родители были вынуждены подчиниться суровому китайскому «закону одного ребенка» и пойти на аборт, после чего уже не смогли родить еще одного. Усыновленный ими впоследствии мальчик так и не смог сжиться с приемной семьей и ушел из нее.
Рассказывая параллельно историю осиротевших родителей и их соседей — счастливого семейства, у которого все сложилось, — режиссер ломает хронологию действия. Он постепенно создает на глазах у зрителя впечатляющую картину всего ХХ века и частных трагедий его маленьких, незаметных жителей. А Юн Мэй и Вань Цзинчун сдержанно и убедительно играют одну из таких трагедий, представая то совсем молодыми людьми, то сломленными стариками, и не теряя актерской убедительности.
Эта картина, как и большинство других лауреатов Берлинале, пока не куплена для проката в России. Из призеров россияне увидят в ближайшие месяцы только два фильма: «Милостью божьей» Озона и «Пираньи Неаполя» Джованнези.