Image
истории

Домашний кинотеатр: Милош Форман «Пролетая над гнездом кукушки», «Бал пожарных», «Амадей» — и другие знаковые фильмы режиссера. Выбор Антона Долина

Источник: Meduza

Мы рассказываем честно не только про войну. Скачайте приложение.

Image
AFP / Scanpix / LETA

Каждые выходные в рубрике «Домашний кинотеатр» на «Медузе» выходят рекомендации для всех, кто хочет изучить историю кино во время самоизоляции. Эта часть посвящена фильмам Милоша Формана: «Любовные похождения блондинки», «Бал пожарных», «Отрыв», «Пролетая над гнездом кукушки», «Амадей». Кинокритик Антон Долин рассказывает, как звезда чехословацкого кино сначала стал одним из самых заметных режиссеров Восточной Европы, а затем — получил один за другим два «Оскара» и вошел в историю кино.

Любовные похождения блондинки

1965 год

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

Величайшая несправедливость: одного из талантливейших режиссеров Восточной Европы, настоящую звезду «Новой волны» чехословацкого кино Милоша Формана даже у нас, в соседней, исторически и социокультурно близкой России, лучше всего знают по фильмам американского периода. Конечно, ничем не перебить ошарашивающего впечатления от «оскароносных» «Полета над гнездом кукушки» и «Амадея», вышедших в позднесоветский прокат. И все-таки прославился Форман другими фильмами — до сих пор не устаревшими, чудесным образом сохранившими свою непосредственность и свежесть, снятыми в ЧССР в 1960-х. 

Форман, чьи отец и мать погибли в нацистских концлагерях (позже выяснилось, что его биологический отец эмигрировал и живет в США), с самого начала считал себя баловнем судьбы. После успеха его новаторской документальной работы «Конкурс» и колоссального успеха полнометражного дебюта «Черный Петр» (фильм о застенчивом тинейджере неожиданно для всех получил «Золотого леопарда» в Локарно) пришло время для «Любовных похождений блондинки» — виртуозного и самобытного фильма, в котором сформировался зрелый стиль режиссера. Снимая актеров-непрофессионалов, используя импровизацию и запечатлевая при помощи своего однокашника, ближайшего друга и постоянного оператора Мирослава Ондржичека, летучий дух эпохи, Форман с нежностью и иронией следит за злоключениями своей героини — наивной молодой работницы с обувной фабрики в провинциальном городе Зруч-над-Сазавой. 

Блондинка Андула (самая знаменитая роль Ханы Брейховой, сестры еще более известной актрисы Яны Брейховой, на которой Форман был женат в начале 1960-х) хранит верность бойфренду, подарившему ей кольцо с бриллиантом, а потом исчезнувшему с горизонта на целый месяц. В фабричный город, где на шестнадцать девушек приходится один парень, прибывают военные — но вместо молодых красавцев разочарованные работницы видят лысеющих и близоруких резервистов. Андула увлекается пианистом, играющим на вечере танцев, после чего они оказываются в одной постели. Собственно, первая половина фильма — тот самый вечер, полный очаровательных деталей и забавных неловкостей. Вторая — другой вечер, который Андула проведет в Праге у родителей музыканта: она приедет сразу с чемоданом, а он едва ее узнает. Знаменитой стала сцена, в которой возмущенная мать молодого человека запрещает ему спать в своей комнате, где ночует гостья, вместо этого заставляя лечь в постель с родителями — в результате, заснуть не может никто из четверых. 

Эта воздушная, смешная и бесконечно печальная картина о быстротечности любви — один из символов чешского кинематографа.    

Бал пожарных

1967 год

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

Оригинальное название фильма более причудливо: «Гори, моя милая…». Идея «Любовных похождений блондинки» родилась у Формана, когда он встретил в Праге растерянную девушку с чемоданом, ищущую возлюбленного — тот наобещал ей с три короба и дал несуществующий адрес. Идея «Бала пожарных» возникла, когда он случайно оказался на вечере танцев, устроенном провинциальной пожарной командой. Из этого незабываемого опыта родился самый строгий (соблюдены единства места, времени и действия), но и самый свободный и вдохновенный фильм Формана, в котором заняты по преимуществу актеры-непрофессионалы — собственно, те самые пожарные. 

Чего там только нет! Подготовка к мероприятию начинается с катастрофы и еще худшей бедой заканчивается. Конкурс красоты выливается в скандал. Попытка лотерейного розыгрыша приводит к расхищению неизвестными всего призового фонда. Это истерически смешная комедия, финал которой тянет на высокую трагедию. Власти приняли «Бал пожарных» в штыки и запретили картину, рассмотрев в ней сатиру на социалистический строй. Не был доволен и влиятельный продюсер Карло Понти, вложивший в картину свои деньги и увидевший в ней издевку над простым человеком. 

Чтобы дополнительно унизить Формана, специальный просмотр с обсуждением устроили в том самом Врхлаби, где фильм снимался: рассчитывали на разгром со стороны актеров и героев «Бала пожарных». Неожиданно для всех публика была в восторге, встретила картину взрывами хохота и овациями, а один из старейшин, пожарный Новотный, произнес прочувствованную речь. По его мнению, Форман не сгустил краски, а показал весьма мягкую версию реальных событий — весь городок помнил, как у Иржи сгорел сарай с козами, потому что пьяная бригада выехала на пожар, забыв брандспойты, и вдобавок забуксовала на льду.  

Отрыв

1971 год

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

Когда советские танки вошли в Прагу в 1968 году, разрешенный новыми властями за несколько месяцев до того «Бал пожарных» был запрещен вновь. А Форман, у которого уже были опыты успешных поездок в Западную Европу и США, решил не возвращаться на родину. Его первый американский фильм «Отрыв» — удивительное зрелище. С одной стороны, он снайперски точно попадает в дух времени, показывая поколение хиппи и его растерянных родителей. С другой, по методу и киноязыку (картину снимал тот же Ондржичек) «Отрыв» напрямую продолжает чешский период Формана. В том числе буквально: первая половина фильма — фантастически трогательное и забавное прослушивание непрофессиональных певиц, напрямую отсылающее к «Конкурсу». Забавно узнавать среди юных участниц знаменитых в будущем певицу Карли Саймон и актрису Кэти Бейтс. 

На этот конкурс в тайне от родителей сбегает 15-летняя Джинни. Но «Отрыв» — история не о ней, а о ее отце (его играет сценарист и актер Бак Генри, соратник Роберта Олтмена, Мела Брукса и Майка Николса) и матери (в этой роли Линн Карли, звезда «Лиц» Джона Кассаветеса). Они не только безумно волнуются за исчезнувшую дочь, но и тщетно пытаются понять, к чему та стремится. В процессе поисков родители находят товарищей по несчастью — других отцов и матерей, понятия не имеющих, где их дети-подростки. Однако из банального сюжета о конфликте поколений Форман создает парадоксальную историю раскрепощения. В отсутствие дочери «предки» выпивают, впервые пробуют марихуану, поют песни, играют в покер на раздевание, — так режиссер ставит неожиданный знак равенства между консерваторами и бунтарями, стариками и молодежью. 

Соавтором сценария был постоянный соратник Луиса Бунюэля — Жан-Клод Каррьер. Вместе с Форманом они мечтали об экранизации рок-оперы «Волосы», но этот проект сорвался, и из него родился другой музыкальный фильм о культуре хиппи — «Отрыв». Кстати, поют с экрана не только девушки на прослушивании, но и совсем молодые Айк и Тина Тернер. В Каннах «Отрыв» получил престижный Гран-при, зато в американском прокате, невзирая на восторженную критику, успеха не имел. Что до «Волос», то они осуществились лишь восемь лет спустя.

Полет над гнездом кукушки

1975 год

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

Легендарный фильм, поворотный не только для карьеры Формана, но и для всего американского кинематографа. Прокатный хит, собравший больше ста миллионов долларов (бюджет был чуть больше четырех). Возможно, самая знаменитая роль иконы Голливуда Джека Николсона, в каком-то смысле закрывающая «бунтарский» период его профессиональной биографии, начатый «Дикой гонкой» и «Беспечным ездоком». Один из редчайших лауреатов «Оскара» сразу в пяти ведущих категориях: лучший фильм, режиссура, сценарий, актер и актриса (речь о Луизе Флетчер, навсегда вписавшей свое имя в историю ролью сестры Рэтчед, ныне включаемой в списки главных злодеев мирового кино). 

Колоссальный читательский успех романа битника Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом» привел к череде адаптаций; на сцене роль бунтаря Макмерфи сыграл Кирк Дуглас. Купив права на экранизацию, он написал в Чехословакию молодому Форману, будучи уверен в его согласии. Тот, по ряду причин, даже не прочитал письмо. Дуглас оскорбился и отказался от этой идеи, а права на экранизацию перешли его сыну Майклу, который через некоторое время обратился к уже живущему в Штатах Форману вновь — и тот, разумеется, согласился. Майкл Дуглас, в отличие от отца, не собирался играть в фильме, зато именно за него потом получил свой первый «Оскар»: продюсерский. Что до Кизи, то он сразу проклял фильм Формана за многочисленные изменения, внесенные в сюжет и особенно способ повествования (роман был написан от первого лица, рассказчиком там был Вождь, которого зрители фильма до середины считают слабоумным). Правда, много лет спустя он признался, что сам картину так и не посмотрел. 

Николсон играет в «Полете над гнездом кукушки» мелкого правонарушителя и симулянта, решившего мотать срок за секс с несовершеннолетней не в тюрьме, а в психиатрической лечебнице. Постепенно знакомясь с его обитателями и суровыми порядками, при поддержке нескольких пациентов он решает устроить небольшую революцию. Бунт приводит к трагическим последствиям. Для Формана фильм стал глобальной метафорой борьбы одиночки против тоталитарного общества, правилам которого его обитатели подчиняются добровольно. Эмоциональная мощь, афористичность диалогов и лейтмотив свободы любой ценой моментально сделали «Полет над гнездом кукушки» культовым. 

Отдельного упоминания заслуживают блестящая операторская работа Хаскелла Уэкслера, снимавшего для Николса, Кассаветеса, Лукаса и Малика, и гнетущая отстраненная музыка Джека Ницше, клавишника ранних Rolling Stones и Нила Янга, написавшего множество знаменитых саундтреков. Кроме Николсона и Флетчер, «Полет над гнездом кукушки» знаменит яркими характерными ролями Брэда Дурифа, Дэнни де Вито и Кристофера Ллойда, сыгравших пациентов клиники.  

Амадей

1984 год

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

Когда «Амадей» был увенчан «Оскаром» за лучший фильм года (и еще семью «Оскарами»), Милош Форман попал в элитный клуб режиссеров, удостоенных этой премии дважды. 

Эту картину невозможно однозначно характеризовать как европейскую или американскую. В ней читается голливудский «большой стиль» (недаром награждены были также художники-постановщики, художники по костюмам и по гриму), но ее герои, соавторы и многие актеры — европейцы. В каком-то смысле можно назвать «Амадея» возвращением Формана на родину: он снимал картину в Праге, где действительно когда-то состоялась премьера «Дон Жуана». Есть в «Амадее» и своеобразные русские корни — ведь легенда о Сальери-завистнике, который отравил Моцарта, получила известность с легкой руки Пушкина. Именно она стала отправной точкой для британского драматурга Питера Шеффера, по чьей пьесе и поставлен фильм Формана. 

«Амадей» предельно далек от типового байопика. Своего Моцарта — вечно хохочущего, легкомысленного, раздражающе гениального, — Шеффер и Форман, в общем, придумали, как и сурового, тяжеловесного лицемера Сальери. Роль первого сыграл бродвейский актер Том Халс, роль второго — Ф. Мюррэй Абрахам, прирожденная звезда, к тому моменту известная по «Лицу со шрамом» Брайана де Пальмы. Для Формана «Амадей» — концептуальное высказывание о гениальности как абсолютной свободе, которая обрекает художника на непонимание близких и раннюю смерть. 

Этот фильм стал последней высшей точкой режиссерской карьеры Формана. В своей следующей работе «Вальмон» (вольной экранизации «Опасных связей» Шодерло де Лакло) режиссер вновь обратился к ироничному костюмному кинематографу из жизни Европы XVIII века, но такого успеха не снискал. Его последний фильм «Призраки Гойи» — тоже своего рода отзвук «Амадея», хотя в ней великий художник — уже не главный, а второстепенный герой. 

Читайте также

Антон Долин