Image
истории

Что смотреть с детьми: «Хроники Нарнии», «Властелин колец», «Экскалибур» 10 фэнтези-фильмов из восьмидесятых и нулевых

Источник: Meduza

Мы говорим как есть не только про политику. Скачайте приложение.

В рубрике «Домашний кинотеатр» «Медуза» рассказывает о том, что посмотреть дома во время карантина. Вместе с рекомендациями для взрослых раз в две недели мы будем публиковать списки для семейного просмотра — для детей и родителей, которые проводят эти дни вместе. Первые детские выпуски были посвящены классическим мультфильмам студии Disneyнеголливудской анимации из Европы и Японии, советским киносказкам и мультфильмам Pixar. Этот — о детском и подростковом фэнтези, снятом в 1980-х и 2000-х.

Экскалибур

1981 год

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

Колдун Мерлин получил от Дамы Озера волшебный меч Экскалибур; только избранный король сможет пройти испытание и вытащить его из камня. С этого начинается величайшая рыцарская сага в истории западной цивилизации — история короля Артура, его королевства Камелот, рыцарей Круглого стола, их подвигов и поисков, а потом — измены королевы Гвиневры с Ланселотом, войны, заката и разрушения Камелота. 

Отец и мать жанра фэнтези — артуровский цикл, который складывался с древнейших времен, а самую полную литературную форму обрел в увесистом романе Томаса Мэлори «Смерть Артура», созданном в конце XV века. Он и лег в основу самого, наверное, прославленного и живописного фильма о героическом короле, его подданных, союзниках и врагах, о любви и предательстве. Английский режиссер Джон Бурмен, создатель культового «Избавления» (1972), подошел к задаче со всей ответственностью, задействовав лучших актеров, использовав самые продвинутые для своего времени спецэффекты и уложив в два с небольшим часа важнейшие сюжеты артуровского эпоса. Многие будущие звезды сыграли небольшие роли (Лиам Нисон — сэра Гавейна, Гэбриел Бирн — короля Утера Пендрагона, а Хелен Миррен — фею Моргану). Современники критиковали сценарий, но превозносили визуальную составляющую; она впечатляет по сей день. 

Комедия «Монти Пайтон и Священный Грааль» сегодня смотрится как отвязная пародия на «Экскалибур», но на самом деле была снята на шесть лет раньше, и это Бурман позволил себе процитировать великолепный фильм соотечественников. Наверное, это первый случай в кино, когда серьезная картина переосмысляла пародию. 

Конан-варвар

1982 год

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

Эпиграф из Ницше напоминает нам: то, что нас не убивает, делает нас сильнее. Хрестоматийный тезис проиллюстрирован историей деревенского мальчика, чьи родители были убиты, а сам он — продан в рабство для участия в гладиаторских боях. Но мы не в Древнем Риме, а в выдуманной Хайборийской эре; наш герой родом из легендарной Киммерии. Конан проходит непростой путь, становясь непобедимым воителем, находя союзников, сражаясь с приверженцами зловещего культа и, наконец, наказывая негодяя, виновного в гибели его семьи. 

Адепты жанра фэнтези знают, в ХХ веке его родоначальниками были не британцы Толкин и Льюис, а американец Роберт Говард, чьи рассказы и повести о Конане-киммерийце пользовались в 1930-х сумасшедшим успехом — их продолжения и переделки выходят до сих пор. Голливудский режиссер Джон Милиус — соавтор сценария «Грязного Гарри» и «Апокалипсиса сегодня» — подарил Конану экранную судьбу. Некоторая грубость линейного сюжета (компиляции нескольких текстов Говарда), простота мотиваций и функциональное распределение персонажей оказались достоинствами, а не недостатками этой картины, разруганной критиками, но моментально получившей культовый статус у молодых зрителей. Для кинематографа «Конан-варвар» был тем же самым, чем музыка хеви-метал — для рок-н-ролла 1980-х. Роль короля Озрика исполнил совсем незадолго до того снимавшийся у Бергмана Макс фон Сюдов, незабываемым Конаном стал малоизвестный на тот момент Арнольд Шварценеггер. По большому счету, его кинематографическая карьера стартовала именно с этой роли (третьей в карьере бывшего бодибилдера).

Позже Ричард Флейшер снял с участием того же Шварценеггера сиквел «Конан-разрушитель» (1984) и подражание — «Рыжая Соня» (1985), но такой славы, как оригинал, они не достигли.   

Бесконечная история

1984 год

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

Десятилетний Бастиан живет с отцом вдвоем, отчаянно скучая по умершей матери. В школе нелюдимого мальчика задирают и высмеивают. Однажды, спасаясь от хулиганов, он забегает в книжный магазин, где находит волшебный фолиант под названием «Бесконечная история». Спрятавшись на чердаке школы, Бастиан начинает читать книгу и неожиданно осознает, что переживает ее события так, будто они происходят на самом деле. В стране Фантазии смертельно больна императрица. Отважный воин Атрейю — ровесник Бастиана — отправляется на поиски лекарства; ему помогает Дракон Удачи Фалькор, а страшный зверь Гморк следует за ним по пятам. 

Этот фильм совместного производства ФРГ и США снимался полностью в Германии, было сделано две версии: на немецком языке и на английском. Режиссер Вольфганг Петерсен как раз перед этим выпустил свой самый знаменитый фильм — «Лодка» (впереди была длинная и успешная карьера в Голливуде). Первоисточником картины стала одноименная повесть знаменитого Михаэля Энде, который был возмущен экранизацией, упростившей многие его идеи. Тем не менее метафорический образ живой «интерактивной» книги, включающей в действие читателя, и некоторые магические существа — дракон, черепаха-прорицательница, каменный человек и другие — обеспечили фильму народную любовь и долгую жизнь. Песня, написанная Джорджо Мородером для американской версии, надолго стала хитом и сравнительно недавно цитировалась в третьем сезоне «Очень странных дел», сериала о детях 1980-х.  

Легенда

1985 год

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

Гоблины убивают единорогов, а мир погружается во мрак — такова воля Повелителя Тьмы. Он похищает принцессу Лили, и ее возлюбленный — лесной житель Джек — отправляется в путь, чтобы попробовать спасти ее и разрушить царство Повелителя Тьмы. Компанию ему составляют фея, эльф и два гнома. 

Многие страстные фанаты Ридли Скотта и Тома Круза предпочли бы забыть, что в их фильмографии была такая картина — уничтоженная презрительными рецензиями критиков и не отбившаяся в прокате. Зато у «Легенды» есть поклонники, которым безразличны и Скотт, и Круз, но нравится причудливый и дикий мир этого фильма, напоминающий о шекспировском «Сне в летнюю ночь». Скотт к тому моменту уже снял и «Чужого», и «Бегущего по лезвию», он находился в поиске своего стиля; Круз, напротив, был начинающим актером (его прорыв, «Лучший стрелок», вышел через год). Своеобразное топорное очарование «Легенды» чувствуется по сей день. Лучшее же, что есть в фильме, — Повелитель Тьмы, самый эффектный кинематографический дьявол в истории. Исполнитель этой роли, актер и певец Тим Карри, играл до того в «Шоу ужасов Рокки Хоррора», а через несколько лет исполнил роль клоуна-убийцы Пеннивайза в «Оно» по Стивену Кингу.  

Лабиринт

1986 год

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

Девочку-подростка Сару родители оставили посидеть с младшим братом. Она из вредности произнесла сказочное заклинание, и из параллельного мира явились гоблины, чтобы забрать ребенка. Горько раскаиваясь, Сара идет искать брата. Ей предстоит пройти через Лабиринт и встретиться лицом к лицу с королем гоблинов Джаретом. 

Потрясающая комбинация кукольной анимации и игрового кино — визуальные эффекты, при всей кажущейся кустарности, и сейчас восхищают. Но куда важнее в «Лабиринте» изобретательный сценарий, актерские работы и, разумеется, музыка. Это последняя режиссерская работа прославленного кукольника Джима Хенсона, создателя «Маппет-шоу» и «Темного кристалла». Его фантастические создания — карлик Хогл, застенчивый и добрый мохнатый монстр Людо, рыцарь-гоблин сэр Дидиус верхом на трусливом бобтейле, говорящий червяк Вильям и так далее — кажутся забавными и живыми до сих пор. Для будущей звезды Дженнифер Коннелли роль Сары стала вторым большим успехом, вслед за «Однажды в Америке» Серджо Леоне. Главный же козырь «Лабиринта» — Дэвид Боуи, не только подаривший Джарету свою инопланетную харизму, но также написавший и исполнивший изумительный оригинальный саундтрек.

Мио, мой Мио

1987 год

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

Боссе и Бенке живут в Стокгольме, они лучшие друзья. Однажды оказывается, что в далеком мире Страны Желанной существует возможность для иной жизни — в ней Боссе становится принцем Мио, а Бенке — его лучшим другом Юм-Юмом. Благополучию королевства угрожает зловещий рыцарь и колдун Като, который вкладывает в груди детей каменные сердца, а непослушных превращает в птиц. Мио и Юм-Юм будут вынуждены бросить вызов Като. 

Советский и российский режиссер Владимир Грамматиков попал в этот список фильмов не по блату. Его «Мио, мой Мио», причудливое дитя перестроечной копродукции с Швецией и Норвегией, стал на момент выхода самой дорогой и размашистой экранизацией повести Астрид Линдгрен. Шведская сказочница, которую в СССР лучше знали по повестям о Карлсоне и Пеппи Длинныйчулок, написала несколько подростковых фэнтези (кроме «Мио, мой Мио» — «Братья Львиное Сердце» и «Ронни, дочь разбойника»). Сама писательница негативно оценила экранизацию, не понравилась она и европейским критикам, но в СССР имела огромный успех. В частности, «Мио, мой Мио» знаменателен тем, что роль Юм-Юма сыграл дебютант — будущий лауреат «Оскара» Кристиан Бейл. Буквально через полгода вышел следующий фильм с его участием, «Империя солнца» Стивена Спилберга. Роль Като досталась профессиональному кинозлодею — Кристоферу Ли; самым известным российским актером, занятым в фильме, стал Игорь Ясулович. Музыку написали основатели ABBA Бьорн Ульвеус и Бенни Андерссон.   

Виллоу

1988 год

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

Правящая королевством злая колдунья узнает, что конец ее царству положит девочка с родинкой; за этим следуют репрессии и избиение младенцев. Как и полагается в сказках, ту самую девочку все-таки спасают. Ребенок попадает в руки карлика Виллоу, который пытается доставить бесценный груз в безопасное место с помощью двух гоблинов, мелкого проходимца Сумасшедшего Мартигана и доброй феи, превращенной в поссума. 

Это первое и единственное фэнтези Рона Ховарда, будущего лауреата «Оскара» («Игры разума») и создателя фильмов по конспирологическим детективам Дэна Брауна; к тому моменту он, еще молодой режиссер, успел проявить особое пристрастие к жанрам фантастики («Кокон») и сказки («Всплеск»). Сюжет принадлежал Джорджу Лукасу, также спродюсировавшему фильм, а народ карликов-нелвинов был придуман под явным влиянием толкиновских хоббитов. Очаровательно старомодный «Виллоу» снят с юмором и вкусом, хоть и знаменует начало упадка кинофэнтези 1980-х (жанр возродится десятилетие спустя). Прекрасна музыка Джеймса Хорнера, одного из лучших мастеров голливудского саундтрека. Сумасшедшего Мартигана играет Вэл Килмер, а самого Виллоу — знаменитый Уорик Дэвис, чье имя прославлено ролями Лепрекона из одноименной серии хорроров и профессора Флитвика из фильмов о Гарри Поттере.   

Властелин колец

2001–2003 годы

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

Кольцо Всевластия, когда-то выкованное черным магом Сауроном для подчинения всего мира, после долгих странствий попадает в руки к хоббиту Фродо — малорослому миролюбивому юноше с мохнатыми ногами. Под руководством мага Гэндальфа и в компании единомышленников — хоббитов, гномов, эльфов и людей — Фродо берется за неосуществимую миссию: дойти до темного царства Мордора и расплавить волшебное кольцо в жерле вулкана Ородруин.

Вряд ли существует в ХХ веке более влиятельное литературное фэнтези, чем «Властелин колец» англичанина Джона Рональда Руэла Толкина (в XXI его потеснила «Песнь льда и огня» Джорджа Мартина). Его перенос на экран был и главной мечтой, и самым страшным опасением миллионов фанатов. Многие из них так и остались разочарованными версией новозеландца Питера Джексона — умного и отважного режиссера, взявшегося за неподъемную миссию: ведь некоторые персонажи и сюжетные линии не поместились даже в три фильма, общая длительность которых превышала десять часов. Для других экранный «Властелин колец» стал важнейшим фильмом в жизни, а для некоторых (о ужас!) даже затмил литературный оригинал. Так или иначе, для кинофэнтези уже нового столетия фильмы Джексона, третий из которых взял охапку «Оскаров», стали золотым стандартом. Слишком уж многое здесь предстает эталонным. И сама вселенная экранного Средиземья, снятого на девственной природе Новой Зеландии. И новаторские персонажи, созданные при помощи технологии захвата движения (прежде всего, Голлум). И сами актерские воплощения: Арагорн Вигго Мортенсена, Фродо Элайджи Вуда, Гэндальф Йена Маккеллена, Боромир Шона Бина, Леголас Орландо Блума. 

Позже Джексон сделал и трехчастного «Хоббита» — во многих отношениях даже более тщательного и вдохновенного, — но такой же славы и зрительской любви эта экранизация не снискала.  

Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф

2005 год

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

Четверо детей — Питер, Сьюзен, Эдмунд и Люси — во время Второй мировой отправляются из подвергшегося бомбардировкам Лондона в уютную деревню к пожилому другу семьи. Там, играя в прятки, они обнаруживают волшебный шкаф — портал в страну Нарнию. В Нарнии много лет стоит зима — об этом позаботилась злая колдунья, захватившая власть. Четверо героев попали туда не случайно: именно им предстоит разморозить Нарнию и вернуть законного правителя — льва Аслана. 

Этого следовало ожидать. После успеха экранизации Толкина кинопродюсеры ринулись переносить на экран главную книгу его товарища и единомышленника Клайва Стейплза Льюиса. Тот написал семь повестей о Нарнии, и их успех не был равноценным; на экран перенесены пока что лишь три из них. Однако как минимум первый фильм в серии нельзя не признать удачным. За него также взялся талантливый новозеландец — Эндрю Адамсон прославился ревизионистской анимационной сказкой «Шрек» и ее первым сиквелом. Пафос и юмор, уют и эпичность в «Хрониках Нарнии» находят идеальный баланс. Роль фавна Тумнуса безупречно исполнил Джеймс Макэвой, а Тильда Суинтон наконец-то вошла в статус голливудской звезды с ролью Королевы Джадис, но еще лучше на экране смотрелись лев и бобры. «Принц Каспиан» того же Адамсона и «Покоритель Зари» Майкла Эптида хоть и не смогли повторить успех первой части, остались вполне достойными экранизациями повестей Льюиса.   

Лабиринт фавна

2006 год

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

Испания, 1944 год, партизаны по-прежнему сражаются с военной диктатурой. Офелия со своей беременной матерью переезжает в захолустье к отчиму — жестокому и властному капитану Видалю, который ведет борьбу с Сопротивлением. В лесу Офелия встречает древнее создание — Фавна, который открывает ей тайну: ее настоящее имя Муанна, она — принцесса волшебной страны, где ее ждут родители. И ей удастся туда вернуться, если она пройдет несколько испытаний. 

Еще один лабиринт. И один из лучших фильмов мексиканца Гильермо дель Торо, снятый, как и его же «Хребет дьявола», на материале испанской истории ХХ века. Режиссер мастерски соединяет реалистическую хронику гражданской войны, психологически выверенный роман взросления, а также фантазии, в которых волшебная сказка переплетена с бескомпромиссным хоррором. Камерная картина с ошарашивающими спецэффектами еще и притча о роли воображения в преодолении наших травм. Но и как фэнтези «Лабиринт фавна» работает; по большому счету, зритель волен выбирать, верить в происходящее или считать его галлюцинациями девочки; поэтому двойственным кажется и финал. Сразу в двух ролях, Бледного Человека и Фавна, дель Торо занял своего любимого актера Дага Джонса (много лет спустя тот сыграет Амфибию в «оскароносной» «Форме воды»), капитана Видаля блестяще сыграл каталонец Серхи Лопес.  

Антон Долин

Фото в анонсе: Robert Grant / Scanpix / LETA