80 лет Алексею Герману. Как режиссер изменил кинематограф, сняв всего пять фильмов Объясняет Антон Долин
Мы говорим как есть не только про политику. Скачайте приложение.
20 июля исполняется 80 лет со дня рождения Алексея Германа-старшего, одного из самых самобытных режиссеров отечественного кино. За свою жизнь он снял всего пять фильмов (дебютный «Седьмой спутник» был сделан в соавторстве с Григорием Ароновым, Герман не считал эту картину своей): «Проверка на дорогах», «Двадцать дней без войны», «Мой друг Иван Лапшин» — еще в СССР, причем две из трех картин из-за советской цензуры вышли на экраны не сразу; «Хрусталев, машину!» и «Трудно быть богом» — после СССР. Последний вышел уже после смерти режиссера в 2013 году. С 19 по 23 июля в Петербурге (а в сентябре — в Москве и регионах) все эти ленты вновь покажут на большом экране. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, какие открытия сделал Герман в своих картинах и чем уникален его киноязык.
1. Он не боялся запретных тем
Проблемы с цензурой у Германа начались с дебютного фильма «Проверка на дорогах». Он был основан на повести отца режиссера, популярного советского писателя Юрия Германа, «Операция «С Новым годом!» и первоначально носил именно такое название. Увидев картину, чиновники пришли в ярость — фильм обвинили во «власовщине» (его главный герой не служил в войсках генерала Власова, но побывал в плену у немцев, после чего пришел в партизанский отряд) и том, что война в нем «идет в своих окопах». В самом деле, на экране почти не появлялись немцы. Фильм вышел в прокат только 16 лет спустя.
В еще одном не сразу вышедшем из-за цензуры фильме «Мой друг Иван Лапшин» косвенно затрагивается тема сталинского СССР и зазора между мечтами советских людей о светлом будущем и жестокой грязной реальностью. В «Хрусталев, машину!» с невиданной откровенностью показываются репрессии, «дело врачей» и смерть Сталина — эти темы уже не запрещались отмененной к тому времени цензурой, но оставались негласно табуированными.
2. Для него был важен реализм в деталях
Уже в «Проверке на дорогах» Герман твердо вознамерился одеть партизан так, как они одевались в реальности, — и столкнулся с непреодолимой проблемой: не существовало незасекреченной хроники, в которой можно было посмотреть на их обмундирование (режиссер нашел ее в трофейных кадрах, снятых немцами). Съемки каждой картины Германа сопровождались составлением щитов с историческими фотографиями соответствующей эпохи, с которыми режиссер «сверялся» в своем ощущении подлинности кадра. В фантастическом «Трудно быть богом», например, на щиты помещались фрагменты из живописи средневековых фламандских мастеров.
Парадоксальный результат — многие смотрят фильмы Германа как документальные или хроникальные (свою роль играет и то, что почти все они черно-белые), сличая по ним реальность, хотя в них хватает выдуманных деталей. Режиссер, смеясь, рассказывал, как в каком-то исследовании писали о белых трамваях в довоенной Астрахани — а ведь покрасить трамваи в белый цвет для съемок «Моего друга Ивана Лапшина» придумал он.
3. В его фильмах звезды меняли амплуа
Герман обожал брать на центральные роли популярных артистов — причем преимущественно «легкого жанра» — и полностью менять их амплуа. Впервые он сделал это с Роланом Быковым, советским Бармалеем и скоморохом, который в «Проверке на дорогах» стал главой партизанского отряда Локотковым. Потом повторил с Юрием Никулиным и Людмилой Гурченко в «Двадцати днях без войны», Андреем Мироновым в «Моем друге Иване Лапшине» и, наконец, Леонидом Ярмольником в «Трудно быть богом». Каждый из них сыграл свою, возможно, лучшую роль именно у Германа.
4. Он любил непрофессиональных актеров
В «Проверке на дорогах» и «Двадцати днях без войны» это Геннадий Дюдяев, актер-самоучка, по которому Герман проверял естественность существования его партнеров-профессионалов, в «Моем друге Иване Лапшине» — Юрий Помогаев, отсидевший за убийство уголовник-рецидивист.
В «Хрусталев, машину!» и «Трудно быть богом» таких артистов — уже десятки, если не сотни. В том числе, театральный режиссер Генриетта Яновская и поэт Дмитрий Пригов. Герману были необходимы не столько «типажи», сколько художественные образы, которые он обнаруживал в лицах людей, проходивших через кастинг, а иногда буквально найденных на улице.
5. Он ставил второй план на первое место
Нередко безымянные персонажи-эпизодники, занимающие внимание зрителя на три, пять или семь минут экранного времени, оказываются для автора важнее главных героев. Таковы Алексей Петренко с его знаменитым монологом о жене и Лия Ахеджакова, «женщина с часами», в «Двадцати днях без войны», таков Александр Баширов в «Хрусталев, машину!»
Кроме того, многих выдающихся актеров «второго плана» Герман вывел на первый, сделав центральными персонажами своих фильмов и таким образом прославив. В первую очередь, это Андрей Болтнев в «Моем друге Иване Лапшине» и Юрий Цурило в двух последних картинах режиссера.
6. Он не стеснялся взгляда в камеру
Ноу-хау Германа — использование запрещенного в игровом кинематографе приема: прямого взгляда актера в камеру. Герои Германа смотрят с экрана на зрителя почти в каждом его фильме, начиная с актера-непрофессионала Дюдяева в «Проверке на дорогах» и заканчивая бесконечной вереницей нищих, солдат, детей, прачек, ученых и других обитателей города Арканара в «Трудно быть богом». Встречаясь глазами со зрителем, персонаж будто предлагает тому встать на его место и ощутить себя частью выдуманного пространства.
7. Он ценил изображение, а не текст
Зрители «Хрусталев, машину!» и «Трудно быть богом» часто жалуются на невнятность диалогов — иногда реплики будто не закончены, порой их попросту не слышно. Это художественный принцип позднего Германа, часто переживаемый публикой как травма: речь персонажей периодически превращается в неразборчивый «гур-гур», насильно отучая смотрящего от привычки к кино как экранизированному тексту и концентрируя внимание на изображении.
При этом сценарии Германа, написанные в соавторстве с его женой, выдающимся драматургом Светланой Кармалитой, — потрясающего качества литература, в которой нет и следа невнятности. К тому же у каждого из них (кроме «Хрусталев, машину!») есть литературный первоисточник.
Между прочим, с Германом всегда работали выдающиеся операторы. Лучшие из них — Валерий Федосов и Владимир Ильин — остались в истории прежде всего благодаря его фильмам.
8. Он умел снимать «сквозь замочную скважину»
Герман говорил, что его главная задача — подсмотреть за уже существующим миром, за течением жизни в замочную скважину и передать это на экране. В самом деле, вуайеристское чувство присутствия в постороннем быту, иногда — в коммунальной квартире (сквозной образ, проходящий через все германовские картины, включая «Седьмой спутник»), не покидает зрителя его картин. Это ощущение достигает предела в «Трудно быть богом», где на экране показана придуманная с нуля, выстроенная Германом другая планета, на которой царит вечное Средневековье.
9. У него был свой этический кодекс
В конечном счете, все фильмы Германа, даже если на первый взгляд они кажутся формальными экспериментами, — наблюдения над природой добра и зла и размышления о выборе между ними. В самой отчетливой форме это выражено в ранних картинах: в «Седьмом спутнике» профессор-юрист осознанно принимает сторону Красной армии, в «Проверке на дорогах» бывший военнопленный хочет кровью искупить свой проступок. Но и в «Двадцати днях без войны» и «Моем друге Иване Лапшине» герои осознанно жертвуют своей любовью во имя чужого счастья — и исполнения долга.
«Хрусталев, машину!» — фильм о конце тирании и отказе от себя во имя будущего (чудом спасенный после смерти Сталина репрессированный генерал покидает дом и семью, становясь истопником паровоза). «Трудно быть богом» — о невозможности ответа насилием на насилие, о чем косвенно свидетельствовало и первое название картины: «Хроника арканарской резни».
(1) Андрей Власов (1901-1946)
Советский военачальник, во время Второй мировой войны попавший в плен и перешедший на сторону нацистов. Власов возглавил состоящую из советских военнопленных Русскую освободительную армию (РОА). Сразу после войны его взяли в плен со