Image
истории

7 новых европейских сериалов: Гаспар Ульель путешествует во времени, Ларс Айдингер расследует убийство детей, израильтяне ищут шпионов в России

Источник: Meduza

Мы говорим как есть не только про политику. Скачайте приложение.

В Берлине закончился Международный кинофестиваль. Помимо основной кинопрограммы, на фестивале действовала секция Berlinale Series, где показывали новые сериалы и телефильмы со всей Европы. По просьбе «Медузы» кинокритик Егор Москвитин коротко рассказывает обо всех шоу, участвовавших в программе Берлинале (кроме сериала «Ханна», на него уже вышла отдельная рецензия); некоторые из них российские зрители смогут увидеть уже весной.

«М: город ищет убийцу» (M — Eine Stadt Sucht Einen Morder)

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

Современная адаптация одноименного фильма Фрица Ланга 1931 года, в котором целый город охотился на убийцу маленьких девочек — и в конце концов сам оказывался большим коллективным убийцей. Детектив Ланга был не просто изобретательным нуаром, сформулировавшим законы жанра (вроде фокуса на харизматичных антигероях), но и тревожным предсказанием будущего Германии — собственно, уже в 1934 году нацистская цензура его запретила. Поэтому интересно понять, на что намекает современный австрийский сериал, в котором преступник похищает сначала девочку из семьи мигрантов, а потом ребенка белых австрийцев, представителей среднего класса.

Как бы то ни было, гораздо интереснее здесь другое. Стилистически сериал ближе к «Твин Пиксу», чем, например, к «Настоящему детективу». В здешней мрачно-сказочной версии Вены творятся настолько странные вещи, что в любой момент ждешь появления танцующих карликов и мычащих великанов. Впрочем, и без них тут собралась небольшая лига выдающихся джентльменов: главные роли сыграли Ларс Айдингер («Матильда»), Удо Кир («Догвилль») и Мориц Бляйбтрой («Достучаться до небес»).

«8 дней» (8 Tage)

С 1 марта в «Амедиатеке»

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

Захватывающий гибрид «Меланхолии» Ларса фон Триера и динамичных сериалов середины прошлого десятилетия — вроде «Иерихона», «Вспомни, что будет» и «Остаться в живых». К Европе приближается метеорит, спрятаться от которого можно только в Америке и России. Африку и Ближний Восток герои-немцы отчего-то не рассматривают, хотя, судя по предполагаемой зоне поражения, эти части света тоже не пострадают.

Миссия сериала понятна: благополучные бюргеры по обе стороны экрана на своей шкуре должны почувствовать, каково это — быть бесправными и напуганными мигрантами. Но, к счастью, исполнение гораздо интереснее идеи. «8 дней» — не скучная политическая проповедь, а приземленная и захватывающая драма, которая честно пугает, удивляет и развлекает зрителя.

«Зыбучий песок» (Störst av Allt)

На Netflix 5 апреля

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

Первые несколько минут этой шведской драмы от Netflix — зрелище не для слабонервных: камера задумчиво скользит вдоль тел расстрелянных школьников, медленно идет по кровавому следу и наконец замечает очень красивую девушку, застывшую от шока. У ее ног лежит армейская штурмовая винтовка. Интрига сериала заключается в том, сколько минут, часов или эпизодов пройдет, прежде чем зритель поверит, что этот ангел — и есть убийца. И прежде чем признает, что симпатизирует преступнице все-таки больше, чем жертвам.

До «Зыбучего песка» на Netflix состоялись две премьеры на похожие темы. Одна из них — сериал «13 причин, почему», который был одновременно и подростковым романом воспитания, и вполне журналистским расследованием причин, толкающих благополучных подростков на самоубийства. Другая — фильм «22 июля» (не путать с «Утойя. 22 июля» на ту же тему), описывающий не только теракт, устроенный Андерсом Брейвиком, но и суд над ним и его заключение в условиях, которые наши СМИ в свое время сравнивали с курортными. Сериал «Зыбучий песок» — наследник обоих проектов. С одной стороны, это любовный — и даже эротический —роман про влюбленную старшеклассницу. С другой — размышление о том, насколько гуманными должны быть и суд, и аудитория Netflix, когда речь идет о столь страшном преступлении.

«Брехт» (Brecht)

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

Докудрама про Бертольта Брехта — поэта, драматурга, теоретика театра, свидетеля и участника многих исторических событий первой половины XX века. В отличие от альманаха «Гений» National Geographic, «Брехт» совмещает в себе элементы художественного байопика и документальные материалы. Получается одновременно пьянящая своими фантазиями и удивляющая правдивостью история о личности, масштаб которой не уступал масштабу происходящих вокруг перемен. Кроме биографических деталей, мини-сериал интересен еще и доходчивым описанием главной теории Брехта — эпического театра.

«Как-то пару раз» (Il Était Une Seconde Fois)

Image

Романтическая мелодрама с фантастическими перипетиями и забавной игрой Гаспара Ульеля. Французский бездельник расстается с целеустремленной англичанкой, месяцами не находит себе места, а потом вдруг обнаруживает у себя в подвале странную коробку. Нырнув в нее, можно переместиться на полгода назад и вновь сходить с любимой девушкой на свидание, а в случае ссоры вернуться назад в будущее. Мини-сериал начинается, как романтическая комедия про двух невыносимо прекрасных людей, но быстро перемещается в пространство абсурдных и тревожных фильмов Мишеля Гондри. Общий хронометраж — всего 192 минуты; хочется больше.

«Обман III» (Bedrag III)

Image
Thomas Howalt Andersen / Danni Riddertoft / Berlin International Film Festival

Датский полицейский процедурный сериал, очень похожий на второй сезон «Настоящего детектива», ну или на «Прослушку» и «Убойный отдел» Дэвида Саймона. Погоня за наркодельцами приводит героев на склад, полный мертвых тел. Задохнувшиеся в металлической коробке люди — бродяги, числившиеся генеральными директорами фирм с миллионными оборотами. Следы ведут на самую вершину «пищевой цепочки», так что кажется, что храбрые герои вот-вот проиграют всесильным негодяям. Погружение в историю происходит моментально — даже несмотря на то, что это уже третий сезон.

«Под чужим флагом 2» (False Flag 2)

На Fox

Image
Rotem Yaron / Berlin International Film Festival

Второй сезон успешной израильской драмы, которую показывали в 127 странах и не раз называли новой «Родиной» (к слову, как и у «Родины», у «Под чужим флагом» есть российский римейк, называется «Фальшивый флаг»). Союз Израиля и Турции оказывается под угрозой после теракта на открытии совместной буровой платформы. Действие происходит не только в Израиле, но и в России. Как и в первом сезоне, в зону внимания спецслужб попадают необычные подозреваемые — студентка, экскурсовод и айтишник.

Суровый и динамичный сюжет иногда делает паузу на самые настоящие стендап-номера: к примеру, здесь есть комичная сцена, в которой религиозная героиня узнает от дознавателя из «Моссада», что ее примерная дочь — лесбиянка. Из всех ближайших сериалов про шпионов этот кажется самым экзотичным и познавательным. И уж точно более интересным, чем очередные похождения британской МИ-6 и американского ЦРУ.

Егор Москвитин

Фото в анонсе: Stephan Rabold / NEUESUPER / Sky / Berlin International Film Festival