10 фильмов о человеке на Второй мировой — от режиссеров разных стран. Выбор Антона Долина «Солдаты королевы», «Дьяволы на пороге», «Искупление» и «Лили Марлен»
Мы говорим как есть не только про политику. Скачайте приложение.
Быть или не быть
Эрнст Любич, США, 1942
Шедевр антивоенного кино — и самый убедительный ответ на вопрос «можно ли снять смешной фильм на трагическую тему?» Берлинский еврей-эмигрант Любич прекрасно понимал, сколь жуткие события стали основой для его игривой и наглой комедии о труппе актеров, осуществляющих невероятный план. В момент выхода картину резко критиковали поляки, потом признали национальным достоянием. Фильм Любича — один из источников вдохновения для «Бесславных ублюдков» Тарантино.
Рим — открытый город
Роберто Росселлини, Италия, 1945
Священник помогает бойцам Сопротивления и мученически погибает от рук нацистов. Фильм, ознаменовавший конец Второй мировой и начало итальянского неореализма — самого влиятельного движения в послевоенном кино. Спонтанная и естественная интонация картины сначала вызвала критику, а потом привела к колоссальной популярности и Росселлини, и сыгравших у него актеров — прежде всего, Анны Маньяни и Альдо Фабрици.
Канал
Анджей Вайда, Польша, 1957
Вторая часть «военной трилогии», с которой молодой Вайда ворвался в послевоенный кинематограф, тут же став одним из его лидеров. Герои клаустрофобической и трагической ленты — бойцы Армии Крайовой, уходящие во время Варшавского восстания от неприятеля по канализационным трубам. Картина получила Гран-при на Каннском фестивале.
Большая прогулка
Жерар Ури, Франция, 1966
Еще одна упоительная комедия, действие которой происходит в оккупированной нацистами Франции, а главные герои, скромный маляр и кичливый дирижер, спасают от немцев британских летчиков. Один из лучших фильмов не только для Ури, но и для двух великих французских комиков, образовавших идеальный контрастный дуэт, — Луи де Фюнеса и Бурвиля. Оператор Клод Ренуар — внук художника Огюста Ренуара и племянник режиссера Жана Ренуара.
Солдаты королевы
Пол Верховен, Нидерланды, 1977
Эпический, героический, иронический, интимный, постмодернистский — все сразу! — фильм Пола Верховена, один из лучших, снятых им в родной Голландии. Мы прослеживаем судьбы четырех университетских приятелей, один из которых становится нацистским офицером, второй — бойцом Сопротивления, третий — коллаборационистом. Четвертый, еврей, погибает. Прекрасная роль молодого Рутгера Хауэра.
Лили Марлен
Райнер Вернер Фассбиндер, Германия, 1980
Один из самых жанровых и мейнстримных фильмов в карьере великого немца — несмотря на это, ни в малейшей степени не конъюнктурный. Муза режиссера Ханна Шигула играет певицу, исполнившую душещипательную балладу «Лили Марлен» и тайно работавшую на Сопротивление. Увлекательный сюжет до некоторой степени основан на биографии реальной исполнительницы песни Лале Андерсен.
«Счастливого рождества, мистер Лоуренс!»
Нагиса Осима, Япония, 1983
Пронзительная драма о платонической любви японского офицера к стойкому британскому военнопленному в лагере. Провокационный и поэтичный фильм Осимы соединил двух музыкантов в главных ролях: японца играет композитор Рюити Сакамото (он же создал музыку к картине, один из самых популярных саундтреков в истории кино), англичанина — певец Дэвид Боуи. В придачу, именно здесь дебютировал в серьезном кино телевизионный комик Такеси Китано: вынесенную в название фразу произносит он.
Дьяволы на пороге
Цзян Вэн, Китай, 1999
Гротескный трагифарс, поставленный одним из лучших китайских артистов 1980-1990-х, который сам сыграл центральную роль. Японский офицер и его китайский переводчик, схваченные партизанами, попадают в плен безграмотным крестьянам. Это становится завязкой для сложной интриги с предсказуемо кровавой развязкой. Гран-при в Каннах 2000 года.
Искупление
Джо Райт, Великобритания, 2007
Виртуозная экранизация одноименного романа Иэна Макьюэна режиссером-формалистом, сделанная настолько скрупулезно, что только самые умные (а также читавшие первоисточник) к финалу могут различить реальность и фантазию. Прорывная роль Сирши Ронан, органичный дуэт Джеймса Макэвоя и Киры Найтли, а также сумасшедше-сложная сцена эвакуации в Дюнкерке, снятая единым планом.
Сын Саула
Ласло Немеш, Венгрия, 2015
Фильм о концлагере, но не только о холокосте, а еще и о войне. Шокирующий дебют молодого режиссера — рассказ о свихнувшемся члене зондеркоманды, который узнал в одном из убитых евреев своего сына. Меж тем, в лагере готовится восстание. Отличный противовес тяжеловесному и прямолинейному «Собибору» (сюжет схож), жуткий и откровенный опыт. Гран-при в Каннах, «Золотой глобус» и «Оскар».
Фото в анонсе: Zespol Filmowy Kadr / Kobal / REX / Vida Press