Канатный цех и башня на заводе «Красный гвоздильщик» — самый известный проект Якова Чернихова. Это конструктивист, который сочинял здания будущего Собственник пытался продать постройки на «Авито» — но в итоге оплатил реставрацию
Мы рассказываем честно не только про войну. Скачайте приложение.
Летом в Санкт-Петербурге закончилась реставрация канатного цеха и водонапорной башни завода «Красный гвоздильщик». Оба здания построены в начале 1930-х по проекту Якова Чернихова — архитектора и графика, чьи идеи сегодня влияют и на архитектуру, и на современное искусство, причем не только в России. Однако до недавнего времени его имя было мало кому известно, а цех и башня стояли в запустении. Архитектурный журналист Ася Зольникова рассказывает историю «Красного гвоздильщика».
В мае 2004 года архитектор Заха Хадид прилетела в Петербург на вручение Притцкеровской премии. Сразу из аэропорта она попросила отвезти ее к канатному цеху и водонапорной башне завода «Красный гвоздильщик». Вот как пересказывала эту историю Мария Элькина, петербургский архитектурный критик.
Встречавшие сначала оказались не в курсе, что это и где это. Когда же кортеж прибыл к заводским корпусам на Васильевском острове, то все пришли в еще большее недоумение, что особенного в этой бетонной каланче, напоминающей гвоздь.
Недоумение, о котором пишет Элькина, вполне закономерно. На старых фотографиях и панорамах видно, что здание не ремонтировали, хотя еще в 2001-м признали объектом культурного наследия. Окна заколочены или без стекол, штукатурка облетела и потрескалась.
Эти изъяны еще сильнее выделялись на фоне классицистических и барочных ансамблей Петербурга. Цех и башня появились в 1930–1931 году, на излете конструктивизма, который в отличие от исторической архитектуры не умеет стареть «красиво»: авангардистские здания выглядят хорошо, когда производят впечатление новой, только что сошедшей с конвейера вещи.
Основной автор построек — уроженец украинского Павлограда, советский архитектор Яков Чернихов. Как и другие архитекторы-деконструктивисты, Хадид искала вдохновение в советском авангарде: благодаря новым строительным технологиям она могла на практике воплотить идеи предшественников — в начале XX века те казались слишком смелыми, даже утопичными.
Сегодня значимость Чернихова подтверждают выставки и исследования. В 1991 году его внук Андрей Чернихов учредил архитектурный фонд, названный в честь деда. Но несколько десятилетий назад об архитекторе мало кто вспоминал даже в профессиональной среде — он считался «непонятым гением».
Что известно об авторе здания
Чернихов известен прежде всего не зданиями, а графикой — удивительными архитектурными композициями и пейзажами, которые предсказывали будущее. Его книги сегодня сравнивают с трудами «Альберти и Виньолы, только адресованными архитекторам, родившимся в XX веке», а его самого нередко называют «советским Пиранези». Его «Архитектурные фантазии» и другие рисунки хранятся в музеях, в том числе в Эрмитаже. Более тысячи из них сфальсифицировали и похитили в 2000-е; об их судьбе до сих пор ничего не известно.
Чернихов увлекся графикой и начертательным искусством в Одесском художественном училище. Позже он уехал в Петербург, чтобы учиться живописи в Академии художеств, но перешел на архитектурное отделение. На рубеже 1920–1930-х Чернихов издал семь книг по черчению, свободному рисованию, теории и практике архитектурной графики.
Исследователь авангарда Селим Хан-Магомедов писал, что в этих богато иллюстрированных изданиях «поражало графическое мастерство и изощренность фантазии». Самое известное из них — «Основы современной архитектуры». По выражению Хан-Магомедова, оно произвело «эффект разорвавшейся бомбы».
Уже первый просмотр книги убеждал, что ее автор — талантливый художник. Создавалось даже впечатление, что на небосклоне архитектурного авангарда взошла новая яркая звезда.
Книгу Чернихов закончил в 1930-м, почти одновременно со зданиями завода «Красный гвоздильщик». В те годы авангард все чаще критиковали: уже через год Ленинградское общество архитекторов, которое издало «Основы…», публично осудило книгу за вторичность и формализм. Вот что пишет об этих событиях арт-критик Ольга Рябухина:
Главный доклад читал профессор Андрей Оль, который просто предложил сжечь эту вредную книгу. Желая держать ответ, Чернихов поднялся на сцену, громко сказал: «Вот Андрей Андреевич Оль считает, что у меня все плохо! А я считаю — хорошо!» — и удалился.
От конструктивистских приемов архитектор отказался, но графикой занимался до самой смерти в 1951 году. В 1930-е он создал «Дворцы коммунизма» — это рисунки ступенчатых высоток, которые напоминают Дворец Советов архитектора Бориса Иофана. Иофан, в свою очередь, руководствовался наработками Чернихова, когда проектировал маскировку Москвы в годы Второй мировой войны: в 1941-м Чернихов выпустил работу «Военная маскировка», где подробно описал, как цвет и рисунок могут менять облик зданий.
К графическим работам архитектора обращаются и наши современники. Сергей Чобан, автор башни «Федерация» в «Москва-Сити», опирался на метод эксприматики Чернихова, когда проектировал павильон России на ЭКСПО в Дубае. Архитектурный критик Григорий Ревзин считает, что композиция № 89 — прообраз и дубайского павильона, и скульптуры Николая Полисского «Угруан» в Николе-Ленивце. Одна из самых известных работ Бернара Чуми, деконструктивистский парк Ла Виллет в Париже, тоже перекликается с графикой Чернихова — к ней отсылает ярко-красный цвет парковых павильонов в сочетании с их формами.
«Красный гвоздильщик» и другие проекты Чернихова
О Чернихове до сих пор принято говорить как об авторе чуть ли не единственного проекта — тех самых зданий «Красного гвоздильщика». Однако в мемуарах архитектор упоминает «свыше 60 объектов — жилых, учебных, транспортных, металлообрабатывающих, химических, общественных и прочих сооружений». Все они спроектированы за короткий период с 1927 по 1936 год, причем не только в Ленинграде, где Чернихов тогда жил и работал, но и на Урале, в Беларуси, Крыму и Туркменистане. Большинство из них, согласно тому же источнику, «осуществлено в натуре».
Путаница возникает в том числе потому, что объекты Чернихова в основном промышленные; они плохо изучены, снесены или же реконструированы до неузнаваемости, нередко авторство Чернихова не доказано. Помимо «Красного гвоздильщика», в Петербурге сохранился Ленинградский карбюраторно-арматурный завод имени Куйбышева — Чернихов создал для него четырехэтажный корпус с широкими окнами и ленточным остеклением. Сейчас в нем мастерские и склады. Кроме того, по его проекту — с существенными изменениями — построили клеевой завод «Клейкость». Его арендуют под офисы разные фирмы.
А еще в автобиографии «Мой творческий путь» Чернихов упоминает здание по адресу Малоохтинский проспект, 36. Сейчас там пятиэтажный жилой дом в стиле сталинской неоклассики. Был ли Чернихов автором проекта — неизвестно.
«Красный гвоздильщик» построили в первую пятилетку на базе чугунного завода Феликса Шопена. Этот проект примечателен по двум причинам. Во-первых, авторство Чернихова полностью доказано — существуют его подлинные чертежи. Во-вторых, это здание построено максимально близко к авторскому замыслу — хотя архитектор Марк Фельгер и инженер Константин Сахновский все же несколько упростили проект, когда готовили его к стройке.
Как и в графических работах, Чернихов использовал контраст легких и массивных форм, горизонтальных и вертикальных линий. Башня поднимается почти на 30 метров. Ее скругленный бак опирается на тонкий ствол и две опоры, еще более тонкие, — построить такую конструкцию стало возможно благодаря использованию железобетона, на тот момент нового материала.
К башне примыкает вытянутый по горизонтали канатный цех. Конструктивизм не подразумевал классического декора и орнамента: главным выразительным средством были формы и конструкции сами по себе. На фасаде эту роль выполняли окна: в цеху это большие проемы в два ряда, которые чередуются с пилонами, а в башне — ленточное остекление, один из главных приемов ранней модернистской архитектуры. Силуэт башни в виде «гвоздя» — перекличка с названием производства.
Здание цеха сильно пострадало во время Второй мировой войны. Когда его восстанавливали, большую часть оконных проемов заложили, а торцевые фасады перестроили. Деревянные фермы на крыше заменили на металлические. Практически без изменений остались только фасад со стороны 25-й линии и водонапорная башня, которая, впрочем, не работала.
Мы запустили «Плот» — телеграм-канал, где говорят о культуре в эпоху плохих новостей. Каждый день редакторы «Медузы» Софья Воробьева и Антон Хитров рассказывают о кино, сериалах, музыке, литературе и современном искусстве. Подписывайтесь: будем вместе спасаться в бурю.
Реставрация со сносом
С 1996 по 2007 год предприятием владело ОАО «Сталепрокатный завод». Затем его закрыли, а в 2011 году территорию выкупила финская строительная компания Lemminkäinen Group — она планировала построить жилой комплекс «Илматар». Снесли большинство промышленных корпусов и особняк Шопена; последний воссоздали в 2020-м. Черниховские здания собирались «частично использовать под культуру» — они уцелели, поскольку в 2014 году их признали памятниками регионального значения.
В 2015-м территорию перекупил крупный петербургский застройщик Setl Group, который начал строить на ней ЖК «Палацио». Из башни и цеха собирались сделать торгово-развлекательный центр, но весной 2019-го их выставили на «Авито» за 328,5 миллиона рублей. Объявление предлагало приспособить заводские здания «под супермаркет, фитнес-центр, креативное пространство или другие цели». Покупателей не нашлось, и тогда собственник решил реставрировать здания сам.
На реставрацию Setl Group потратили три миллиарда рублей собственных средств — в два раза больше, чем планировали изначально. Работы шли с 2021 года по 2024-й. Проект разрабатывали совместно с ООО «Кант» — петербургской фирмой, которая специализируется на строительстве и реставрации; сейчас она реставрирует и перестраивает дореволюционные корпуса «Невского завода».
В рекламном материале застройщик рассказывает, что самой сложной частью работ были хрупкие стены из шлакобетона. Чтобы отремонтировать их, разрушенные фрагменты заменяли на новые, соответствующие оригиналу. Арматуру и железобетонные каркасы укрепили современным металлом. Петербуржцы при этом заявляли, что цеха сносят. В Setl Group на это ответили, что проект согласован с КГИОП (Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры) и экспертизой; он включает «снос аварийных конструкций при сохранении водонапорной башни» «с последующим восстановлением в исторических габаритах здания».
Внешне канатный цех действительно выглядит так, как на фотографиях при жизни Чернихова: фасадам вернули оригинальную компоновку, а также расстекловку окон и дверей. На кровле вновь появился продольный световой фонарь. Внутреннее пространство, вопреки изначальному проекту, разделили на три этажа, но центральную часть оставили свободной — по замыслу реставраторов, так посетители смогут прочувствовать масштаб промышленного здания. Похожим образом изменилась и башня. Ей вернули первоначальный облик, а внутри оборудовали лифт, которого не было в проекте Чернихова. На лифте (или по металлической лестнице) можно подняться на верхнюю смотровую площадку — ее планируют использовать как выставочное пространство. Работа реставраторов получила несколько наград.
В канатном цеху будет учебный корпус петербургского кампуса НИУ ВШЭ: там разместятся лаборатории, факультет физико-математических и компьютерных наук, Школа дизайна. Как пояснили в институте, новые учебные площади понадобились, потому что в 2023 году ВШЭ решила увеличить число учебных мест в два раза — до 15 тысяч студентов. Setl Group и НИУ ВШЭ не раскрывают условия аренды; известно, что в 2023-м компания сама предложила вузу въехать в здание цеха. Петербургский кампус ВШЭ и Setl Group связывают партнерские отношения, председатель совета директоров компании Максим Шубарев входит в попечительский совет университета.
* * *
«Красный гвоздильщик» на Васильевском не единственный объект петербургского авангарда, который отреставрировали за последние годы. В прошлом году открыли культурно-деловой центр в бывшем Левашовском круговом хлебозаводе по проекту инженера Георгия Марсакова. В 2020-м обновили Круглые бани советского архитектора Александра Никольского. А в 2019-м — корпуса трикотажной фабрики «Красное знамя» по проекту знаменитого модерниста Эриха Мендельсона. Еще одни круглые бани — «Гигант» — собираются реставрировать в ближайшие годы.
При этом исследователь ленинградского авангарда Маргарита Штиглиц, которая участвовала в экспертизе «Красного гвоздильщика», говорит, что Петербург может утратить многие другие объекты конструктивизма — в городе их порядка восьмидесяти:
Из промышленных объектов самую большую тревогу вызывает судьба мясокомбината имени Кирова на Московском шоссе, построенного под руководством Ноя Троцкого. Мы давно добиваемся его перевода из категории выявленного объекта культурного наследия в категорию памятника. Потом тоже встанет вопрос о новом функциональном наполнении.
(1) Заха Хадид (1950–2016)
Ирако-британский архитектор и дизайнер.Хадид была первой женщиной, которая получила Притцкеровскую премию — самую престижную международную награду в области архитектуры. Ее самые известные здания — Центр Гейдара Алиева в Баку, Национальный музей искусств XXI века в Риме и Центр водных видов спорта в Лондоне.
(2) Кто этим занимается?
В 2001 году Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры включил «Канатный цех с водонапорной башней завода „Красный гвоздильщик“» в список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
(3) А были и другие авторы?
Да. Вместе с Черниховым над проектом работали архитектор Фельгер и инженер Сахновский.
(4) Деконструктивизм
Направление в современной архитектуре, возникшее в конце 1980-х в Америке и Европе. Характерные черты — сложная пластика и композиция, изломанные формы, метафорические и абстрактные формы. Деконструктивисты черпали идеи из раннего модернизма, в том числе из русского авангарда.
(5) Международный архитектурный благотворительный фонд им. Якова Чернихова
Фонд учрежден по инициативе Международного форума молодых архитекторов и Международной академии архитектуры при поддержке Союза архитекторов СССР. Позже в состав попечителей фонда вошли Немецкий музей архитектуры и архитектурный факультет Мичиганского университета.
(6) Как его воспринимали в профессиональной среде
В 1988 году журнал «Архитектура СССР» назвал работу Чернихова «впечатляющей панорамой нового мышления в архитектуре и дизайне». Журнал писал, что наследие архитектора «сохраняет свое значение до сих пор», хоть и остается «вне поля внимания».
(7) Леон Баттиста Альберти (1404–1472)
Итальянский ученый, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик архитектуры итальянского Возрождения. В 1485 году опубликовал латинский текст трактата «Десять книг о зодчестве».
(8) Джакомо Бароцци да Виньола (1507–1573)
Итальянский архитектор-маньерист, наряду с Палладио и Серлио один из ведущих мастеров позднего Возрождения. Настоящее имя — Якопо де Бароцци. На протяжении трехсот лет европейские архитекторы изучали ордерную систему по трактату Виньолы «Правило пяти ордеров архитектуры» (1562).
(9) Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778)
Венецианский археолог и архитектор. Известен прежде всего благодаря архитектурной графике — мастерски выполненным пейзажам Рима.
(10) Эксприматика
Чернихов называл один из своих методов черчения «эксприматическим». Слово восходит к французскому глаголу exprimer, то есть «выражать». В эскизах архитектор строил абстрактные композиции из простейших элементов: линий, объемов, геометрических фигур. Затем из них рождалась архитектурная форма. Этот метод, по мнению Чернихова, позволяет проявиться «творческим склонностям каждого исполнителя».
(11) Бернар Чуми
Швейцарский архитектор-деконструктивист, автор Нового музея Акрополя, Концертного зала в Лиможе и зоопарка в Париже.
(12) Мемуары Чернихова
Записи архитектора частично опубликованы в книге «Яков Чернихов. Мой творческий путь», изданной в Москве в 2011 году.
(13) Что это был за завод
Район, где построили завод «Красный гвоздильщик», с XVIII века был индустриальным — многочисленные производства перевезли сюда, «дабы не сорили воду в городе». На месте завода до революции работали предприятия, связанные с металлом. В том числе — завод французского купца Феликса Шопена, специализировавшийся на художественной бронзе; он появился в 1857 году.
(14) Как они упростили проект?
Например, поперечные световые фонари в кровле канатного цеха заменили одним продольным, а на фасаде добавили фронтон — этот элемент свойственен скорее классической архитектуре, чем авангарду.
(15) Пилоны
Массивные опоры, которые служат опорой арок, перекрытий или мостов.
(16) Расстекловка
Деление рамы на части для вставки стекла.
(17) Световой фонарь
Остекленная конструкция в кровле для освещения внутренних помещений.
(18) Какие это награды?
(19) А в чем разница?
Сначала здание должны признать выявленным объектом культурного наследия и лишь затем — памятником. Государство охраняет здания из обеих категорий. Однако, если у вас в собственности памятник, вас могут обязать его реставрировать. Собственники выявленных объектов этого делать не должны.