Image
истории

«Он давал нам шансы, мы их отвергали. А теперь их больше нет» Журналист Андрей Лошак — об Алексее Навальном

Источник: Meduza
Фото: Mikhail Svetlov / Getty Images. Участники несанкционированной акции протеста против заключения Алексея Навального. 23 января 2021 года, Москва

Мы говорим как есть не только про политику. Скачайте приложение.

16 февраля 2024 года стало известно, что политик Алексей Навальный умер в колонии. В 2018 году на телеканале «Дождь» вышел документальный проект журналиста и режиссера Андрея Лошака «Возраст несогласия», посвященный молодым активистам, участвующим в президентской кампании Навального. В последнее время журналист работал над продолжением фильма. По просьбе «Медузы» Андрей Лошак вспоминает политика.

Image

Андрей Лошак

журналист

Я увидел новости [о смерти Алексея Навального] в процессе работы над продолжением моего фильма «Возраст несогласия» — я снимал всех ребят, так называемых навальнят, которых мы снимали шесть лет назад во время кампании Навального. Поэтому мысли мои, даже в силу работы, крутятся вокруг Алексея. Для меня это действительно важный человек. Невероятная трагедия. Не знаю, когда я в себя приду — очевидно, что небыстро.

Мне почему-то казалось, что он не должен погибнуть, что он такой супергерой и силы зла над ним как будто не властны. Его пытались отравить, пытались выдавить [из страны]. Как нелепо и жалко Путин его боялся, не называл никогда по имени. Мне казалось, что у [Навального] есть какая-то власть над этими демонами. Что есть какой-то ангел-хранитель, который его оберегает, потому что потом он нам будет нужен.

Его миссия не закончилась на возвращении в Россию и на тюрьме — мне казалось, это просто часть пути. Его смелость, несгибаемость, его умение шутить и смотреть на это с высоты своей нравственной правоты — все это давало иллюзию [неуязвимости]. И мне страшно признаться, что это [все-таки] оказалось иллюзией, что не было ангелов-хранителей.

Это какой-то страшный удар. Для меня это удар и по вере в то, что существует добро и зло, что добро в какой-то момент все-таки побеждает. Алексей давал эту веру, и я, честно говоря, на этой вере и держался в последние годы. Он был маяком в этом мраке — вот он сидит где-то в этих жутких ШИЗО и смеется над ними. И показывает, что так можно. Мне казалось, что такую невероятную силу не сломить, ее даже не убить, хотя что им стоило, да? Но, к сожалению, все оказалось банально: там трусы́ намазали ядом, тут что-то еще страшное. Я не знаю, как он провел эту последнюю ночь и что они с ним сделали, ведь в его вчерашнем выступлении мы видим человека, который явно не собирается умирать.

Многие все эти три года писали: «Зачем он вернулся, что за идиотизм, что за бессмысленное самопожертвование?» Просто люди не понимают, кто такой Алексей. А для тех, кто его знал, это было естественно: ты видишь его в жизни и понимаешь, что человек по-другому не может.

Он вообще реабилитировал в моих глазах само понятие «политика»: до этого я видел только, как люди говорят одно, делают другое, думают третье. А тут появилась цельная личность. Я прекрасно помню, как шесть лет назад, снимая «Возраст несогласия», я пытался агитировать, а вся наша либеральная интеллигенция говорила: «Ну он же националист! Ты помнишь, там, в 2000 каком-то году он вышел на „Русский марш“?» А я им говорю: «Ребят, ну это же наш последний шанс, еще шесть лет Путина — и будет катастрофа». И эти люди выбирали Путина, отвергая тогда Навального.

Он нам давал эти шансы, мы их отвергали, мы ими не воспользовались, а теперь их больше нет. Помимо невероятной боли и ненависти к убийцам я испытываю презрение к своим единомышленникам, которые понимали, что происходит со страной, но все равно совершенно равнодушно относились к Навальному. Я выходил на все митинги, когда он вернулся. Я видел, кто выходит — выходили молодые ребята, а людей моего поколения практически не было. И ответственность за его смерть [лежит] и на этих людях с прекрасными лицами.

Когда Алексей возвращался в Россию, я написал пост с одним словом: «Герой» — и его фотографией. Я думал, только в кино люди до такой степени готовы идти на самопожертвование. У меня не было иллюзий, что мы его отобьем: я прекрасно понимал, что [на митинги в защиту Навального] выйдет опять все то же количество людей, что и обычно. И его сожрут. Но я не понимал, что его убьют: почему-то после того, как он выжил [после отравления], мне казалось, что он в каком-то защитном коконе. Я испытывал абсолютный восторг и бесконечное уважение. Это возвращает веру в людей, вдохновляет. И Алексей не разочаровал: он доказал, что есть вещи сильнее страха и мыслей о себе, что можно жертвовать собой ради общего блага, не сломаться, не испугаться и посмеяться в лицо смерти. Других примеров такого героизма я не помню.

Один герой моего фильма, который работал в региональном штабе Навального, сказал, что подвиг Навального сравним с подвигом Яна Палаха — студента, который сжег себя после того, как советские танки раздавили революцию 1968 года в Чехословакии. Он видел, что людям все равно, что сопротивление было подавлено, — они разошлись по домам. В знак протеста он сжег себя на улице. Потом еще 20 лет ничего не происходило, а в 1989 году в день его смерти на площадь пришли чехи — и с этого началась «бархатная революция», которая похоронила этот режим. Красивая аллегория, конечно, но все меньше верится, что такое снова возможно. 

Но в чем я абсолютно уверен — Алексей Навальный останется в памяти навсегда. Он будет вдохновлять, будет направлять, будет формировать людей. И тот нравственный образец, который он нам преподнес, не пропадет втуне. Когда этот мрак рассеется, Алексей будет путеводной звездой для очень-очень многих людей. Но я не знаю, останется ли к тому времени кто-то на этой территории живым, чтобы вдохновляться этим примером.

«Медуза»

  • (1) Навальный на «Русском марше»

    Алексей Навальный участвовал в «Русском марше» в Москве 4 ноября 2011 года. Спустя два года политик, ранее называвший себя «нормальным русским националистом», отказался от участия в «Русских маршах», объяснив это решение своей возросшей ответственностью, — после участия в выборах мэра Москвы в 2013 году.

  • (2) Ян Палах

    Студент философского факультета Карлова университета. 16 января 1969 года совершил самосожжение на Вацлавской площади в Праге в знак протеста против оккупации Чехословакии войсками Советского Союза и других стран Варшавского договора.