Разработчики объявили новую дату выхода S.T.A.L.K.E.R. 2 — сентябрь 2024 года Релиз игры переносят уже в пятый раз. Работу над ней пришлось прервать из-за российского вторжения в Украину
Мы говорим как есть не только про политику. Скачайте приложение.
Украинская студия GSC Game World в середине января снова перенесла выход игры S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl. Теперь релиз запланирован на 5 сентября 2024 года — и разработчики подчеркивают, что это финальная дата. Вместе с анонсом они выпустили новый, малоинформативный трейлер, в котором несколько персонажей просто сидят у костра и слушают, как один из них играет на гитаре. Также пользователи заметили, что на странице проекта в онлайн-магазине Epic Games Store появились скриншоты с обновленным интерфейсом. «Медуза» рассказывает (незаконченную) историю создания долгожданной игры.
Сначала посмотрите самый свежий трейлер
Создание S.T.A.L.K.E.R. 2 продвигается с большим трудом
Официальный анонс продолжения игровой серии S.T.A.L.K.E.R. состоялся еще в 2010 году, но вскоре GSC Game World столкнулась с финансовыми трудностями и была вынуждена провести сокращения. В декабре 2011-го появилась новость, что основатель и глава компании Сергей Григорович закрыл студию и распустил всех сотрудников.
Следующие несколько месяцев о статусе проекта поступала противоречивая информация. В январе 2012-го представитель GSC Game World Олег Яворский сообщил, что команда продолжает работать над S.T.A.L.K.E.R. 2 без финансирования и находится в поисках инвесторов. В апреле в официальном аккаунте игры в фейсбуке разработчики объявили, что не могут продолжить создание игры из-за проблем с авторскими правами.
Сам Григорович сделал «неофициальное» заявление, в котором объявил об уходе из разработки видеоигр и передаче прав на бренд S.T.A.L.K.E.R. издательству Bethesda. Позже эту информацию опровергли, а бывшие сотрудники GSC Game World, включая Яворского, при поддержке новых инвесторов основали компанию Vostok Games и занялись разработкой проекта Survarium.
Работу над S.T.A.L.K.E.R. 2 возобновили (судя по всему, с чистого листа) в мае 2018 года — сообщалось, что на тот момент игра находилась на стадии дизайн-документа, а неожиданный анонс Григорович мог намеренно сделать в преддверии игровой выставки E3, чтобы найти на ней издателя для проекта. Дату выхода назначили на 2021 год.
Игру переносили уже пять раз — сейчас разработчикам нужно больше времени на доработку проекта
Первый трейлер S.T.A.L.K.E.R. 2 показали летом 2020 года на презентации Microsoft, в ходе которой демонстрировались игры для новой консоли Xbox Series X. Через год на аналогичном мероприятии разработчики показали трейлер с игровым процессом и первый раз перенесли возрожденный проект. Тогда игру пообещали выпустить 28 апреля 2022 года, но уже в январе 2022-го дату релиза передвинули на 8 декабря.
Причиной переноса назвали необходимость дополнительного тестирования. «Мы убеждены, что разработка должна длиться столько, сколько потребуется, особенно в случае подобного проекта», — говорилось в официальном заявлении.
После полномасштабного российского вторжения многие украинские компании, включая GSC Game World, были вынуждены приостановить работу, что также отразилось на сроках выхода игры. В марте 2022-го СМИ сообщали, что студия перевозит сотрудников в Прагу; в мае компания объявила фанатам о возобновлении разработки S.T.A.L.K.E.R. 2.
Дата выхода игры сдвинулась сначала на 2023 год (без конкретной даты), а позже появился трейлер, в котором в качестве релизного окна был указан уже первый квартал 2024 года.
Теперь игру обещают выпустить в сентябре 2024-го. Основной причиной последнего переноса S.T.A.L.K.E.R. 2 разработчики вновь назвали необходимость дополнительной доработки и полировки игры. По их словам, с технической точки зрения проект все еще несовершенен и не соответствует высоким ожиданиям фанатов.
Разработчики обещают, что S.T.A.L.K.E.R. 2 будет большой игрой с живым миром
Новая игра станет продолжением оригинальной трилогии S.T.A.L.K.E.R. Разработка первой части серии длилась около шести лет и тоже проходила не очень гладко: в процессе создания у проекта полностью поменялась концепция, а его релиз несколько раз откладывался, из-за чего в русскоязычной среде он получил шутливое название «ждалкер». Разработчики были настроены амбициозно и планировали бросить вызов Doom 3 и Half-Life 2 — двум другим популярным шутерам с видом от первого лица начала 2000-х годов. Однако далеко не все обещания получилось реализовать в финальной версии.
События первой игры разворачиваются в альтернативной реальности на территории так называемой «Зоны», основанной на локациях зоны отчуждения Чернобыльской АЭС. Источниками вдохновения для разработчиков послужили повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине» и фильм Андрея Тарковского «Сталкер», хотя сюжетно игра никак с ними не связана. Основное время игрок проводит, выполняя задания местных неигровых персонажей, сражаясь с мутантами и собирая артефакты с уникальными свойствами.
Действие S.T.A.L.K.E.R. 2 также будет разворачиваться на территории Зоны через некоторое время после событий оригинальной трилогии. Новым главным героем будет сталкер по имени Скиф. По словам разработчиков, игрокам не обязательно знать о том, что происходило в первых трех играх, чтобы полноценно насладиться продолжением.
На официальном сайте игры рассказывается, что S.T.A.L.K.E.R. 2 работает на движке Unreal Engine 5, может похвастаться нелинейным сюжетом, официальной поддержкой модов и многопользовательским режимом, который выйдет в виде бесплатного обновления через какое-то время после релиза. В разделе часто задаваемых вопросов разработчики уточняют, что полноценный открытый бесшовный мир будет занимать более 60 квадратных километров, а прохождение с поиском всех секретов займет более 100 часов. Продолжительность сюжетной линии оценивается разработчиками примерно в 40 часов.
Журналисты рассказывают и про усовершенствованную систему A-Life, известную по предыдущим частям и отвечающую за наполнение мира S.T.A.L.K.E.R. 2 жизнью. Игроков ждет полноценный цикл смены дня и ночи, динамические погодные условия и реалистичная симуляция окружения. Иными словами, другие персонажи, группировки и мутанты будут жить самостоятельной жизнью и сталкиваться между собой, делая каждое прохождение уникальным. Вдобавок главный герой будет испытывать голод и сонливость, страдать от кровотечений и последствий радиации, что также отразится на игровом процессе.
Ранняя сборка игры утекла в сеть еще летом прошлого года
После начала вторжения в Украину студия GSC Game World осудила действия российских войск и заявила, что не будет продавать S.T.A.L.K.E.R. 2 на территории России. Подзаголовок игры был изменен в соответствии с транслитерацией с украинского языка — с Heart of Chernobyl на Heart of Chornobyl. Также стало известно, что у шутера не будет русской озвучки — только английская и украинская. При этом игрокам оставили возможность выбрать субтитры на русском языке.
В марте 2023 года хакеры получили доступ к нескольким десяткам гигабайтов материалов по S.T.A.L.K.E.R. 2, включая сюжет, описание кат-сцен, концепт-арты и глобальные карты. Они потребовали от студии «извиниться за недостойное отношение к простым игрокам» из Беларуси и России, вернуть русскую озвучку и восстановить официальное сообщество игры во «ВКонтакте». В противном случае хакеры угрожали выложить все материалы в открытый доступ. Разработчики подтвердили факт взлома, но отказались выполнять условия, призвав сообщество игнорировать утечку.
Несколько месяцев спустя в сеть попал полноценный билд игры, причем взломать его смогли при помощи утекших ранее файлов. Сообщалось, что речь шла о ранней сборке версии 0.3.0. В ней присутствовали актуальные файлы и материалы, но фактически речь шла о черновом билде с устаревшим игровым миром, по которому сложно было судить о реальной готовности игры. Реакция разработчиков мало чем отличалась от заявления, посвященного предыдущей утечке.
Демоверсию игры показали на выставке Gamescom 2023, и она в целом понравилась журналистам
В прошлом году разработчики привезли на выставку Gamescom в Кельне демоверсию S.T.A.L.K.E.R. 2, впервые показав игру публике. Западные журналисты, которым удалось познакомиться с ней, отметили высокий уровень реализма и, как следствие, высокий уровень сложности. Издание PCGamesN отмечает, что иногда достаточно буквально одного неверного действия, чтобы героя убили в обычной перестрелке. Простые действия вроде перезарядки или лечения требуют больше времени, чем во многих других играх, заставляя пересматривать свой подход к сражениям.
Редактор GamesRadar похвалил проработанное оружие (его в игре будет более 30 видов, также предусмотрена возможность его модифицировать) и общую мрачную атмосферу, но отметил, что разработчикам нужно серьезно поработать над искусственным интеллектом противников. Он также добавил, что в игре практически не используются возможности движка Unreal Engine 5 — окружающему миру, местной флоре и фауне ощутимо не хватает деталей. Журналист добавил, что рад очередному переносу игры (на тот момент релиз был назначен на первый квартал 2024 года) и что он будет не против, если игру отложат еще, если потребуется, чтобы доработать.
А вот один из пользователей DTF, побывавших на выставке, игру раскритиковал, отметив огромное количество багов, невнятную стрельбу и слабое, учитывая возможности движка, визуальное оформление. Он тоже отметил, что разработчикам следовало потратить больше времени на доработку демоверсии.
S.T.A.L.K.E.R. 2 не анонсирована для PlayStation 5, но шанс выхода игры на этой консоли есть
Разработка S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl ведется для PC и игровых консолей Xbox Series X|S. Причем обладатели подписки Xbox Game Pass получат доступ к игре сразу в день релиза без дополнительной платы. Версии S.T.A.L.K.E.R. 2 для других платформ, в частности, для PlayStation 5, пока не анонсированы. Издание The Verge, ссылаясь на утекшие внутренние конфиденциальные документы, сообщало, что Microsoft заключила с GSC Game World сделку по консольной эксклюзивности игры на три месяца. По истечении этого срока разработчики могут выпустить (или как минимум анонсировать) игру на платформах конкурентов.
(1) Bethesda
Американская компания Bethesda Softworks, владеет правами на такие популярные серии, как The Elder Scrolls, Fallout и Doom.
(2) Survarium
Многопользовательский шутер с видом от первого лица, распространявшийся по условно-бесплатной (free-to-play) бизнес-модели. Игра дошла до стадии открытого бета-теста и собрала определенную базу фанатов, но так и не добралась до полноценного релиза. В мае 2022 года серверы игры были отключены.
(3) E3
Игровая выставка Electronic Entertainment Expo, ориентированная на представителей игровой индустрии и прессы. Проходила в Лос-Анджелесе с 1995 по 2019 год. В 2020 году из-за пандемии COVID-19 не проводилась, а в 2021 году прошла в онлайн-формате. В 2022 и 2023 годах выставка не проводилась, а в декабре 2023-го организаторы окончательно закрыли выставку из-за низкой заинтересованности потенциальных участников.
(4) Серия S.T.A.L.K.E.R.
В рамках серии вышло три игры с подзаголовками «Тень Чернобыля» (2007), «Чистое небо» (2008) и «Зов Припяти» (2009).
(5) Моды
Возможность для игроков создавать модификации, меняя различные элементы игры, в том числе игровой процесс, графику и задания. Среди десятков модов для первого «Сталкера» можно найти как небольшие, изменяющие интерфейс или внешний вид оружия, так и более масштабные, переделывающие сразу множество аспектов игры.
(6) Это много?
Для сравнения: карта в GTA V, самая большая на данный момент среди всех игр серии Grand Theft Auto, занимает почти 76 квадратных километров.
(7) Кат-сцена
Эпизод в игре, в котором игрок слабо или вообще никак не влияет на происходящие события.
(8) Билд
«Собранная» версия игры со всеми ресурсами, необходимыми для запуска и тестирования.
(9) Game Pass
Игровая подписка для консолей Xbox и PC (своего рода аналог Netflix), которая дает доступ к большому каталогу игр за ежемесячную плату. Список доступных проектов регулярно обновляется. Некоторые игры попадают в подписку сразу в день релиза, но большинство оказываются в каталоге спустя некоторое время после выхода.