новости

«Даже если убить всех евреев, моя дочь все равно ушла навсегда» Палестинец Басам Арамин и израильтянин Рами Эльханан называют себя братьями и вместе выступают против войны. В конфликте на Ближнем Востоке погибли их дети

Источник: Meduza

Мы говорим как есть не только про политику. Скачайте приложение.

4 сентября 1997 года 14-летняя Смадар, дочь Рами Эльханана, погибла в результате теракта, который совершил в Иерусалиме палестинский террорист-смертник из ХАМАС. Рами вместе с женой Нурит несколько часов разыскивали дочь. «Ходишь из больницы в больницу, из одного полицейского участка в другой. Пока не оказываешься в морге. И там тебя ожидает картина, которую невозможно забыть до конца жизни, — рассказывает он. — Боль невыносимая. И главное то, что она не проходит. О ней невозможно забыть. Ты осознаешь ее 59 секунд из каждой прожитой минуты».

Палестинец Басам Арамин в молодости попал в тюрьму за то, что бросил гранату в группу израильтян. 6 января 2007 года его десятилетняя дочь Абир была тяжело ранена возле своей школы на Западном берегу Иордана. Ей в голову случайно попала резиновая пуля, выпущенная израильским полицейским. Через два дня она умерла в больнице. «Гнев переполняет меня и сегодня. Он никуда не делся, потому что все мы люди, а людям свойственно его чувствовать. Но я верю в то, что местью ничего не поправишь, она не вернет мою дочь», — говорит Басам.

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

Как рассказывает «Би-би-си», Рами и Басам впервые познакомились на встрече неправительственной организации «Комбатанты за мир». Она объединяет евреев и арабов, ранее сражавшихся по разные стороны палестино-израильского конфликта, а теперь борющихся за мир. Рами с женой также стали участниками семейного форума «Родительский круг», который поддерживает израильтян и палестинцев, потерявших близких родственников в ближневосточном конфликте.

Рами и Нурит навещали семью своего палестинского приятеля, пока Абир находилась в больнице. «Я чувствовал себя так, как будто я снова потерял свою дочь», — вспоминает Рами. Вскоре Басам тоже присоединился к «Родительскому кругу».

Теперь оба отца, потерявшие дочерей, называют друг друга братьями. «Мы не животные, мы умеем думать. Поэтому я задал себе вопрос: вернет ли чья-то смерть мою дочь?» — заявил израильтянин в беседе с «Би-би-си». «Даже если убить всех евреев на Земле, всех, а не только израильтян, то моя дочь все равно ушла навсегда», — говорит палестинец.

«Мы братья. Наши отношения выше конфликта, потому что мы верим в одни и те же ценности. Нам дорога человеческая жизнь, нам дороги жизни всех мирных граждан, нам дороги демократия и свобода», — добавляет Басам.

Друзья вместе выступают на митингах и конференциях. Говоря об истоках ближневосточного конфликта, оба упоминают «оккупацию». «Если бы не было оккупации, нам не нужно было бы убивать друг друга. Мы все время воюем. В этом море крови одна волна постоянно накатывает за другой. Хватит, пора перестать», — говорит палестинец. «Один народ не должен доминировать над другим. Израильская оккупация — это ненормальная ситуация. Эта ситуация привела к смерти наших детей, и мы должны ее изменить», — добавляет израильтянин.

Рами и Басам называют нападение ХАМАС на Израиль 7 октября и ответную операцию ЦАХАЛ в секторе Газа продолжением «порочного круга насилия», который никто не в состоянии разорвать на протяжении многих десятилетий. «ХАМАС нельзя уничтожить, как муху или комара. ХАМАС — это идея. Надо болото осушить, а не комаров убивать», — говорит Рами.

Басам считает, что поистине свободным человеком можно стать только избавившись от ненависти и желания отомстить: «Тогда никто не сможет тебя оккупировать, и тогда у тебя не будет врагов. В противном случае человек говорит: я не трус, я отомщу безо всякой пощады. А что в таком случае изменится? Ничего».

  • (1) Какую оккупацию?

    ООН считает Западный берег Иордана и сектор Газа территориями, оккупированными Израилем (он их контролирует с 1967 года). Некоторые активисты считают, что вся территория Израиля — это зона оккупации, тем самым фактически отрицая право Израиля на существование. Согласно этой позиции (не поддерживаемой ООН), на месте Израиля и оккупированных палестинских территорий должно возникнуть единое арабское или арабо-еврейское государство.