«Опавшие листья» — меланхоличная комедия Аки Каурисмяки, которая точно останется в истории кино Сюжет предельно простой: продавщица и рабочий идут в кино на Джармуша. Так что делает этот фильм таким уникальным?
Мы говорим как есть не только про политику. Скачайте приложение.
На Каннском кинофестивале прошла премьера нового фильма финского режиссера Ака Каурисмяки «Опавшие листья». Это первая работа постановщика с 2017 года, когда вышел его предыдущий фильм «По ту сторону надежды». Герои «Опавших листьев» — работница супермаркета Анса и рабочий Холаппа — знакомятся и идут в кино смотреть фильм Джима Джармуша «Мертвые не умирают». Кинокритик Антон Долин рассказывает, почему предельно простой сюжет не помешал режиссеру снять один из лучших фильмов фестиваля, который точно войдет в историю мирового кино.
Двадцатая полнометражная картина 66-летнего финна Аки Каурисмяки «Опавшие листья» — из числа фильмов, которые можно назвать моментальной классикой. Абсолютно неважна ее премиальная судьба (Каурисмяки пока не выигрывал ни одного крупного международного фестиваля), еще в меньшей степени интересны кассовые сборы. Этот фильм останется в истории кино надолго — возможно, навсегда.
В каком-то смысле «Опавших листьев» не должно было быть. После предыдущей ленты «По ту сторону надежды» (2017) Каурисмяки заявил, что уходит на пенсию, и в самом деле выдержал беспрецедентно длинный перерыв. Новый фильм он называет «четвертой частью трилогии о пролетариате» («Тени в раю», «Ариэль» и «Девушка со спичечной фабрики» прославили режиссера в 1980-х), то есть чем-то изначально избыточным, лишним. Будто подтверждая эту полушутку, он наполняет картину прямыми самоцитатами.
Первый же кадр, в котором кассирша пробивает бесконечные пакеты с сырым мясом — беспощадный конвейер под стать капиталистической системе, — напрямую отсылает к открывающей сцене «Преступления и наказания», дебюта Каурисмяки 1983 года, где он сделал Раскольникова мясником из Хельсинки. Бездомный и беспородный пес, которого берет в дом главная героиня, — еще одна собака из череды тех, что появлялись в современных мелодрамах режиссера (и тех, которых держит он сам). Простой сюжет о пьющем работяге, который пытается заинтересовать работницу супермаркета, в точности повторяет «Тени в раю». С другой стороны, как все гении, Каурисмяки интересуется невидимым больше, чем показанным на экране — его он не боится делать предельно банальным. Тривиальное — излюбленный материал режиссера.
Итак, не сколько интрига, сколько ее эскиз, небрежный намек. Анса (Альма Пойсти, известная по роли Туве Янссон в недавнем байопике) живет в крошечном домике на окраине города и работает в большом магазине, где отвечает за утилизацию просроченных продуктов. Однажды она решает вынести в сумке вчерашний сэндвич, и ее тут же увольняют по доносу охранника. Холаппа (Юсси Ватанен), чьего имени не знает не только зритель, но и остальные персонажи, включая лучшего друга, живет в бытовке с другими разнорабочими — пока его не увольняют за пьянство и отказываются платить расходы за производственную травму.
Холаппа считает себя крутым парнем, носит кожаную куртку, зачесывает волосы назад и бесконечно пьет. Анса одевается в красное, неравнодушна к животным и обладает гипертрофированным чувством собственного достоинства, как все любимые персонажи Каурисмяки. Однажды они случайно познакомятся и решат вместе сходить в кино. А потом договорятся встретиться, только не узнают имен друг друга, а телефон девушки Холаппа в ту же секунду потеряет. Будет ли у них шанс снова найтись в огромном городе? Если вы смотрели другие фильмы Каурисмяки, то знаете ответ.
Пересказывать гэги Каурисмяки — дохлый номер, это надо видеть и слышать самому. В Каннах они начались еще до премьеры, когда режиссер бегал на красной дорожке от фотографов, отнимал камеры у журналистов и тщетно пытался спрятаться от прессы за спиной тщедушного директора фестиваля Тьерри Фремо. Каурисмяки и вправду застенчив, как большинство его героев.
Смешного в их жизни бесконечно много, щемящего — ничуть не меньше. Любовь в этих фильмах — «Опавшие листья» можно назвать третьей великой романтической историей Каурисмяки после «Теней в раю» и «Человека без прошлого» — единственное спасение от одиночества, нищеты, унижения, даже смерти. При всей благородной сдержанности (или даже благодаря ей), это чувство передается и зрителям. За это они не жалеют благодарности для стеснительного режиссера: аплодисменты после премьеры длились до тех пор, пока Каурисмяки не сбежал из зала.
Кроме любви и алкоголя — ангела и демона, сражающихся за душу простого смертного, — есть в его фильмах и третья сила: кинематограф. Холаппа и Анса идут в кинотеатр «Риц» на «Мертвые не умирают» Джима Джармуша — давнего друга и партнера Каурисмяки, который был на каннской премьере и участвовал в овации. «Мне это напомнило „Дневник сельского священника“ Брессона», — говорит один потрепанный синефил другому на выходе. «А мне — „Банду аутсайдеров“ Годара», — отвечает тот. Каннский зал сочувственно хохочет.
«У полицейских [в фильме Джармуша] не было шанса против зомби, тех слишком много», — констатирует после сеанса Анса. Вопрос в том, есть ли шанс против зомби — то есть против тех, кто инфицирован прагматизмом и эгоизмом, — у таких, как Джармуш и Каурисмяки? Призывая духов Лукино Висконти, Дэвида Лина и, разумеется, Чарли Чаплина (лишь малая часть упомянутых в фильме звездных кинематографистов прошлого), финский режиссер надеется выдержать неравный бой. Хоть и ясно, что надежд на победу у него не больше, чем у человека после столкновения с поездом, который когда-то давно прибывал на вокзал Ла-Сьота, а теперь несется на тебя с сокрушающей скоростью.
Конечно, есть еще и музыка, неисчерпаемый источник утешения. Недаром известная всем песня дала название фильму и подарила ему осенний эпилог. Анса и Холаппа впервые замечают друг друга в караоке-баре, где не решаются спеть ни она, ни он. Холаппа предлагает товарищу исполнить «Paranoid» Black Sabbath. Вместо этого со сцены звучит Шуберт. За кадром — Шестая симфония Чайковского. В промежутках звуковое пространство фильма заполняет ностальгическая эстрада прошлого, пробуждающая одну неоправданную надежду за другой.
К разговору о ностальгии: время действия «Опавших листьев» — сейчас и даже, возможно, завтра. На стене в баре, куда устраивается работать Анса, висит календарь на 2024 год. При этом постоянный спутник действия — новости из каждого радиоприемника (существование телевидения Каурисмяки не признает). Естественно, об Украине. Бомбежки больницы в Мариуполе, потом — театра, где укрылись мирные жители. Взрыв в Кременчуге, 16 погибших, но это не окончательная цифра. За неделю Россия выпустила по Украине 150 ракет. «Проклятая война», — не выдерживает молчаливая Анса. Она пытается сменить пластинку, но это невозможно. Пожалуй, «Опавшие листья» лучший из новых фильмов об этой войне — во всяком случае, с западноевропейской перспективы. Перед валом новостей о бессмысленном и нескончаемом насилии любой из нас, даже самый совестливый, бессилен.
После высшей точки своей карьеры — Гран-при Канн в 2002-м — Каурисмяки отправился искать новый стиль. В «Огнях городских окраин» он постарался избавиться от благодушия, прибегнув к кодам американского нуара, и оказался в тупике вместе со своим отчаявшимся, преданным и избитым героем. В «Гавре» и «Обратной стороне надежды» рассказал истории мигрантов, в которых не сумел до конца найти баланс между насмешливой фантазией и суровой правдой жизни. «Опавшие листья» — лучший фильм мастера за двадцать лет, в котором есть лишь два источника света. Первый — внутренний огонь, который можно попробовать разжечь в себе и разглядеть в том, кто тебе небезразличен. Второй — луч кинопроектора, в целительную силу которого режиссер не перестает свято верить.
(1) «Дневник сельского священника»
Фильм режиссера Робера Брессона, снятый в 1950 году по одноименному роману Жоржа Бернаноса. Главный герой картины — молодой священник, приехавший в провинциальный приход. Несмотря на свою болезнь и отсутствие интереса у прихожан, он пытается сделать жизнь местных жителей лучше.
(2) «Банда аутсайдеров»
Драма Жан-Люка Годара по произведению Долорес Хитченс «Золото дураков». Один из характерных фильмов французской «новой волны». Главная героиня Одиль рассказывает двум другим героям — Артуру и Францу, — что в доме, где она живет с тетей, спрятана куча денег. Артур и Франц убеждают ее ограбить виллу.
(3) А в чем шутка?
В том, что «Дневник сельского священника» и «Банда аутсайдеров» совершенно не похожи на «Мертвые не умирают» Джима Джармуша. Тем не менее синефилы не могут удержаться от того, чтобы провести какую-нибудь параллель (даже не самую удачную). Забавно и то, что сам Каурисмяки сам часто цитирует Брессона и Годара.
(4) Дэвид Лин
Британский кинорежиссер, считается классиком мирового кинематографа. Вошел в десятку лучших режиссеров мирового кино по результатам опроса современных режиссеров Британским институтом киноискусства. Снял картины «Короткая встреча» (1945), «Мост через реку Квай» (1957), «Лоуренс Аравийский» (1962), «Доктор Живаго» (1968) и другие. За «Мост через реку Квай» и «Лоуренса Аравийского» получил два «Оскара» как лучший режиссер.
(5) Какая?
Песня «Les feuilles mortes» («Опавшие листья») впервые прозвучала в 1946 году в фильме Марселя Карне «Врата ночи» в исполнении Ива Монтана. Позже ее перезаписывали на разных языках, в частности, очень известна англоязычная версия «Autumn Leaves» (1957) в исполнении Фрэнка Синатры. На русском языке композицию «Осенние листья» исполняли в разные годы советские эстрадные певцы Гелена Великанова и Иван Шмелев.