истории

GTA VI еще не анонсировали, а хакеры уже слили массу материалов по ней Подозреваемым оказался 17-летний лондонец, а разработчиков игры теперь подбадривают коллеги по цеху

Источник: Meduza
Фото: Скриншот Евгения Фельдмана / Rockstarʼs GTA 5.

Мы рассказываем честно не только про войну. Скачайте приложение.

18 сентября случилась одна из самых масштабных видеоигровых утечек в истории — в сеть попало огромное количество роликов с геймплеем неанонсированной GTA VI. Слив уже обошелся издателю игры в десятки миллионов долларов и вызвал жаркие дискуссии в индустрии. «Медуза» рассказывает, как произошла утечка ожидаемой во всем мире игры, что из нее стало известно и на что это событие способно повлиять.

«Сорян, парень, нет картинки — не кликаю», «Уверен, что ссылка заразная» — так поначалу реагировали пользователи сайта GTAforums на пост, автор которого только что заявил, что опубликовал в открытом доступе более 90 роликов из GTA VI — игры, еще даже официально не анонсированной студией Rockstar Games. «Возможно, скоро я солью еще больше информации, исходные коды [игр] GTA V и GTA VI, их ассеты, тестовую сборку GTA VI», — уточнял хакер под ником teapotuberhacker, но практически никто ему не верил. Мнительность участников форума быстро сменилась всеобщим интересом — а уже через несколько часов аноним сообщил, что за утро получил свыше трех тысяч писем в телеграме. Среди их авторов, вероятно, были сотрудники Rockstar и компании-издателя Take-Two, которая владеет студией. Одна из крупнейших утечек в истории видеоигр состоялась, но с ее последствиями только предстоит разобраться.

Что такое GTA и почему к серии игр приковано такое пристальное внимание

Первая часть Grand Theft Auto вышла в 1997 году. Разработанная британской студией DMA Design (сейчас — Rockstar North), эта игра рассказывала криминальную историю, собранную из штампов американских фильмов о бандитах: главному герою нужно было подниматься по социальной лестнице, выполняя задания от итальянской мафии, триад, якудза и других преступных группировок. Но сюжет в первой GTA — условность. Игра завлекала другим — небывалой по тем временам свободой передвижения и действий. Для исследования игроку были доступны три больших города, где можно было угонять машины, избивать прохожих, устраивать зрелищные погони с участием полиции. 

За первой GTA последовало продолжение и несколько ответвлений, а в октябре 2001-го вышла GTA III — первая полностью трехмерная игра в серии. GTA и прежде обвиняли в романтизации бандитского образа жизни и жестокости, но теперь, когда игра обзавелась более совершенной графикой, скандалов стало особенно много. Дошло до того, что на авторов игры подали в суд, после того как два подростка в США, вдохновившись, по их словам, GTA III, открыли огонь по проезжающим мимо автомобилям.

Однако все споры и попытки запрета не помешали третьей GTA стать самой продаваемой игрой 2001 года. Игроки и критики были от нее в восторге. Последующие части GTA ждали с особенным нетерпением — тем более что затраты на разработку каждой новой номерной игры серии становились рекордными для индустрии. Так, бюджет GTA IV составил свыше 100 миллионов долларов, а GTA V — 270 миллионов, что почти на 50 миллионов больше, чем у фильма «Аватар» Джеймса Кэмерона. И эти затраты окупаются. На сегодня GTA V — в тройке самых продаваемых игр в истории (после «Тетриса» и Minecraft).

Image
Панель, посвященная музыке из GTA V, в киноцентре Элинор Бунин Манро. Нью-Йорк, 1 октября 2013 года
Ilya S. Savenok / Getty Images
Image
Группа Tangerine Dream, композитор Вуди Джексон и The Alchemist + Oh No вместе с 20 музыкантами исполняют оригинальный саундтрек GTA V во время 51-го кинофестиваля в Нью-Йорке. 30 сентября 2013 года
Neilson Barnard / Getty Images

Игры Rockstar каждый раз становятся важным событием для мировой индустрии. Сама студия отличается скрытностью и не делится подробностями о разработке. Это, а также неизменно высокий интерес аудитории к Rockstar в целом (и в особенности к GTA) делает нынешнюю утечку чрезвычайно примечательной. 

Да, утечка GTA VI — это не первый игровой «слив».

В 2011 году, за два c половиной месяца до релиза, в сеть попала полностью играбельная версия шутера Gears of War 3. В ней была доступна как однопользовательская кампания, так и многопользовательский режим, но с огромным количеством ошибок. Неизвестно, нашли ли виновного в утечке.

Самым крупным в индустрии по праву считается слив Half-Life 2. За год до релиза, 2 октября 2003-го, в сеть попал исходный код игры. Хакеру из Германии по имени Аксель Джембе удалось добраться до корпоративной сети студии-разработчика Valve через открытый сервер компании Tangis. Интересно, что данные авторы Half-Life 2 даже не потрудились защитить паролем. Хакер, которым двигало только любопытство, передал украденный код своему товарищу, взяв с того обещание никому его не показывать. Товарищ обещание не сдержал, бета-версия игры оказалась на торрентах, а Valve понесла огромные убытки.

Джембе связался с Valve, чтобы объяснить ситуацию и извиниться. А еще попроситься на работу в студию — в отдел информационной безопасности. Разработчики согласились. После собеседования Valve начала готовить для Джембе американскую визу, но на самом деле студия не была заинтересована в услугах хакера — она хотела сдать его ФБР прямо на выходе из самолета. В то же время Valve опасалась, что Джембе навредит ей как-то еще, поэтому сообщила о плане немецкой полиции. В мае 2004-го хакера арестовали, а в 2006-м суд приговорил его к двум годам условно. Правда, не за кражу у Valve, а за создание трояна Agobot.

Что мы узнали из утечки

18 сентября пользователь сайта GTAforums.com под ником teapotuberhacker разместил ссылку на архив, содержащий более чем 90 роликов с демонстрацией ранней сборки GTA VI, а также около 10 тысяч строк исходного кода игры. Хакер сообщил, что располагает тестовым билдом будущей игры.

Видео быстро разошлись по соцсетям — и издатель Take-Two Interactive принял все меры, чтобы ограничить их распространение. Ссылки на архив с футажами из GTA VI удалили с GTAforums: администрация сайта запретила пользователям делиться изображениями, нарушающими авторские права. Сам teapotuberhacker, не ожидавший такого внимания к сливу, дополнил пост просьбой к сотрудникам Rockstar и Take-Two Interactive связаться с ним в телеграме, а позднее удалил аккаунт в мессенджере. 

По видео, которые разместил teapotuberhacker, конечно, нельзя судить о финальном качестве игры. Во-первых, ролики, похоже, записали на девките PlayStation 4 — особой версии консоли, которую используют разработчики ПО. Это значит, что футажи не отражают того, как будет выглядеть игра на более актуальных и мощных PlayStation 5 и Xbox Series X. Во-вторых, видео записаны с тестовых сборок GTA VI, на которых разработчики проверяют, как работает камера, анимации, взаимодействие с окружением, неигровыми персонажами и так далее. Так как Rockstar пока даже официально не анонсировала игру, все еще может измениться. 

Однако кое-какие выводы о GTA VI уже можно сделать — даже несмотря на «сырость» слитых материалов.

  • Например, ролики подтверждают давний слух о том, что в центре повествования будут два главных героя: мужчина и женщина. Это важно, потому что со времен первой GTA в серии не было девушек-протагонистов. 
  • Второй момент — это место действия игры. Судя по всему и, опять-таки, в соответствии со слухами, события GTA VI развернутся в Vice City — вымышленном городе, списанном с реального Майами, который впервые появился в дебютной части серии, а потом — в GTA: Vice City (2002). В сети можно найти немало сравнений локаций из игры 20-летней давности с тем, что показано в слитых видео. 
  • Кроме того, в роликах можно увидеть упоминания механик рыбалки и верховой езды. Это не значит, что они появятся в финальной версии игры, однако ловить рыбу и кататься на лошади можно в прошлой игре Rockstar, Red Dead Redemption 2

Другие утекшие данные касаются продолжительности и бюджета GTA VI. Если верить скриншотам, опубликованным хакером, на прохождение игры потребуется около 4,5 тысячи минут (75 часов), а производственный бюджет составит 500 миллионов долларов. Таким образом, GTA VI может стать самой дорогой игрой в истории.

Кто и как устроил утечку

Сам teapotuberhacker утверждает, что достал материалы по GTA VI из корпоративного мессенджера Slack, в котором сотрудники Rockstar обменивались файлами. Похожим образом организован взлом систем Uber, произошедший в середине сентября. Правда, тогда хакер (пока официально неизвестно, тот же или другой) получил административный доступ ко всей инфраструктуре компании, а не только к конкретным данным. 

Схожесть использованных методов позволяет предположить, что утечки в Uber и Rockstar организовали одни и те же люди. В Uber считают, что ответственность за взлом лежит на хакерской группе Lapsus$, ранее атаковавшей серверы NVIDIA, Microsoft и Samsung. Но никаких подтверждений этому со стороны самих взломщиков нет, а teapotuberhacker не говорил о своей принадлежности к Lapsus$.

Администрация сайта GTAforums провела расследование и установила, что под ником teapotuberhacker могут скрываться два человека — Teapot и Lily. На это указывает характер постов и IP-адреса, с которых заходили на аккаунт teapotuberhacker. При этом у Lily, судя по всему, нет никаких украденных у Rockstar материалов — публикации со сливами делал Teapot, а сообщник хакера лишь публиковал ссылку на личный телеграм. 

Чего teapotuberhacker хотел (или хотели) добиться сливом — неизвестно. Если взломавший Uber хакер как минимум требовал повысить зарплату водителям, то teapotuberhacker изначально никаких условий не выдвигал. И только когда утечка привлекла внимание СМИ, он попросил представителей Rockstar и Take-Two Interactive связаться с ним. Раннюю сборку GTA VI teapotuberhacker так и не опубликовал — возможно, ее у него и не было, а может быть, хакер сумел договориться с разработчиками.

23 сентября бывший журналист Reuters Мэттью Киз со ссылкой на собственные источники сообщил, что полиция задержала в Лондоне 17-летнего подростка, предположительно связанного с хакерской атакой на Rockstar и Uber. Официально, однако, эту информацию пока никто не подтвердил. 

Как индустрия отреагировала на утечку

Другие разработчики выразили поддержку коллегам из Rockstar. Например, Нил Дракманн, геймдиректор The Last of Us, призвал авторов GTA VI не опускать руки и продолжать работу.

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

Автор God of War (одной из самых продаваемых для PlayStation игр) Кори Барлог просто написал, что он «ненавидит ****** утечки».

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

Все разработчики сходятся во мнении, что сливы деморализуют, поскольку на суд аудитории попадает незаконченный продукт, из-за чего может возникать недопонимание. Так случилось и с GTA VI: некоторые геймеры, ознакомившись со слитыми роликами, заявили, что игра не соответствует их ожиданиям. В ответ на это разработчики стали публиковать видео и скриншоты ранних сборок, доказывая тем самым, что на начальных этапах графика — не приоритет.

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.
Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

Обозреватель Bloomberg, автор книг «Кровь, пот и пиксели» и «Нажми Reset» Джейсон Шрайер считает, что последствия утечки станут ясны только через какое-то время. 

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

Что до рынка, то он отреагировал на утечку падением акций Take-Two Interactive почти на 6%. Стоимость бумаг издателя продолжает снижаться и на момент написания заметки. По подсчетам, компания может потерять из-за утечки до 500 миллионов долларов. 

Сама Rockstar отреагировала на утечку только спустя сутки, разместив обращение в соцсетях, — твит компании уже стал самой популярной видеоигровой записью в истории соцсети. Студия признала, что на ее серверы совершили атаку и украли ранний билд следующей GTA. В Rockstar также заверили, что инцидент никак не скажется на темпах разработки игры:

Мы очень расстроены тем, что вы узнали детали нашей следующей игры таким образом. Мы продолжим работать над Grand Theft Auto, и мы по-прежнему полны решимости превзойти ваши ожидания. Мы скоро вернемся с новостями и, разумеется, представим нашу игру должным образом, когда она будет готова. Спасибо всем за поддержку в этой ситуации.

Сейчас делом об утечке занимается ФБР. Вероятно, Take-Two Interactive ждут дальнейшие убытки, а игроков — новые подробности о грядущей игре. Утечка нанесла большой материальный и моральный урон. Несмотря на заявление Rockstar о том, что слив не повлиял на процесс создания GTA VI, сами разработчики признаются, что ошарашены и подавлены случившимся, а также ждут, какие шаги предпримет руководство. Для обычных игроков в этой утечке тоже мало хорошего. Если уязвимость, которой воспользовался хакер, покажется инвесторам серьезной, релиз игры могут отложить либо вовсе перезапустить разработку с нуля.

«Медуза»

Скриншот на обложке: Евгений Фельдман / Rockstarʼs GTA 5

  • (1) Геймплей

    Игровой процесс

  • (2) GTAforums

    Крупнейший форум фанатов серии Grand Theft Auto (GTA) и других игр студии Rockstar Games.

  • (3) Игровой ассет (game asset) 

    Цифровой компонент, используемый при разработке игры, — например, скрипт, программный модуль, анимация или звук.

  • (4) Тестовая сборка

    Неполная и неокончательная версия игры, доступная лишь студии-разработчику. Обычно там уже есть некоторые элементы и механики, которые в итоге останутся в игре, но работа далека от завершения — есть и множество багов, и другого рода проблемы. По тестовой сборке можно лишь отчасти составить впечатление о финальном продукте.

  • (5) Сколько людей купили GTA?

    С момента выхода она разошлась тиражом 170 миллионов копий. Для сравнения: продано 238 миллионов копий Minecraft на всех платформах, а «Тетрис» (в самых разных его вариациях) купили 520 миллионов раз. 

  • (6) Тестовая сборка

    Неполная и неокончательная версия игры, доступная лишь студии-разработчику. Обычно там уже есть некоторые элементы и механики, которые в итоге останутся в игре, но работа далека от завершения — есть и множество багов, и другого рода проблемы. По тестовой сборке можно лишь отчасти составить впечатление о финальном продукте.

  • (7) Футаж (footage)

    Когда говорят о кино- и видеопроизводстве, то имеют в виду «сырой», необработанный материал.

  • (8) Девкит (devkit)

    Специальная версия продукта для разработчика.

  • (9) ФБР

    Федеральное бюро расследований.

  • (10) Шутер (shooter)

    Жанр игр, где главная задача — это стрельба. На постсоветском пространстве ранее был популярен (не очень точный) термин «стрелялка».