«Говори от сердца. Охраняй детство» СБПЧ поют о том, что уже никогда не вернуть, — под кадры любительской советской хроники. Премьера клипа на «Медузе»
Мы рассказываем честно не только про войну. Скачайте приложение.
Весной 2022 года группа СБПЧ выступила против войны, отменила все выступления в России и пропала с радаров. Летом музыканты выпустили новый трек — нервную и отчаянную «Между строк» — и сыграли несколько концертов в Европе. На осень у коллектива запланирован новый альбом. В него войдет песня «Береги», клип на которую вышел 31 августа. Это видео смонтировано из любительских кадров, все пленки сняты на 8-миллиметровую камеру неизвестными людьми в 1970-е годы в СССР. Их нашел и оцифровал дизайнер Дмитрий Шалаев в рамках проекта «Ниоткуда» («Хранилище утерянных воспоминаний»). «Медуза» представляет премьеру клипа «Береги» с комментариями авторов.
Кирилл Иванов
лидер СБПЧ
«Береги» — песня о том, что всегда заканчивается и при этом всегда с тобой. О последнем лете детства, о маленьком шраме под лопаткой, который останется на всю жизнь, о брошенных между делом словах, которые вспоминаешь до самой смерти. Женя [Борзых — вокалистка СБПЧ] придумала припев и первый куплет. Это ее воспоминания о детстве в деревне, где она проводила все лето. Из этого и родилась песня.
Мы сейчас заканчиваем альбом, он выйдет осенью. И «Береги» — это второй сингл с пластинки. Все песни были сочинены перед самой войной. Дальше мы их только допридумывали, аранжировали, записывали. Все они сейчас, конечно, звучат иначе. Но в каждой из них, мне кажется, есть предчувствие войны. Я не верю в предвидение. Но при этом убежден, что, если ты занимаешься любым видом искусства, то чувства у тебя обострены. Во всех наших новых песнях есть ощущение надвигающегося ужаса или того, что ничего не будет как прежде. Какого-то бесповоротного изменения. «Береги» — тоже песня о том, что уже никогда не вернуть.
Мы не выступаем сейчас в России, потому что я не могу себе представить, как это: выйти на сцену и не сказать ничего о войне. Мы стараемся устраивать выступления по всему миру. Потому что на концерте ты не только слушаешь песни или танцуешь, концерт — это еще и возможность увидеть, что ты не один, что таких, как ты, много. Кроме того, во время выступлений мы можем собирать деньги для украинских беженцев.
Будущее туманно. И сейчас я не представляю, что ждет группу. Но работа над этой песней и вообще всем альбомом спасла меня в первые месяцы войны. Я чувствовал, что важно доделать, записать эти песни. Что в них есть что-то такое, что поддерживает меня, как-то иначе показывает окружающий мир. И если эти песни выручили меня, возможно, они помогут и кому-то еще.
Друзья показали мне проект Димы [Шалаева]. И я сразу ему написал. И предложил сделать клип из найденных им пленок. Потому что мне показалось, что это идеальное совпадение. Нам достался невероятный архив. Личный и трогательный, лишенный официоза. Главный герой чем-то неуловимо напоминает Жан-Пьера Лео из «400 ударов». И снято все невероятно. Сцены в зеркальной комнате или в машине — это удивительная работа с 8-миллиметровой камерой. На эти съемки мне смотреть интереснее, чем на дорогой постановочный клип.
В нашем видео есть кадр, где на общем плане стоит ребенок, завернутый в полушубок. И я очень хорошо помню это ощущение из детства, когда тебя укутали — и не повернуться, ни рукой не пошевелить. Только стоять садовым гномом.
Дмитрий Шалаев
графический дизайнер
Появился проект, можно сказать, случайно. Из собственного любопытства. Я иногда сам снимаю на 8-миллиметровую камеру; искал как-то новую кинопленку на «Авито», а наткнулся на старые катушки 60-х годов. Потом попались вторые, третьи — так стал собираться архив. Все это находится на том же «Авито» или блошиных рынках, продавцы чаще всего не имеют понятия, откуда у них взялись эти катушки, кто и что на них изображено, и называют это «хламом». Как по мне, это история, ее нужно сохранять. Вполне возможно, в этих любительских фильмах кто-то узнает близких или родственников. Таких случаев пока не было, но если случится — обязательно передам кинопленки и оригиналы видео обратно в семью.
Был похожий случай два года назад, где я по надписям на коробках нашел мальчика с пленки, к тому времени уже пожилого мужчину. При этом все это было снято в Калифорнии 1960-х, и как пленки попали в Россию — не очень понятно. Я связался с этой семьей, отправил оригиналы, получил восторженные ответы, но на этом наш диалог прекратился.
Мне написал Кирилл Иванов с предложением сделать клип на новую песню. Она точно попадает в настроение этих фильмов. В клипе использованы пленки из Ленинграда, Волгограда и Крыма. Про их героев неизвестно, кто они и откуда, поэтому проект и называется «Ниоткуда».
Иногда кто-нибудь из подписчиков может написать мне, например, как назывался магазин в кадре. От него можно «погулять» по картам и определить местность, узнать номер дома, где жил человек из видео. В этом фильме мальчик рассекает на велосипеде у дома 11 по улице Партизана Германа в Санкт-Петербурге.
(1) «400 ударов»
Дебютный полнометражный фильм Франсуа Трюффо. Главный герой — двенадцатилетний Антуан Дуанель, трудный подросток. Его сыграл французский актер Жан-Пьер Лео.