«Оскар»-2022: итоги Победителем стал фильм «CODA», Уилл Смит ударил Криса Рока, об Украине говорили очень сдержанно
Мы говорим как есть не только про политику. Скачайте приложение.
Кинокритик «Медузы» Антон Долин подводит итоги «Оскара» 2022 года — 94-я церемония вручения премии прошла 28 марта в Лос-Анджелесе. Лучшим фильмом стал «CODA: Ребенок глухих родителей» Шан Хейдер, лучшим режиссером стала Джейн Кэмпион с «Властью пса». «Оскар» за лучшую мужскую роль получил Уилл Смит за «Короля Ричарда». Лучшей актрисой стала Джессика Честейн за «Глаза Тэмми Фэй». «Дюна» Дени Вильнева получила шесть «Оскаров», но не в основных номинациях. На церемонии упоминали войну в Украине, но американскому зрителю, к которому «Оскар» обращается в первую очередь, награждение, вероятно, запомнится не этим, а пощечиной, которую Уилл Смит дал комику Крису Року прямо на сцене.
Шон Пенн, который с начала войны находится и работает в Украине, накануне оскаровской церемонии сказал в эфире CNN, что расплавит свой «Оскар», если на торжестве не выступит Владимир Зеленский. Что ж, ему придется исполнить свое обещание: Зеленского не было. И уничтожение персонального трофея Пенна (в любом случае у него две статуэтки) может стать зрелищем куда более эффектным, чем вручение очередных «Оскаров». Привычно аккуратная, корректная, во всех отношениях приятная церемония обошлась без ярких деклараций солидарности с Украиной; тот случай, когда «Оскары» оказались не «слишком политизированными», в чем их регулярно обвиняют, а, наоборот, политизированными недостаточно.
Конечно, некоторые звезды вышли на красную дорожку в одежде цветов украинского флага, с ленточками или иными знаками солидарности с Украиной: в их числе Джейми Ли Кертис, Джейсон Момоа и Педро Альмодовар. Руководство академии заверило журналистов, что не забудет о народе Украины. Обещанный перформанс свелся к довольно сдержанному спичу Милы Кунис, родившейся в Украине и недавно собравшей вместе со своим мужем Эштоном Кутчером для беженцев из ее родной страны 35 миллионов долларов. Однако произнесенная ею с оскаровской сцены речь о симпатии «тем, кто находит в себе силы сражаться с невообразимой тьмой» не включала даже слов «Украина» или «Россия» и для слушателя, не погруженного в тему, могла бы прозвучать как красивая абстракция. За этим последовала минута молчания, которую сопровождал текст слов поддержки украинцам и ссылка на сбор средств в их пользу.
Было вполне очевидно, что для американского зрителя, который остается главной аудиторией «Оскара», куда важнее, к примеру, чествование команды «Крестного отца», отметившего 50-летний юбилей. На сцену вышли Фрэнсис Форд Коппола, Роберт Де Ниро и Аль Пачино, вызвав предсказуемую овацию. Надо отдать им должное — последними словами их дежурной речи все-таки была поддержка Украине. О России речь не заходила вовсе, если не считать слов режиссера документальной короткометражки «Королева баскетбола» Бена Праудфута: он потребовал от президента Байдена «вернуть Бриттни Грайнер домой» (в феврале 2022 года 31-летняя баскетболистка была задержана в аэропорту Шереметьево из-за электронных сигарет с гашишным маслом).
Остался без награды не сумевший попасть в США из-за запрета на авиаперелеты и сложностей с визой россиянин Антон Дьяков, чей анимационный фильм «Боксбалет» претендовал на приз в короткометражной категории (статуэтка досталась «Стеклоочистителю» испанцев Альберто Мьельго и Лео Санчеса). Но ни из чего не следует, что этот проигрыш можно расценить как примету пресловутой «отмены» русской культуры, которой так пугает отечественная пропаганда.
Символом культурного наследия России на этом «Оскаре» вполне можно счесть награждение очевидного лидера в номинации «Лучший международный фильм» — драмы талантливого японца Рюсукэ Хамагути «Сядь за руль моей машины». Хотя снят этот замечательный и уже многократно награжденный фильм по одноименной новелле Харуки Мураками (название позаимствовано из песни The Beatles «Drive my car»), его большая часть посвящена театральной постановке по «Дяде Ване» Чехова, текст которого разыгран одновременно на нескольких азиатских языках, среди них корейский жестовый язык.
Это символически рифмуется с несколько неожиданным победителем 2022 года — фильмом Шан Хейдер «CODA: Ребенок глухих родителей», трогательной американской адаптацией французской картины «Семейство Белье». Почему-то многим казалось, что 12 номинаций гарантируют победу «Власти пса» — в итоге нашумевший неовестерн получил лишь одного «Оскара», врученного за режиссуру Джейн Кэмпион.
Если говорить о количестве, то победителем и вовсе следует признать «Дюну» Дени Вильнева: у нее шесть статуэток, больше всех, и среди них такие престижные, как «Оскары» за монтаж, операторскую работу, музыку и работу художников-постановщиков. Зато «CODA: Ребенок глухих родителей» была удостоена трех призов во всех своих трех номинациях: актер второго плана (Трой Коцур), адаптированный сценарий и, собственно, лучший фильм. Для молодого режиссера Хейдер это явно было шокирующим сюрпризом, а академия смогла записать в свой актив очередную историческую веху — благодарственную речь Коцура, впервые произнесенную на жестовом языке, и целых две речи с сурдопереводом.
Но даже эту неожиданность, как и некоторые другие неочевидности (победа Кеннета Браны в номинации «оригинальный сценарий» за фильм «Белфаст» или награждение Джессики Честейн как лучшей актрисы за «Глаза Тэмми Фэй»), в глазах зрителей затмил инцидент с участием Уилла Смита и Криса Рока. Выйдя на сцену, чтобы объявить номинантов и победителя в категории «Лучший документальный фильм», Рок пошутил — уже не впервые — над обритой головой Джады Пинкетт-Смит; ее стрижка под ноль — результат болезни, о чем было объявлено публично, Рок же счел возможным сказать о «сиквеле „Солдата Джейн“». Не справившись с чувствами, Уилл Смит вышел на сцену и ударил Рока по лицу, а сев на место, дополнил жест нецензурным окриком (в прямой трансляции в США успели убрать звук, на некоторых других территориях — нет).
Примерно час спустя Уилл Смит получил своего первого «Оскара» за роль Ричарда Уильямса в «Короле Ричарде». В путаной, длинной и эмоциональной речи, во время которой по его щекам текли слезы, актер пытался объясниться: свою миссию он видит в защите близких, а себя хочет считать сосудом любви, пусть эта любовь и толкает на безумства. В финале Смит попросил прощения у академии и других номинантов, но не у коллеги-комика.
Никаких сомнений, что эта церемония запомнится прежде всего благодаря некрасивому инциденту, а не другим запоминающимся моментам — например, выступлению и награждению за лучшую песню Билли Айлиш с ее братом Финнеасом или финальному появлению в инвалидном кресле Лайзы Минелли, которая огласила название фильма-победителя. Неудивительно и то, что принесший долгожданного «Оскара» Смиту «Король Ричард» — художественно самый слабый и тривиальный фильм премиальной обоймы этого года. Это напоминает в очередной раз: «Оскар» говорит не только об искусстве, а иногда — не столько о нем, сколько о каких-то других вещах.