Microsoft покупает издателя Call of Duty, Diablo и World of Warcraft. Пора бежать за Xbox? И что теперь будет с PlayStation?
Мы говорим как есть не только про политику. Скачайте приложение.
Корпорация Microsoft объявила о покупке Activision Blizzard — одной из крупнейших игровых компаний мира, издающей популярные франшизы Call of Duty, Warcraft, Diablo, StarCraft и Overwatch. Сумма сделки составит рекордные для игровой индустрии 68,7 миллиарда долларов. «Медуза» рассказывает, как эта сделка изменит рынок видеоигр и поможет ли она Xbox победить Sony Playstation.
Последние полгода одна из самых дорогих игровых компаний мира — Activision Blizzard — провела в серьезном кризисе. Акции компании постоянно теряли цену и упали со средних 90 долларов в июле до 65 в середине января. Все из-за скандала: летом 2021 года власти штата Калифорния (там находится штаб-квартира компании) подали иск о дискриминации и домогательствах в компании.
Руководство Activision Blizzard отрицало обвинения и замалчивало проблемы. Из публикаций WSJ выяснилось, что СЕО компании Бобби Котик знал о домогательствах, но покрывал обвиняемых и не рассказывал о проблеме совету директоров.
Все это вызвало протесты со стороны и сотрудников, и игроков. На фоне скандала штат покинули несколько десятков работников, в том числе президент подразделения Blizzard — Джей Аллен Брэк. В январе стало известно, что всего Activision Blizzard уволила 37 человек за домогательства и неподобающее поведение, еще несколько десятков сотрудников понесли «дисциплинарную ответственность» (какую именно, не уточняется).
Работа над многими проектами практически прекратилась. Команда World of Warcraft пока так и не анонсировала крупное обновление, которое обычно выходит раз в два года, а релизы двух самых ожидаемых игр издателя (Overwatch 2 и Diablo 4), запланированные на 2021 год, отложили как минимум до 2023-го.
С другими проектами в последнее время тоже было достаточно проблем и скандалов: провальный запуск Warсraft Reforged, отсутствие поддержки, обновлений и борьбы с багами в других играх. Ожидаемого успеха, по признанию СЕО, не добился и масштабный проект Call of Duty: Vanguard. Сразу после релиза игра продавалась на 40% хуже предыдущей части.
Однако Microsoft согласилась заплатить за Activision Blizzard выше рынка — сумма сделки 68,7 миллиарда долларов. Если ничего не помешает ее официальному оформлению, акционеры компании получат по 95 долларов за ценную бумагу, что на 45% выше рыночной стоимости на середину января. «Невероятно привлекательным» предложение Microsoft признал и сам Бобби Котик.
Сразу после анонса сделки с Microsoft ценные бумаги Activision Blizzard подорожали на 35%, до 88 долларов за акцию. Для Activision Blizzard сделка оказалась удачным способом выйти из затянувшегося кризиса. Но зачем такие траты Microsoft?
Войны поколений
В 2000-м компания Microsoft создала игровое подразделение, начала разрабатывать свои консоли и вступила в гонку с главным конкурентом — компанией Sony.
Первый Xbox не смог навязать конкуренцию PlayStation 2, но вот к выходу следующего поколения Microsoft подготовилась. Xbox 360 стоил дешевле PS3, а его релиз состоялся почти на год раньше конкурента. Следующий раунд в середине десятых, с переходом на PlayStation 4 и Xbox One однозначно выиграла Sony. На старте продаж японские приставки оказались производительнее и дешевле (399 против 499 долларов).
Сыграла и разница в позиционировании. Microsoft решила превратить свое устройство в домашнюю консоль для всей семьи, с возможностями просмотра спортивных трансляций и звонков по Skype, а Sony сделала упор на геймеров. И продолжила вкладываться в игровые эксклюзивы — продолжения получили популярные серии God of War, The Last of Us и Uncharted. В итоге продажи PS4 больше чем вдвое превысили Xbox One — почти 110 миллионов против 48 (с 2013 по 2020 год).
В 2018 Microsoft придумали чем ответить. Корпорация решила вложиться в производство контента.
Game Pass
С 2017 года игровое подразделение Microsoft развивает сервис Xbox Game Pass — подписку, которая позволяет играть в разные игры, не приобретая их отдельно. Изначально подписка открывала доступ к небольшому числу не самых новых игр и только на приставке Xbox. Но уже на следующий год Microsoft пошла дальше, расширила библиотеку и начала открывать доступ к новым играм сразу после их релиза. Затем появился отдельный тариф для игроков на PC (персональных компьютерах), который расширил аудиторию сервиса.
Но важнейшим шагом компании стала покупка сразу нескольких игровых издательств. До сделки с Activision Blizzard крупнейшим игровым вложением Microsoft называли покупку материнской компании издателя видеоигр Bethesda, известного по сериям игр The Elder Scrolls и Fallout. Сегодня под контролем корпорации также находятся студии id Software (Doom, Quake), Arkane (Dishonored, Prey, Deathloop), MachineGames (Wolfenstein), Tango Gameworks (The Evil Within и Ghostwire Tokyo).
Развивая Game Pass, Microsoft не только покупает студии, но и вкладывается в сторонние проекты. В первый день после релиза через подписку, например, можно будет поиграть в долгожданный проект украинской студии GSC S.T.A.L.K.E.R. 2.
Фактически компания становится новым Netflix в мире видеоигр. В день анонса сделки Microsoft и Activision Blizzard стало известно, что аудитория Game Pass выросла до 25 миллионов подписчиков.
Игры Activision Blizzard уже точно появятся в Game Pass, отдельный вопрос —пострадают ли владельцы консолей Sony. Сегодня аудитория разных частей Call of Duty во многом состоит из владельцев PlayStation. Новые части серии регулярно попадают в десятку самых популярных игр на PlayStation за год. А в 2020-м Call of Duty: Black Ops Cold War и вовсе заняла первое место, став самой загружаемой игрой года.
На вопрос, станет ли франшиза в будущем эксклюзивом Xbox, Microsoft пока отвечает уклончиво: «Сегодня игры Activision Blizzard существуют на различных платформах, и мы планируем продолжать поддерживать эти сообщества в будущем». При этом источники Bloomberg считают, что часть продуктов компании все-таки может превратиться в эксклюзивы. Такое уже произошло с ожидающей релиза игрой Starfield, разработкой которой занимается вошедшая в состав Microsoft Bethesda. Учитывая ставку компании на кросс-платформенность, а значит возможность синхронизировать прохождение своих игр как на приставке, так и, например, на персональном компьютере, это может стать решающим фактором при выборе консоли для многих игроков.
Хотя Sony остается лидером по продажам актуальных версий консолей (на конец 2021 года компания продала на пять миллионов больше SonyPlaystation 5, чем Microsoft своих Xbox Series), массовым назвать переход на новое поколение пока сложно. Из-за пандемии и спровоцированной ею нехватки чипов покупатели по всему миру ощутили проблемы с поставками электроники. Обе консоли вышли больше года назад, но купить их все это время было не так просто. А значит, разрыв еще можно будет наверстать, если Microsoft найдет чем заинтересовать потенциальных покупателей.
Метавселенные (опять)
Сделка с Activision Blizzard должна укрепить позиции корпорации и на рынке мобильных игр. Среди активов купленной компании сильное мобильное подразделение, которое работает над Candy Crush и грядущим релизом Diablo Immortal.
А большие группы игроков, объединенные одной платформой, — отличный задел для развития метавселенных. Об этом в интервью после анонса сделки упоминает и СЕО Activision Blizzard Бобби Котик.
В конце 2021 года Microsoft уже анонсировала создание своей метавселенной, проекта для совместной удаленной работы Mesh for Teams. Теперь у них появится инфраструктура популярных игр, например того же World of Warcraft. Жанр MMORPG, наверное, самый близкий по опыту к тому, что сейчас называют метавселенными. Множество игроков, объединенных одной платформой, общаются друг с другом через своих виртуальных аватаров каждый день.
Теперь Sony предстоит придумать, чем ответить на шаг конкурента. Скупить оставшиеся на рынке независимые студии (например Ubisoft) у компании вряд ли получится, все таки бюджеты Microsoft намного больше. Но есть и другой путь. В 2021 году Sony вложилась сразу в несколько небольших компаний. Возможно, новые громкие релизы, которые смогут завоевать рынок, компания сможет получить от небольших новичков.
Время еще есть — сделка Microsoft и Activision Blizzard завершится только в середине 2023 года. И только, если ее разрешат антимонопольные регуляторы. После всех поглощений игровых студий к Microsoft могут быть вопросы. Но обе стороны и их юристы позитивно оценивают шансы на успешное закрытие сделки. Ведь даже несмотря на покупку Activision Blizzard, игровой бизнес Microsoft все еще будет уступать Sony. Но их позиции сблизятся, а значит, конкуренция должна обостриться.
Ситуация на рынке, когда все ресурсы сосредотачиваются в руках небольшой группы конкурирующих гигантов, пугает и некоторых игроков. Тот же Blizzard до объединения с Activision был совершенно другой компанией, в которой разработчики могли чаще экспериментировать, не подвергаясь давлению со стороны руководства. После слияния в 2008 году компанию не раз критиковали за фокус только на тех проектах, которые приносят больше прибыли.
Однако политика Microsoft относительно купленных студий пока достаточно либеральная. Им позволяют создавать небольшие проекты, платформа делает ставку на разнообразие, а не на большое количество игроков и высокий заработок. Иногда компания, наоборот, вкладывает деньги в достаточно старые игры. Например, проводит киберспортивные турниры по игре Age of Empires 2.
Если сделка не пройдет одобрение, Microsoft заплатит Activision Blizzard три миллиарда долларов. Но пока стороны настроены позитивно. В Activision Blizzard уверены, что продажа компании позволит заниматься проектами, на которые раньше не хватало ресурсов. В Microsoft приветствуют новых игроков трансляцией игры Blizzard на официальном Twitch-канале. А акции Sony уже отреагировали десятипроцентным падением. Кажется, соотношение сил на рынке скоро изменится.
(1) Кто дороже?
В рейтинге стоимости игровых компаний Activision Blizzard занимает шестое место. Больше нее только Sony, Microsoft и китайские компании NetEase, Sea (Garena) и Tencent.
(2) Серия Call of Duty
Серия шутеров Call of Duty — самый популярный проект Activision. Первая часть игры вышла в 2003 году. С тех пор каждый год разработчики выпускают новую игру серии. Всего за 18 лет компания выпустила 19 Call of Duty в разных сеттингах от Второй мировой до современности и недалекого будущего. За время существования серии было продано больше 400 миллионов копий. Отдельный доход франшиза получает от внутриигровых покупок в некоторых играх серии.
(3) Серия Call of Duty
Серия шутеров Call of Duty — самый популярный проект Activision. Первая часть игры вышла в 2003 году. С тех пор каждый год разработчики выпускают новую игру серии. Всего за 18 лет компания выпустила 19 Call of Duty в разных сеттингах от Второй мировой до современности и недалекого будущего. За время существования серии было продано больше 400 миллионов копий. Отдельный доход франшиза получает от внутриигровых покупок в некоторых играх серии.
(4) Метавселенная
Метавселенная — виртуальная платформа для социального взаимодействия, которую сейчас выстраивают сразу несколько компаний. Разработчики метавселенных ориентируются на технологии погружения и виртуальной реальности. По замыслу одного из главных амбассадоров термина, главы Meta (Facebook) Марка Цукерберга, в будущем люди будут совершать привычные нам социальные действия — поход на работу, взаимодействие с друзьями и родственниками — в основном в виртуальных пространствах.
(5) MMORPG
MMORPG — массово-многопользовательская онлайновая ролевая игра. Жанр видеоигр, где игроки взаимодействуют друг с другом в одном общем виртуальном мире.
(6) Age of Empires 2
Оригинальная игра вышла в 1999 году, ее ремастер — в 2019-м. Microsoft активно вкладывается в игру, несмотря на недавний выход Age of Empires IV.