Image
истории

«Последний богатырь: Посланник тьмы»: Кощей и Баба-яга в Москва-Сити Третья часть веселой российской сказки выходит к Новому году

Источник: Meduza
Фото: Walt Disney Studios.

Мы рассказываем честно не только про войну. Скачайте приложение.

23 декабря в российских кинотеатрах выходит продолжение сказочной серии «Последний богатырь: Посланник тьмы» режиссера Дмитрия Дьяченко. Действие этого фильма переносится в собянинскую Москву: Избушка бегает по городу, а водяной проявляет интерес к жительницам столицы. Кинокритик Антон Долин рассказывает, какой получилась третья часть невероятно успешной российской франшизы.

Это было неизбежно. Сверхуспешный сказочный блокбастер производства студий Walt Disney и Yellow, Black and White, на какое-то время занявший первое место в списке самых кассовых российских фильмов, обязан был обрести продолжение, а затем и третью часть — по идее, последнюю в трилогии. Хотя кто знает, в таких случаях все обычно зависит не от сценарной логики, а от кассовых сборов. Приходится смириться, вне зависимости от вашего личного отношения к проекту, «Последний богатырь» очень нравится публике. И он снова на экранах. 

Возможно, вы боялись каких-то изменений — или, наоборот, на них надеялись. Напрасно. «Последний богатырь: Посланник тьмы» — прямое продолжение предыдущей части, «Корня зла». Такое же хаотичное, бурное, суматошное, временами веселое, а местами сбивающее с толку колдовское варево из сомнительных кореньев и с непредсказуемым действием.

Один из ощутимых минусов — необходимость помнить все сюжетные повороты, мотивации, предыстории персонажей (в том числе данные в смутных двусмысленных флешбэках). Авторы «Последнего богатыря» — а тут опять целое полчище продюсеров и сценаристов — ставят амбициозную задачу создать цельную, непротиворечивую вселенную двоемирья между современной Россией и мифическим Белогорьем, по аналогии с космогонией Marvel, но справляются с этим не в пример хуже. Многие второстепенные сюжетные линии подвисают, так и не получив развития, на других приходится застрять слишком уж надолго, интрига то катится себе колобком, то вдруг падает в какую-то черную дыру — а ведь в третьей части это еще и усложняется временными петлями, требующими от зрителя держать в уме и давнее прошлое, и альтернативную версию развития событий.  

Image
Walt Disney Studios
Image
Walt Disney Studios
Image
Walt Disney Studios

Сюжет при этом строится на простейшей завязке, позаимствованной из «Руслана и Людмилы». Иван и Василиса (все те же молодые-удалые Виктор Хориняк и Мила Сивацкая) готовятся к шумной свадьбе, но накануне торжества невесту похищает злая сила. В качестве таковой выступает одна из самых сомнительных и наименее страшных антагонисток нового русского кино, колдунья Галина (Елена Валюшкина). Преследуя воровку, которой ассистирует загадочный Темный Воин, подозрительно похожий на Черного рыцаря из артурианы Monty Python, Иван и все его друзья — Кощей, Баба-яга, Светозар, Водяной и Колобок — наконец-то оказываются в современной России.

Если действие практически всего «Корня тьмы» разворачивалось в Белогорье, то третий фильм — настоящая ода похорошевшей Москве. Впрочем, пропетая не без иронии. География столицы представлена в фильме не слишком убедительно — нарисовать на воображаемой карте маршрут погони Избушки-на-курьих-ножках за коварной ведьмой не сможет даже изобретательный навигатор, — зато найдется место и стенам древним Кремля, и конструктивизму, и сталинским высоткам, и лужковско-собянинскому новоделу. В целом репутация «большой деревни» подкреплена вполне веско. 

Если не вникать в перипетии сложных отношений между Иваном, его родителями и невестой, то «Посланник тьмы» превращается в довольно милый и ни на что не претендующий набор скетчей в знакомом еще по советским киносказкам жанре «сказочная нечисть в современном мире» (ее непревзойденным шедевром навек останется серия мультфильмов о домовенке Кузе). Колобок попробует освободить из неволи футбольный мяч, Баба-яга разожжет костерок на газовой плите, Кощей предсказуемо станет мрачным готическим байкером, а Водяной, ненадолго обретя человеческий облик (приятно посмотреть на Сергея Бурунова наконец-то без склизких зеленых присосок), начнет интересоваться столичными барышнями.

Отдельная пара сюжетов связана со фольклорными персонажами, поселившимися в Москве: несмелый намек на социальную критику (оказывается, «Почту России» захватили кикиморы, ворующие у людей время!) и веселая апологетика Филиппа Киркорова, который сыграл прописавшуюся в Барвихе Жар-Птицу. Поп-звезда со своей ролью справляется отлично, традиционно великолепны Елена Яковлева (Баба-яга), Тимофей Трибунцев (Светозар) и особенно Константин Лавроненко, для которого роль Кощея, кажется, стала лучшей со времен его брутальных молчунов из драм Андрея Звягинцева. 

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

«Посланнику тьмы» есть за что попенять, особенно на фоне больших голливудских франшиз, в которых спецэффекты лучше, сценаристы ловчее, актеры пластичнее (но и бюджет, и сборы несравнимо больше).

Однако не хочется ударяться в критику, по сути, непритязательной картины, следующей по прямой несколько дубоватым, но любимым с детства картинам советских сказочников Роу и Птушко. По меньшей мере «Последний богатырь» начисто лишен идеологически-пропагандистской прошивки, он не учит нас отбиваться от коварной заграницы и чтить хоть и несовершенного, но родного батюшку-царя (как это делают, например, анимационные «Три богатыря»).

Главными врагами Ивана по-прежнему остаются его самоуверенность, спесь и нарциссизм; с помощью верных друзей и близких (а вовсе не меча-кладенца, по большому счету бесполезного в этой серии) ему удастся с ними справиться. За такое можно простить многое — даже шутки Гарика Харламова из уст все еще жутковатого на вид Колобка.  

Антон Долин