Image
истории

На Disney+ стартовал «Локи» с Томом Хиддлстоном. Кажется, у Marvel получилось сделать исключительный сериал про своего самого популярного злодея

Источник: Meduza
Фото: Disney.

Мы рассказываем честно не только про войну. Скачайте приложение.

На стриминге Disney+ стартовал мини-сериал «Локи» — история о том, чем занимался бог обмана и хитрости после того, как украл у Мстителей Тессеракт. В день премьеры проект собрал в Америке больше зрителей, чем «ВандаВижен» и «Сокол и Зимний солдат». Рассказываем, почему это и правда исключительный сериал.

Что нужно знать, чтобы «Локи» вас не запутал

«Локи» — чрезвычайно изобретательный и глубокий (если можно судить по одному эпизоду) сериал, который может увлечь даже тех зрителей, кому фильмы Marvel казались либо чересчур эпическими, либо слишком наивными. Но при этом его события происходят в альтернативной вселенной, а герои и злодеи то и дело путешествуют во времени. Так что тут не обойтись без справки.

Напоминаем: в начале фильма «Мстители: Война бесконечности» (2018) Локи гибнет от массивных рук титана Таноса — эффективного менеджера, решившего вдвое сократить население вселенной, чтобы все жили в достатке и мире. В конце того же фильма Танос побеждает Мстителей и армию Ваканды. И делает тот самый «Щелчок», после которого половина людей исчезает.

В картине «Мстители: Финал» (2019) выжившие супергерои решают организовать экспедицию в прошлое, чтобы завладеть артефактами Таноса и переписать ход истории. И оказываются в измерении, где еще не было «Щелчка» и по-прежнему жив Локи. Мстителям почти удается украсть Тессеракт — защитный сосуд для Камня пространства, с помощью которого можно отправиться в любую точку вселенной. Но в результате комического стечения обстоятельств (Халка не пустили в лифт, он долго шел по лестнице и рассердился), артефакт оказывается в руках Локи.

Плут куда-то телепортируется — и таким образом создает еще одну альтернативную вселенную, в которой его (надеемся) не убьет Танос. С этого и начинается сериал «Локи».

А что было дальше?

А дальше Локи оказывается сперва в монгольской части пустыни Гоби, а потом в плену у «Управления Временными Изменениями» — могущественной организации, которая следит за тем, чтобы никто не отклонялся от общего «Таймлайна». Путешественников во времени наказывают очень сурово, буквально стирая из истории.

Но Локи как всегда повезет: Охотникам «Управления» нужна чья-то помощь, чтобы остановить одного неуловимого путешественника. Тот всегда остается на шаг впереди (или позади — смотря в какую сторону «Таймлайна» лететь) Охотников, заманивает их в ловушку и безжалостно убивает. И привносит во вселенную столько хаоса, что нерасторопные бюрократы из «Управления» не успевают зачистить его следы. В конце первого же эпизода зритель выяснит, кто этот загадочный путешественник, — и едва ли удивится.

Image
Disney
Image
Disney

Но в остальном «Локи» непредсказуем!

Уже на пятой минуте сериала Локи оказывается в штаб-квартире «Управления», и выясняется, что организация работает так, будто ее устав писал Терри Гиллиам — или Терри Пратчетт. Охотники за путешественниками во времени — страшные зануды. Кажется, сценаристы сериала, придумывая этих бюрократов, высмеивали продюсеров, которые тоже сидят с калькулятором в руках, чтобы во вселенной Marvel не возникало черных дыр.

Коридоры «Управления» напоминают разом и НИИЧАВО из «Чародеев», и лечебницу из сериала «Легион», и декорации «Доктора Кто». В них встречаются котики — и живые, и нарисованные на кружках. У служебных роботов не меньше харизмы, чем у R2-D2 и C3PO.

Но самый обаятельный из новых знакомых Локи — агент Мобиус, его играет Оуэн Уилсон — звезда романтических комедий, фильмов Уэса Андерсона и одного из киноанекдотов Вуди Аллена. Этот неунывающий герой, взявшийся перевоспитать злодея из Асгарда, чем-то похож на тренера Теда Лассо: так же упрям в своей доброте и так же задумчиво улыбчив. Приключения столь непохожих друг на друга Мобиуса и Локи вполне могут стать основой для отличной бадди-комедии — жанра, который так и не поддался «Соколу и Зимнему солдату». Но самой перспективной в сериале кажется собственная сюжетная линия строптивого бога.

Image
Disney
Image
Disney

«Локи» — свежий взгляд на трикстера как персонажа

И дело не только в том, что герой Тома Хиддлстона теперь официально гендерно-флюидный: в скандинавской мифологии тоже был случай, когда Локи забеременел от жеребца Свадильфари и родил тому сына. Гораздо важнее, что сериал решается изменить саму логику поступков архетипического персонажа.

Скандинавский Локи, как и греческий Гермес, африканский паук Ананси или коллектив Воланда из «Мастера и Маргариты» — персонаж-трикстер, то есть плут, хитрец и пересмешник, от которого не стоит ждать добра. Онтологическая роль этого архетипа — вносить хаос, чтобы стимулировать процесс творения, создавать для героя ситуацию неопределенности, провоцирующую развитие и рост. К трикстерам можно отнести змея-искусителя, без которого не началась бы история Адама и Евы. Или Яго, который вмешивается в отношения Отелло и Дездемоны. Одна из функций трикстеров — нарушать порядок, чтобы герои впоследствии могли его укрепить. И хотя было бы упрощением называть трикстером Мефистофеля из «Фауста», его знаменитая фраза «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» точно описывают задачи плутов.

Прелесть «Локи» в том, что сериал заставляет рефлексировать героя, который прежде злодействовал на автопилоте — просто потому, что такова его роль. Все начинается с того, что самый свободолюбивый персонаж из вселенной Marvel вдруг оказывается в кандалах - в самом унизительном для себя положении. А затем в «Управлении Временными Изменениями» скандинавский бог попадает в некий архив, где ему дают под другим углом посмотреть на самые важные сцены из своей жизни — и комедия вдруг становится драмой. А еще у Локи вот-вот отберут веру в то, что его воля уникальна: кажется, главный в космосе бунтарь всю жизнь был такой же марионеткой судьбы, как и все мы.

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

Эта психологическая глубина (хотя, повторимся, судить по одной серии несерьезно) вот уже в третий раз за полгода позволяет сериалам Marvel задеть зрителей за живое. Да, их включаешь, потому что это настоящие телевизионные блокбастеры. Которые сделаны специалистами из большого кино и имеют доступ к бесценным архивам Marvel Studios: много ли на свете есть сериалов, куда можно на пару секунд вставить Энтони Хопкинса в роли Одина или всех актеров из «Мстителей» разом?

Но не выключаешь «ВандуВижен», «Сокола и Зимнего солдата» и «Локи» все-таки по другим причинам. Первый сериал изучал механизмы скорби и помогал справиться с одиночеством. Второй предлагал пофантазировать о том, каково будет возвращаться к нормальной жизни после всеобщей катастрофы — и не так важно, началась ли она с «Щелчка» Таноса или с летучих мышей в Китае.

А третий сериал описывает спор современного человека с неким обязательным для всех «Таймлайном», который в «Управлении Временными Изменениями» называют «здоровым». Свободолюбивый Локи вдруг узнает, что вся его жизнь расписана кем-то другим. Да еще и новые знакомые начинают упрекать его, что он так поверхностно распоряжается своим временем и своими талантами. И намекают, что он, вообще-то, кое-что должен остальному миру. Аудитории Marvel эти проблемы тоже, несомненно, знакомы.

Егор Москвитин