«Нам задолжали в этой стране» Москва говорит, револьверы стреляют, Shortparis танцуют. Премьера видео группы на «Медузе»
Мы рассказываем честно не только про войну. Скачайте приложение.
Петербургская группа Shortparis выпустила новый сингл «Говорит Москва». Как всегда музыканты сами сняли на него видео — с эффектной хореографией, милитаристской эстетикой, французским сюрреализмом — и беспощадным русским анархизмом. «Медуза» представляет премьеру клипа «Говорит Москва» с комментарием группы о создании песни.
Shortparis
Смешно, но изначально песня была написана на французском языке и исполнялась так более полугода на репетициях. В припеве тогда звучал рефрен из гимна Французского Иностранного легиона «Le Boudin» («Кровяная колбаса»). Текст этого гимна совершенно аномален для официальных, государственных песен. Взвод суровых мужиков, распевающий о кровяной колбасе — это мощно и показывает отличный пример того, как государство поженило патриотизм и нонконформизм, поставив себе на службу девиацию.
Затем у нашей песни появилось название «Контратака», и вокруг него сразу выстроился весь смысл. Во-первых, это красивое слово. Во-вторых, контратака — это элемент защиты, использование которого сигнализирует о том, что на тебя нападают. В-третьих, и это главное, так назывался кружок радикально-левой революционной интеллигенции, основанный сюрреалистами во Франции в 1935 году.
«Контратака» — совершенно нетипичное революционное объединение. Его организовали уже признанные литераторы, художники и философы. Люди, которым стало тесно на территории эстетического, и они, «взяв в руки револьверы», вторглись в политическое, вожделея прямое социальное действие.
Сюрреалист Андре Бретон, стоявший во главе группы, делал ставку на иррациональное, предложив тем самым совершенно новую революционную тактику. Нужно бить в подсознание народных масс, чтобы довести их до необходимого градуса аффекта и эмоционального возбуждения. Пробудившиеся первобытные потребности и силы должны были, по его предположениям, заставить рабочих взять в руки оружие и снести любой режим, проломив черепа как буржуазии, так и угрожавшим Франции фашистам.
Только высвобожденное иррациональное начало способно освободить человека и обойти политические манипуляции разных партийных сил, которыми всегда заканчивается любая революция. Отчасти этой же цели служит стрельба из револьвера во все стороны, без разбора своих и чужих.
Такая прямая связь сложных абстрактных идей и реальных массовых общественных действий очень важна для нас. По сути, наша предыдущая работа «КоКоКо /Структуры не выходят на улицы» апеллировала к ней же.
Однако постепенно рту надоело петь французские слова. Они мешались на языке, застревали в зубах, хотелось их сплюнуть. Когда же русский текст гордо, но спотыкаясь, вымаршировал из глубин сознания в заметки айфона, то он снес к чертям и предыдущее название, и большинство закрепленных за песней смыслов, предложив свои. Москва задавила Париж, Россия настоящего задавила интеллектуальные игры прошлого.
Так с нами было уже не раз, и слава Богу.