Оксимирон, Агутин, Лагутенко, Shortparis, Noize MC написали песни на стихи Осипа Мандельштама. Премьера трибьюта «Сохрани мою речь навсегда» на «Медузе»
Мы рассказываем честно не только про войну. Скачайте приложение.
14 января 2021 года исполняется 130 лет со дня рождения Осипа Мандельштама. К этой дате выходит сборник «Сохрани мою речь навсегда», на котором песни на стихи Мандельштама исполняют известные современные музыканты. В проекте приняли участие лидер «Мумий Тролля» Илья Лагутенко, Леонид Агутин, Оксимирон, Noize MC, группы Shortparis, Tequilajazzz, IOWA, «Курара», «Сансара», «Порнофильмы», Mgzavrebi, Алина Орлова, Билли Новик и другие. Инициатором трибьюта выступил режиссер Рома Либеров, ранее снявший одноименный фильм-посвящение Мандельштаму. На каждую из 21 песен трибьюта выйдет клип — видео будут выходить раз в неделю, начиная с 14 января. Также все участники сборника планируют выступить на большом концерте в Москве (но после окончания ограничений, связанных с пандемией). «Медуза» представляет премьеру трибьюта «Сохрани мою речь навсегда» с комментариями авторов.
Слушать альбом «Сохрани мою речь навсегда» на всех стриминговых площадках
Рома Либеров
автор идеи, режиссер
В основе основ любого действия всегда лежит любовь. Обычно говорят, «любишь — люби про себя». Но если любовь становится долгой и устойчивой, если она захватывает тебя всего и провоцирует что-то предложить в ответ, то хочется ей поделиться. Так в 2015-м я снял фильм «Сохрани мою речь навсегда». А два года назад, к годовщине гибели Мандельштама, сделал в Еврейском музее огромную выставку его памяти.
И вот прошлым летом я возвращался с друзьями из Петербурга, мы заехали в Великий Новгород и там гуляли, ездили по местным скитам, вдоль рек и озер. Я просто шел по лесу и думал: скоро Мандельштамский юбилей; что бы ему такого подарить на день рождения — чего еще никто никогда не делал и что было бы не зашквар?! Потому что, условно говоря, еще одна выставка в музее и еще один вечер в библиотеке — это зашквар. И вдруг я понял: у меня же столько знакомых музыкантов, а что если каждый из них выберет стихотворение Мандельштама и запишет песню?! Подумал и сам испугался этой мысли. Но когда мои друзья, которые впоследствии стали командой этого трибьюта, услышав эту идею, сказали «давай попробуем», я понял, что отступать некуда. И потом у меня был только один тест. Я позвонил Нойзу МС, с которым давно дружу, и говорю: «Сейчас дружба не должна ни на что влиять, послушай, что я хочу сделать». И он еще не дослушав отвечает: «Я кладу трубку и начинаю писать трек». А я загадал, что если он откажется, то никакого трибьюта не будет. И я благодарен всем, кто также откликнулся и работал над этим проектом.
«Сохрани мою речь навсегда» — это не значит законсервируй ее, оставь в учебнике, назови классиком, поставь памятник и засри голубями. Это тупиковая ветвь. Так называемая классика, так называемое сохранение речи — оно тем и хорошо, что всегда звучит, как будто это сегодняшний день. Звучит, как будто это звучало сто лет назад и будет звучать через сто лет.
Я знаю, что у проекта найдется достаточно хейтеров, мы это все уже проходили, и меня все это совершенно не волнует. Я-то знаю, зачем этот проект и почему он должен быть в этом мире. Почему мы себе это позволили?! Да от большой любви! Когда бы сам Мандельштам — а для меня только он и важен — услышал эти песни, он бы хохотал до слез. И, мне кажется, был бы этим счастлив сам.
Выбор «Медузы»
Леонид Агутин «Золотистого меда струя из бутылки текла»
Леонид Агутин
Главное в этом произведении — все второстепенное, потому что именно из второстепенного состоит жизнь. Зной греческого лета, благородные ржавые грядки, хозяйка — все это мелочи, которые рождают эмоции. Мне это близко, как автору. Меня тоже иногда мучают приступы ностальгии и сожаления о прошедшем времени. Мы живем ради наших воспоминаний: когда все проходит, они остаются. А в случае Осипа Мандельштама остаются со всеми нами.
Zoloto «Я ненавижу свет»
Владимир Золотухин
Я долго не мог выбрать нужное стихотворение Мандельштама. В середине сентября я отправился один на море. В последний вечер моего одинокого путешествия я сидел на берегу, просто наслаждаясь моментом, морским воздухом и звездным небом. Допивая свой последний джин-тоник, я решил почитать стихи Мандельштама, и первое, что мне попалось, было «Я ненавижу свет однообразных звезд». И сразу же в голове зазвучала мелодия. Это стихотворение как будто смогло сформулировать мои мысли и ощущения в тот вечер. Во время записи песни для меня было важным найти свет в этом стихотворении и подчеркнуть это с помощью музыки. Для меня эта песня — философское размышление путешественника о своей «дороге» от рождения к смерти, от любви к любви, от нового к еще более новому. Сможет ли он пройти этот путь снова? Вернется ли когда-нибудь на одну из пройденных дорог? Он не знает, в какой форме и в каком времени, но точно знает, что вернется.
Shortparis «Эта ночь непоправима»
Mgzavrebi «Venice (Веницейская жизнь)»
Гиги Дедаламазишвили
Спеть стихотворение Мандельштама на грузинском — задача не из легких. Песня удалась с трудом, потому что важно было исполнить ее на грузинском так, чтобы не терялся смысл. Когда ты читаешь стихотворение, понимаешь, что он чувствовал, когда писал его: этот трагизм, человечность, его глубину. И в эту же секунду понимаешь, что ты сам недостаточно ощущаешь глубину этой жизни. Благодаря его поэтическому дару через сто лет понимаешь судьбу человека и эпоху, в которую он жил. Сегодня я встречаю мало таких людей, их можно пересчитать по пальцам на одной руке, они просто исчезают. Читая его биографию и произведения, можно понять, для чего вообще создан человек, его мысли и эмоции, найти ту самую глубину и высоту души.
IOWA «Возьми на радость из моих ладоней»
Екатерина Иванчикова
Мне кажется, это стихотворение самое женское. Оно хранит в себе много не распакованной страсти. Потому что это ушедшая любовь, которая дает мужчине воспоминание, и он бережно достает его из памяти, словно из сот — мед. Мед может стоять много лет и не портиться, как и эта любовь. В песне я говорю от имени этой девушки, которая исчезла, ушла, растворилась или показалась ему. Но она подарила ему это воспоминание, благодаря которому он хочет быть легким, чувствовать себя живым. Я смогла открыть для себя это стихотворение, как что-то очень свежее, будто только что написанное. И этот человек живет в этих стихах.
Tequilajazzz «Не говори никому»
Евгений Федоров
Мандельштам — один из самых моих любимых поэтов и, конечно же, одна из самых важных персон в истории всего ХХ века. Мы очень заинтересовались этим проектом, поскольку это был вызов для нас — я не представляю себе, как можно петь песни на стихи Мандельштама. У нас не было какого-то долгого выбора, это стихотворение появилось само по себе в ходе дружеской беседы. Мы стали прикладывать его к нашему стилю и эстетике, подбирать аккорды и гармонии, но ничего не получалось. Мы поняли, что оно не поется совершенно. Его можно проплакать, прошептать, прокричать даже, но никак не пропеть. Тогда мы решили прочитать его, как и задумано автором, но заключив в форму саундтрека — звукового фильма, который пока нельзя посмотреть. Все это произошло в рамках странной метафизической импровизации как на электронных, так и живых инструментах. Это была абсолютно апокалиптичная звуковая сессия, такое маленькое кино.
Noize MC «Век-волкодав (За гремучую доблесть грядущих веков)»
Иван Алексеев
Пожалуй, это один из самых необычных треков в моей дискографии. Я в такой манере никогда еще не пел, ее продиктовал сам стих: захотелось создать сибирскую шаманскую атмосферу. В качестве третьего куплета я использовал «черновые» строки, которые позже вылились в совсем другое стихотворение Мандельштама — в жутковатую, как мрачная сказка, «Неправду».
«Сансара» «Луч (О, как же я хочу)»
Александр Гагарин
Готовясь к трибьюту, я нашел и заказал сборник стихотворений Осипа Мандельштама, где стихи были составлены строго по годам их написания, вне циклов. Меня интересовали стихи, написанные именно в последний период. Был уверен, что получится с воронежским циклом. Это 35–37-й год. Получив посылку, распаковал ее еще на улице, и так вышло, что я открыл книжку именно на стихотворении «О, как же я хочу». Я его не прочитал, а именно напел, мелодия сложилась, что называется, сама и с ходу. Мне оставалось только напеть ее себе в телефон и дома собрать на гитаре. Позднее мы аранжировали ее с музыкантом Антоном Макаровым. Получилась песня о свете внешнем и внутреннем. Об их сочетании и следствии этого союза. Несмотря на то, что стихотворение называется по первой строке, я позволил себе все же дать песне название — «Луч».