Второй сезон «Обычной женщины» с Анной Михалковой — меньше реализма, больше трэша и приключений И сериал от этого совсем не проигрывает
Мы рассказываем честно не только про войну. Скачайте приложение.
На сервисе Premier 17 декабря выходит второй сезон сериала «Обычная женщина». Режиссерами первой части был Борис Хлебников, второй сезон снимает Наталия Мещанинова, а Хлебников выступает в качестве продюсера. Главную героиню, сутенершу Марину, по-прежнему играет Анна Михалкова. В новых эпизодах она рожает третьего ребенка и продолжает вести двойную жизнь, скрывая за цветочным бизнесом свое настоящее занятие. В сериале также сыграли Евгений Гришковец, Александра Бортич, Татьяна Догилева, Николай Фоменко. Кинокритик Егор Москвитин вспоминает, каким был первый сезон, и рассказывает, почему второй получился не таким реалистичным, но от этого не менее увлекательным.
Первый сезон
Два года назад «Обычная женщина», снятая Борисом Хлебниковым, стала сериалом, который окончательно провел границу между эфирной и стриминговой драматургией в России. Премьера истории о двуличной жительнице Москвы, торгующей цветами и девственницами в собственном борделе, состоялась на телеканале ТВ-3 — но ее рейтинги оказались невысокими что в регионах, что в крупных городах. Зато в сети сериал смотрели запоем: по словам продюсеров шоу Валерия Федоровича и Евгения Никишова, осенью 2018 года среди всех премьер канала в интернете успешнее был лишь молодежный «Чернобыль: Зона отчуждения».
Сериал «Обычная женщина» был таким же оборотнем, как и его героиня. История начиналась как привычная телезрителю семейная драма. Хозяйка убыточного цветочного магазина Марина (Анна Михалкова) ждет третьего ребенка и не может справиться с двумя первыми: младшую дочь считают асоциальной в школе, а старшая водится с плохими парнями. Муж (Евгений Гришковец) — измотанный хирург, который спасает всех, кроме жены, и заводит тихий роман с ассистенткой (Мария Андреева). Свекровь Антонина (Татьяна Догилева), кажется, умеет убивать словом и взглядом. И всем вокруг нужны деньги и время Марины.
Уже в первой серии в эту знакомую зрителю экспозицию врезались осколки криминальной драмы. На самом деле Марина — сутенерша. Ей нужно срочно избавиться от трупа секс-работницы, решить проблемы с бандитами, полицией и ФСБ и, если останутся силы, сохранить брак. Эта история понравилась зрителям, привыкшим к западным сериалам. «Обычная женщина» принесла «Золотого орла» и приз французского фестиваля Series Mania Анне Михалковой, полюбилась публике на кинорынке MIPCOM в Каннах и добилась от иностранных критиков сравнений с «Во все тяжкие».
Но попадания в российскую телеаудиторию не случилось. Возможно, из-за реалистичной, холодной и грязноватой манеры съемки Бориса Хлебникова, не оставлявшей зрителю шанса на эскапистскую фантазию, как в глянцевых «Большой маленькой лжи» и «Отыграть назад». Или из-за неторопливого, несмотря на плотность событий, ритма повествования — один только труп в матрасе героини прятали серий пять.
Второй сезон
Второй сезон, режиссером которого стала Наталия Мещанинова, начинается с работы над ошибками: от тел в нем избавляются за считаные минуты. Новости падают на зрителя одна за другой. Марина родила после семи месяцев беременности, и младенца помещают в инкубатор. У старшей дочери проблемы с местными наркоманами, а младшая продолжает говорить репликами, которые ждешь скорее от психопата, чем от ребенка. Беременная любовница мужа еще не решилась на аборт, а сам муж не знает, как быть с открытием, что его жена — сутенерша. Коллеги тянут ее назад в дело, а люди в погонах напоминают об обещании, данном в конце первого сезона. Да еще и пьющая следовательница Вера (Дарья Савельева) намерена посадить Марину за решетку — и выглядит при этом решительно.
Плотность событий в сериале поражает, но между ними остается зазор, в который иногда проникает холод настоящей, нехудожественной жизни. «Каждый месяц то свадьбы, то похороны», — заключает врач из клиники, где работает муж Марины.
Чуть ли не в первые минуты новой «Обычной женщины» в кадре происходит событие, которое шокирует не меньше фирменных внезапных убийств из «Игры престолов», — зритель вплоть до финала эпизода оказывается в подвешенном состоянии. Дело не только в саспенсе, который виртуозно нагнетает сценарий Марии Меленевской и Дениса Уточкина, а также режиссура призера «Кинотавра» Наталии Мещаниновой. Сериал требует от зрителя решительности. За тридцать пять минут каждому из нас предстоит выбрать, чего мы ждем от «Обычной женщины» больше — приключений, развивающихся по законам телевидения, или правды жизни без ретуши.
Первый сезон, при всех своих фантастических обстоятельствах, склонялся в сторону второго подхода. И рассказывал сразу несколько историй, понятных и близких большинству россиян: историю о бесправии и беззащитности; историю о благородных профессиях, несовместимых с приличной жизнью; и историю о том, что мужская энергия в наших краях отчего-то иссякает раньше, чем женская.
После трех серий второго сезона кажется, что новая «Обычная женщина» ближе к сериалам, чем к жизни. «Ты хочешь, чтобы мы с тобой как по телику ругались?» — язвит один из персонажей, и сценаристы тут же приступают к выполнению своих обещаний. Счастливые случайности помогают героям ускользать от судьбы. Постоянно звонящий телефон (мобильный, но с рингтоном как у городского) передает состояние загнанной героини, которая, не успев родить, едет в морг. Там ее просят надеть маску (дело в не коронавирусе, а в запахе) — и зритель чувствует, что сериал будет соблюдать дистанцию между реальностью и драматургией.
Страдания слабых мужчин и бремя спасающих их сильных женщин, так точно описанные в первом сезоне, во втором возводятся в квадрат: героя Гришковца постоянно бьют, а героиня Михалковой привычно закрывает его грудью. Второстепенные персонажи, обставляя свои криминальные делишки, общаются исключительно штампами из гангстерских фильмов — и это звучит одновременно и иронично, и правдиво. Ведь обычная женщина, если ей придется стать преступницей, будет искать профессиональные советы в первую очередь в кино и сериалах. Всех без исключения участников событий ждут постоянные преграды. То сядет батарейка у телефона, то не получится выбраться из квартиры, то герои, которые ищут друг друга, разминутся в Москве.
Но отдаляясь от дорогого Хлебникову бытового реализма, сериал Мещаниновой не попадает в ловушку наглядного символизма. Потока цитат и образов, которыми злоупотребляют другие телероманы, не будет. Сценаристы и режиссер не эксплуатируют даже невинного младенца, вокруг которого вьются грешные взрослые. Сильные эмоции у зрителя можно вызывать и менее банальными средствами: любым из взглядов Анны Михалковой, любой репликой Татьяны Догилевой. Или сценой, где хирург берет в руки скальпель не чтобы спасти, а чтобы ударить. Или поездкой мужа и жены по вечерней, ночной и утренней Москве в поисках ответов на все вопросы сериала — и жизни — сразу.
Впереди супругов ждет повторение известной сцены из «Нелюбви» — и даже из этого поединка с современной киноклассикой «Обычная женщина» выйдет как минимум не побежденной.