Image
истории

Умер Ким Ки Дук. Антон Долин — об одном из самых радикальных режиссеров конца XX века, который стал для Запада олицетворением «азиатского экстрима»

Источник: Meduza
Фото: Franco Origlia / Getty Images.

Мы говорим как есть не только про политику. Скачайте приложение.

В Латвии от осложнений от коронавируса 11 декабря умер режиссер Ким Ки Дук — один из самых прославленных и титулованных южнокорейских авторов. На рубеже веков Ким Ки Дук стал воплощением радикального авторского кинематографа и «азиатского экстрима», так популярного на Западе. О его творчестве рассказывает кинокритик «Медузы» Антон Долин.

Через неделю Ким Ки Дук отметил бы 60-летие. За последние четверть века знаменитый корейский кинорежиссер снял 24 полнометражных фильма, не меньше половины из них становились событиями и получали фестивальные призы. Несмотря на плодовитость, Ким Ки Дук, переживавший взлеты и падения, не превратился в застывший памятник самому себе. Его картины продолжали восхищать одних и бесить других, вызывать упреки в неактуальности и одновременно — в чрезмерном радикализме. 

Вне зависимости от отношения к кинематографу Ким Ки Дука трудно не признать: он был эмблематичной фигурой для современной культуры, игнорировать его значение и влияние невозможно. На излете ХХ века Ким Ки Дук воплотил все крайности радикального авторского кинематографа, снимая фильмы, перегруженные символами и метафорами, вызывающими сценами насилия и поэтическими условностями, при этом почти всегда возмутительно красивые. Отделять в них наивную аллегорию от хитрого троллинга, пафос общих мест от тонкой иронии западная публика так и не научилась — и потому, на всякий случай, Ким Ки Дука уважала (на родине, в Южной Корее, к нему относились с неизменным, росшим с годами, скепсисом). Именно для Европы и Штатов он стал воплощением «азиатского экстрима» и, шире, азиатского культурного влияния. Долгие годы он считался живым воплощением корейского кино — хотя там были звезды и до него, именитые ровесники Ли Чан Дон и Хон Сан Су пользовались не меньшим уважением; со временем публика стала уставать от Ким Ки Дука, и на первый план вышли чуть более молодые Пак Чхан Ук и Пон Чжун Хо. Тем не менее, имя Ким Ки Дука стало практически нарицательным. Такой вирусной славой на рубеже веков пользовался разве что Квентин Тарантино. 

Неудивительно, что именно Ким Ки Дук с его трансгрессивным методом оказался одной из первых жертв «культуры отмены». Истории о нем в самом деле рассказывали пугающие. Одна актриса чуть не пострадала во время съемок сцены самоубийства, другие обвинили режиссера в сексуальных домогательствах — правда, ничего не было доказано, но и ответный иск Ким Ки Дука не привел ни к чему. В любом случае, в Корее он стал едва ли не персоной нон грата. Было ясно: беспощадность его фильмов плохо вяжется с культом хрупкости и личных границ, новой нормой. Последние годы Ким Ки Дук проводил на постсоветском пространстве, где его неизменно чтили: он часто бывал в Москве, участвуя в фестивалях в качестве конкурсанта или члена жюри, свой последний фильм «Растворяться» снял в Казахстане, а умер в Латвии. 

Среди многочисленных фильмов Ким Ки Дука не так просто выделить самые выдающиеся. В каком-то смысле, увидев любой из них, можно получить представление обо всех остальных. При этом квинтэссенция философии и стиля Ким Ки Дука «Пьета», увенчанная в Венеции «Золотым львом» за 2012 год, — далеко не самый выразительный и цельный его фильм. Напротив, он идеально иллюстрирует уязвимые места вселенной Ким Ки Дука: скрытую под сценами жестокости крайнюю сентиментальность (в этом он наследовал Достоевскому), провокативность на грани манипуляции, оперирование устойчивыми мифологемами, которые порой делали его сюжеты довольно предсказуемыми. 

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

Неизменным хитом фестивалей оставался его ранний «Остров» (2000) — жестокая элегия нечеловеческой красоты, герои которой заглатывали рыболовные крючки (на премьерном сеансе кто-то потерял сознание). На Московском кинофестивале в конкурсе блистал «Реальный вымысел» (тоже 2000) — откровенная картина, в которой автор разоблачал собственный метод. «Плохой парень» (2001) и «Самаритянка» (2004) с садомазохистской дотошностью исследовали темы проституции, эксплуатации женского тела и патриархального насилия. Любимым фильмом для многих стал «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» (2003) — нелинейная буддистская притча, оформленная в духе календаря с видами корейской природы. 

Вероятно, вершиной творческой карьеры Ким Ки Дука следует признать «Пустой дом» (2004), получивший сразу несколько призов в той же Венеции. Это самый строгий и таинственный фильм режиссера, в котором любовь двух отверженных, как водится, сопряжена с физическим насилием и нарушением лицемерного закона — причем маргиналы, как тени, проникающие в чужие жилища, в своих отношениях обходятся вовсе без слов.

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

Творческий кризис вылился в самый оригинальный фильм Ким Ки Дука «Ариран» (2011), основанный на одноименной корейской песне — ее исполнение со сцены кинотеатра стало с тех пор фирменным приемом режиссера. В этой исповедальной картине он сам выступил в качестве продюсера, сценариста, режиссера, оператора, монтажера и единственного актера; она была награждена призом «Особый взгляд» в Каннах. Получив после этого венецианское золото за «Пьету», Ким Ки Дук вновь принялся за эксперименты — от почти карикатурной физиологичности «Мебиуса» (2013), герой которого отрезал себе половой член, до неожиданной социально-политической «Сети» (2016), в которой северокорейский рыбак случайно попадал в Южную Корею, но патриотично требовал вернуть его на родину, к семье. 

По стечению обстоятельств самый победный год для корейского кинематографа — несколько «Оскаров» для «Паразитов» Пон Чжун Хо, «Серебряный медведь» для Хон Сан Су в Берлине, — завершился трагической и внезапной смертью вдали от родины самого скандального из режиссеров Кореи, чьим завещанием стал снятый в Алма-Ате фильм, оставшийся без призов на фестивале в Москве. 

Антон Долин