Широкая красная черта Из-за запрета абортов 150 тысяч жителей Польши вышли на митинг против церкви, националистов и правительства. Репортаж «Медузы»
Мы рассказываем честно не только про войну. Скачайте приложение.
22 октября польский Конституционный суд запретил прерывать беременность даже из-за неизлечимой болезни плода, фактически запретив в стране любые виды абортов. Решение стало очередным этапом консервативной политики, которую правящая партия «Право и справедливость» проводит в стране с 2015 года. Однако на этот раз инициатива столкнулась не просто с недовольством заметной части общества, а с массовыми протестами, которые начались сразу после решения суда и с тех пор продолжают нарастать. Участники акций блокируют дороги, а полиция разгоняет манифестантов слезоточивым газом. Журналистка польского издания Gazeta Wyborcza Виктория Беляшин по просьбе «Медузы» рассказывает о том, как 30 октября протесты достигли своего пика: на улицы Варшавы вышли 150 тысяч человек, которые потребовали не только отмены решения суда, но и смены политического курса страны.
Победу над правом прервать беременность в Польше празднуют националисты и священники
Костел Святого Креста знает каждый житель Варшавы. Расположенный в самом центре города, на улице Краковское предместье, он веками был для поляков символом свободы и безопасности. Он же был убежищем и поддержкой зарождающегося движения «Солидарность». Однако сегодня доступ в него открыт не для всех. После начала общенациональных протестов против ужесточения закона об абортах и обращения главы партии власти Ярослава Качиньского (он попросил поляков защитить «традиционные ценности») вход в собор защищает команда местных националистов. На лестнице, ведущей к храму, плотными шеренгами выстраиваются мужчины, одетые в черные спортивные костюмы. Многие скрывают лица под балаклавами. Одни держат в руках розарии — католические четки, другие — бейсбольные биты и баллончики с перцовым газом. Томаш Бонкевич, связанный с польским крайне правым Национально-радикальным лагерем, объяснил присутствие «охраны» перед церквями следующим образом: «Мы защищаем церкви от профанации. У нас розарии, кулаки, слезоточивый газ — это средства индивидуальной защиты. Это то, что, согласно польскому законодательству, мы можем иметь для защиты своей жизни и здоровья, а также имущества, которое мы защищаем — то есть, собственно, Господа Иисуса».
Уже неделю националисты не пускают в храм женщин, опасаясь, что те могут организовать внутри акцию протеста — такие угрозы со стороны польских феминисток появились в первый день после ужесточения закона. В прошлое воскресенье, 25 октября, во время мессы в некоторых польских церквях прямо перед алтарем появились женщины с плакатами «Помолимся за аборт». Так они отреагировали на заявления польских священников, которые 22 октября поддержали постановление Конституционного суда. Согласно его решению, польский закон об абортах, который в течение многих лет и так считался одним из самых строгих в Европе, практически полностью их запретил.
Митрополит Краковский архиепископ Марек Ендрашевский в день оглашения решения суда сказал во время службы: «Трудно представить себе более радостную новость». А председатель Польской епископальной конференции архиепископ Станислав Гондецкий заявил: «Я с большой радостью воспринял сегодняшнее решение Конституционного суда. Жизнь каждого человека имеет равную ценность для Бога и должна быть в равной степени защищена государством».
Принятие решения об ужесточении закона об абортах, продвигаемое «Правом и справедливостью» и правыми радикалами, который аннулировал так называемый «компромисс 1993 года», националисты встретили с энтузиазмом. Ужесточение закона — это личный успех политика Кайи Годек, консервативного юриста и инициатора проекта «Остановить аборты». Еще в 2016 году, из-за опасений, что власти его поддержат, женщины в Польше организовали так называемый черный протест, в котором участвовали сотни тысяч человек. Сегодня, как и четыре года назад, большинство населения негативно относится к запрету абортов. Опрос, проведенный 27-28 октября исследовательским агентством SW Research, показал, что 70,7% поляков против такого запрета. В опросе агентства Kantar для Gazeta Wyborcza 61% поддержали старый закон о прерывании беременности.
Несмотря на это, если решение Конституционного суда будет выполнено, польские женщины смогут прерывать беременность только в двух случаях: когда беременность поставит под угрозу жизнь матери или если она стала результатом изнасилования. В течение последних 27 лет женщины в Польше имели возможность законно прервать беременность также в случае обнаружения серьезных пороков развития плода. Согласно данным, опубликованным Минздравом страны, в 2019 году из 1100 легальных абортов 1074 были проведены именно по этой причине. Таким образом, решением Конституционного суда аборты в Польше де-факто признали незаконными.
Польские националисты в свою очередь называют аборт «убийством детей», а протестующих в защиту своих прав женщин — «левыми фашистами» или «шлюхами». Тех, кто на прошлой неделе пытался войти в церковь с транспарантами, избивали и сбрасывали с лестницы.
150 тысяч протестующих под присмотром полиции и армии
Аня, жительница Варшавы, была изгнана из церкви во время одной из таких акций: «Я положила под алтарь плакат с лозунгом „Мое тело — мое дело“. Ко мне сразу подошел человек, который схватил его и разорвал на части, несколько человек меня жестко схватили, зажали мне рот рукой, сказали „заткнись, сука“ и вывели из церкви», — рассказывает она.
В пятницу, 30 октября, во время марша, который прошел по улицам Варшавы под лозунгом «Ты никогда не будешь одна», никто из протестующих в церковь войти не пытался. Всего на улицы Варшавы вышли около 150 тысяч человек — под надзором полицейских, военных, националистов и священников.
Священники — видя, как толпа скандирует: «Мое тело — мое дело», «Я думаю, чувствую, решаю», «Правительство на тротуар», «Женский ад» и «Fuck PiS» — выкрикивали в ответ в мегафоны слова молитвы «Отче наш», держали в поднятых руках кресты и окропляли святой водой проходящих людей.
В то же время в твиттере появилась запись националиста Томаша Бонкевича: «Тысячи варваров захватили Варшаву! Их единственное требование — убить невинных детей! Они называют это свободой! Я, как католик, молюсь, чтобы вы проснулись, но помните, что если нам придется, мы, защищая беззащитных, раздавим вас и превратим ваше воинственное рвение в пыль!».
Ольга, одна из девушек, вышедших на митинг в пятницу, в ответ не скрывает возмущения: «Это наглость. Священники прячутся за спинами нацистов, они хотят низвести нас до роли инкубаторов и отобрать у нас все права. Вместо того, чтобы смотреть на чужие животы, они должны заняться своими делами. Мне 27 лет, я давно не была в церкви, но то, что происходит сейчас, только убедило меня в том, что я должна решиться на отступничество от католицизма. Сегодня я вышла на улицу, потому что я не согласна с тем, что мужчины в очередной раз пытаются лишить меня основных прав. Детей у меня пока нет. И я боюсь, что не будет. Я решусь их завести, только тогда, когда буду уверена, что я смогу родить здорового ребенка. Польский закон лишает меня этой возможности».
Сестра Ольги, 35-летняя Анна, которая вышла на акцию со своей четырехлетней дочерью, добавляет: «У меня были тяжелые роды. У дочери была гипотрофия, и она попала в инкубатор. Беременность — это всегда риск. И я знаю, что больше не буду рожать. Я не могу понять, почему правительство хочет решать за женщин. И не только за женщин — за их мужей тоже. Ведь если с беременностью что-то пойдет не так и женщина умрет при родах, ответственность за ребенка ляжет на родственников. А что делать, если ребенок родился очень больным? Мама о нем больше не позаботится. Мужчины должны понимать, что это относится и к ним», — раздраженно заключает она.
На вопрос, должен ли аборт быть доступным до 12-й недели беременности — как во многих других странах — девушки не знают ответа. Спустя несколько минут Ольга говорит: «Я не хочу, чтобы аборт стал основным методом контрацепции… С другой стороны, я считаю, что сегодня все понимают, как предохраняться. Для меня польский компромисс до решения суда был оптимальным. Я думаю, что большинство протестующих защищает именно его».
Трое девушек, несущие баннеры и плакаты — на одном из них молодая беременная женщина висит на кресте — не согласны с Ольгой. «Мы не пойдем на компромисс! Единственный компромисс, на который мы можем пойти, — это безопасный, легальный и доступный аборт до 12-й недели беременности! Я не могу простить, что поляки согласились на компромисс 27 лет назад. Ни государство, ни церковь не имеют права решать насчет наших тел. Мы Европа, мы принадлежим к ЕС, так что давайте наконец-то будем иметь те же права, что и в цивилизованном мире», — говорит Магда. Каролина, ее подруга, добавляет: «Я не верю, что в польской церкви есть христианские ценности. Единственное, что делает польская церковь, — это давит на всех тех, кто не соответствует их представлению об идеальном поляке».
В марше принимают участие не только женщины — есть и мужчины, и молодые парни. У участников марша не только плакаты с лозунгами в защиту прав женщин, но и направленные против правительства. Многие нецензурные, например «***** PiS» или «Wypierdalać», что можно цензурно перевести на русский как «идите нафиг».
В толпе выделяются радужные флаги — символы солидарности с ЛГБТ-сообществом. Павел, молодой человек с радужным флагом, студент-экономист. С 22 октября он ходит на протесты каждый вечер: «Я гей. Проблема абортов меня не касается, но я не согласен с ограничением прав человека. Я очень хорошо знаю, что это значит, когда вы не можете полностью принимать решения о себе, когда вы не на одном уровне с другими людьми. Я солидарен с женщинами, с моими сестрами и подругами. То, что сделало польское правительство, и то, что делает церковь, — позор», — говорит он, а затем присоединяется к людям, скандирующим «Свободу женщинам!».
«Они напали на целые семьи»
Борьба за запрет абортов в Польше идет с 1989 года. «Поляки убили около 17 миллионов нерожденных граждан, — заявлял тогда Станислав Строжик, бывший активист „Солидарности“. — Их могилы — выгребные ямы, унитазы в гинекологических кабинетах и мусорные баки!».
Тогда власти приняли и компромиссный закон, действовавший до октября 2020 года. Благодаря ему количество легальных абортов в Польше сегодня крайне невелико, а «абортный туризм» стал распространенным среди поляков. По оценкам независимой организации «Аборт без границ», которая поддерживает польских женщин и помогает им прервать беременность за границей, ежегодно с этой целью страну покидают около 100 тысяч женщин.
Марта Лемпарт, лидер организации «Женская забастовка» неоднократно подчеркивала, что запрет на аборты не означает, что польские женщины не будут прерывать нежелательную беременность: «Аборты были, есть и будут. Запрещение абортов не означает, что абортов нет. Запрет на аборты означает лишь то, что дочерям и сестрам политиков PiS, партнерам священников, которые тоже делают аборты втайне, будет легче, а всем остальным, как обычно», — написала она в твиттере.
Во время демонстрации 30 октября некоторые девушки прямо в толпе рассказывали о том, как они прервали беременность. Большинство из них сделали это за рубежом, в основном в Германии, Австрии и Словакии. Те, кто делал это в Польше, чаще всего прерывали беременность дома фармакологическим путем, заказывая таблетки из-за границы.
Юстине 30 лет. Пять лет назад она сделала аборт: «Что я чувствовала? Облегчение. Мы никогда не рассказывали моим родителям об этом. Они религиозны, они бы это плохо восприняли. Теперь у нас есть ребенок, мальчик. Мы всегда хотели детей. Я считаю, что женщина должна иметь право выбирать и решать, когда она забеременеет, и действительно ли она хочет рожать».
Протест 30 октября, инициированный забастовкой женщин, — это не только акция против ужесточения закона об абортах. Среди тысяч собравшихся много поляков, которым надоело продолжающееся правление консервативной партии «Право и справедливость», польского правительства и, прежде всего, лидера правящей партии Ярослава Качиньского, который, по мнению протестующих, является неофициальным главой государства и полностью контролирует президента Анджея Дуду. Многие выкрикиваемые лозунги — и тоже зачастую нецензурные — относились непосредственно к нему. Одной из основных точек сбора протестующих не случайно стала улица в варшавском районе Жолибож. Здесь расположен дом Качиньского.
«Правительство перешло широкую красную черту. Сначала речь шла только о праве на аборт, теперь речь идет обо всем. Сейчас идет борьба за право на аборт, за разделение властей, за аполитичную прокуратуру, за безоговорочное членство Польши в Евросоюзе. Консервативные политики просто должны убраться отсюда. И все», — говорит Петр, архитектор из Варшавы. Он пришел на протест с женой и двумя дочерьми. Его жена Юлия добавляет: «Сегодня это вопрос прав человека. Они напали на целые семьи, а не только на женщин. Я ненавижу это правительство, эту власть. В то время как 20 тысяч человек заражаются коронавирусом каждый день, они выводят нас на улицы».
(1) «Солидарность»
Профсоюзное общественное движение, основанное в 1980 году Лехом Валенсой. Стало самым массовым движением антитоталитарной и антикоммунистической направленности в Польше эпохи СССР. С декабря 1981 по май 1986 действовало в подполье. Позднее выходцы из «Солидарности» пришли к власти в стране.
(2) Что это?
В 1993 году в Польше приняли закон о планировании семьи, охране плода и условиях допустимости прерывания беременности. Он стал компромиссом между консервативной позицией церкви и мнением либеральной части польского общества. В законе перечислялись три варианта легального аборта: если беременность представляет угрозу жизни или здоровью матери, если медицинское освидетельствование покажет наличие у плода неизлечимой болезни, угрожающей его жизни, или если беременность наступила в результате изнасилования.
(3) «Черные протесты»
Их участницы одевались в черное — «в знак траура по репродуктивным правам».
(4) «Prawo i Sprawiedliwość» (PiS)
Партия «Право и справедливость»
(5) Гипотрофия у детей
Хроническое расстройство питания. Гипотрофия — разновидность дистрофии.
(6) Что это?
В 1993 году в Польше приняли закон о планировании семьи, охране плода и условиях допустимости прерывания беременности. Он стал компромиссом между консервативной позицией церкви и мнением либеральной части польского общества. В законе перечислялись три варианта легального аборта: если беременность представляет угрозу жизни или здоровью матери, если медицинское освидетельствование покажет наличие у плода неизлечимой болезни, угрожающей его жизни, или если беременность наступила в результате изнасилования.
(7) «Prawo i Sprawiedliwość» (PiS)
Партия «Право и справедливость»
(8) «Prawo i Sprawiedliwość» (PiS)
Партия «Право и справедливость»