Image
истории

«Суд над чикагской семеркой» — эталонная судебная драма Аарона Соркина, мимо которой «Оскар» точно не пройдет В ролях Саша Барон Коэн, Эдди Редмэйн, Майкл Китон

Источник: Meduza
Фото: Niko Tavernise / Netflix.

Мы говорим как есть не только про политику. Скачайте приложение.

На Netflix вышла вторая режиссерская работа знаменитого сценариста Аарона Соркина — судебная драма «Суд над чикагской семеркой». В основе сценария — реальный процесс над семью гражданскими активистами, который шел в США с 1968 по 1970 год. Подсудимых обвиняли в организации беспорядков — протестов против войны во Вьетнаме в 1968 году. В фильме сыграли десяток звезд: Эдди Редмэйн, Саша Барон Коэн, Майкл Китон, Джозеф Гордон-Левитт, Джереми Стронг, Джон Кэрролл Линч, Фрэнк Ланджелла и другие. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, почему у этого фильма есть все шансы попасть на «Оскар» и почему история Соркина о начале 1970-х на самом деле актуальна и сейчас.

Громкий процесс 1968–1970 годов вошел в американскую историю. Семь гражданских активистов, протестовавших против войны во Вьетнаме, судили за беспорядки и подстрекательство к бунту. С момента самих протестов, приуроченных к съезду демократов в Чикаго, в стране кое-что изменилось — президента Линдона Джонсона сменил Ричард Никсон. Были все основания считать процесс над «семеркой» показательным, своего рода демонстрацией отношения верховной власти к любой гражданской активности, противоречащей официальной политике. Кстати, в начале процесса подсудимых было восемь: к их делу, невзирая на всеобщее негодование, присоединили никак не причастного к беспорядкам лидера «Черных пантер», чтобы напугать присяжных и впечатлить публику. А настоящей мишенью были пятеро — оставшихся двоих, относительно случайных демонстрантов, добавили для балласта, чтобы было кого помиловать. «Весь мир смотрит!» — скандировала толпа у здания суда. 

Не так-то просто это объяснить неподготовленному зрителю. Ему и без того всегда непросто смотреть американские судебные драмы — специфический жанр, требующий хотя бы поверхностного знакомства с юридической системой США. Здесь к этому добавились бесконечные политические нюансы, отстоящие на полвека от сегодняшнего дня. Тем больше восхищает способность автора сценария и режиссера «Суда над чикагской семеркой» Аарона Соркина экономно и деловито сказать своим фильмом все самое главное, введя публику в суть дела, но не пожертвовав ни одним из участников этой многофигурной драмы (среди важных фигурантов не только подсудимые, но также свидетели, защитники, обвинители, присяжные и судья). А еще больше поражает умение рассказать обо всем этом так, что бесконечные детали перестают быть важными. Зритель без труда угадает, кто чего хочет, за кого и почему следует болеть и на чьей стороне историческая правда. 

«Суд над чикагской семеркой» принадлежит к числу тех фильмов, которые так необходимы сегодня. Атакуя актуальные вопросы, они напоминают о золотом стандарте правозащитного Голливуда, временах «Двенадцати разгневанных мужчин» и «Убить пересмешника» — и нажимают на предсказуемые клавиши так умело и непринужденно, что вновь, как у собаки Павлова, вызывают необходимую реакцию аудитории — катарсис. Чем-то подобным были «В центре внимания» и «Зеленая книга», и да, вы правильно поняли: «Оскар» не сможет пройти мимо такой картины. Выгодное отличие «Суда над чикагской семеркой» от предшественников в том, что здесь есть культовый автор. Режиссер молодой (это всего вторая его работа), но обладающий узнаваемым стилем и огромной славой. 

Соркин — один из знаменитейших сценаристов и в Америке, и за ее пределами. Никто не мог бы справиться с этим конкретным материалом лучше, чем создатель «Нескольких хороших парней» — к слову, название идеально подошло бы и «Суду над чикагской семеркой». Манера и метод Соркина узнаются моментально. Во-первых, ураганные диалоги — даже слишком метафоричные и выразительные, чтобы быть правдоподобными, но об этом восхищенный зритель не успевает даже задуматься. Во-вторых, чуть приправленный фирменной иронией идеализм, восходящий к самым благородным устремлениям отцов-основателей Америки. Оба качества присущи Соркину-драматургу.

Но надо сказать, что фильм позволяет говорить и о формировании его режиссерского киноязыка, который еще не вполне прорезался в дебютной «Большой игре». Это определенная скупость в средствах, мастерское жонглирование несколькими временными пластами и, что довольно неожиданно, умение пользоваться не только бронебойными репликами, но и паузами. В ключевой момент допроса одного из обвиняемых Соркин уходит в затемнение вместо ответа — и это действует сильнее любых слов. Наконец, главное — блестящая работа с актерами. 

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

«Суд над чикагской семеркой» сгибается под тяжестью звезд, как рождественская елка, на которую решили повесить весь арсенал доставшихся от родителей игрушек. Некоторые играют отменно, но все-таки предсказуемо — таковы двое оскаровских лауреатов: Марк Райлэнс в роли мужественного адвоката Уильяма Кунстлера и Эдди Редмэйн в роли Тома Хейдена, самого умного и целеустремленного из обвиняемых.

Другие удивляют неожиданными амплуа — например, этот фильм может принести номинацию, а то и премию Саше Барону Коэну (комик сыграл знаменитого Эбби Хоффмана, хиппи-интеллектуала и природного бунтаря). Восхитителен краткий, но емкий выход Майкла Китона (экс-генпрокурор Рэмси Кларк). Пристрастного судью Джулиуса Хоффмана играет прославившийся ролью Никсона артист — величественный старец Фрэнк Ланджелла. Исключительно хороши Джон Кэрролл Линч (пацифист Дэвид Деллинджер), Яхья Абдул-Матин II («пантера» Бобби Сил), Джозеф Гордон-Левитт (прокурор Ричард Шульц), Алекс Шарп (тихоня Ренни Дэвис, ведущий подсчет убитых во Вьетнаме американцев, пока идет процесс). Соркин дирижирует разнородным оркестром элегантно и спокойно, давая прозвучать каждому инструменту.      

Для чего же нужны усилия толпы незаурядных людей — неужто только для того, чтобы повторить очевидное? Война — это зло, государство не имеет права на насилие, добро бывает с кулаками, истина всегда сильнее лжи, права человека должны быть незыблемы, юрист не должен ни при каких обстоятельствах быть политически мотивированным. Выходит, что так. Туповатая в своей самоочевидности программа, выраженная уже в прямом, как палка, названии фильма, — именно то успокоительное, которое буквально необходимо истомленной тяжелым годом публике. 

Почитатели таланта Соркина не в шутку сравнивают его с Шекспиром. Если чем и можно оправдать подобную гиперболу, то способностью американского драматурга оставаться своевременным в любую эпоху, когда бы ни разворачивалось действие его фильма. 1969-й «Суда над чикагской семеркой» угрожающе схож с нашим 2020-м. Не только намек на движение BLM возникнет в сцене, где судья прикажет связать непокорного чернокожего, на всякий случай заткнув его рот кляпом. Идея гражданского неповиновения, образ разогнанной полицией мирной демонстрации и частое упоминание слова «революция», столь жуткого для обывателей постсоветского пространства, заставят не раз за фильм вспомнить и о московских протестах прошлого августа, и о шествиях в Хабаровске, и о массовых акциях в Беларуси.

У «Суда над чикагской семеркой» нестандартный по голливудским меркам финал (что поделать, ведь его Соркин писал в соавторстве с самой историей). Но при всей горечи он способен вдохнуть надежду в тех несогласных, которые считают систему вечной и заведомо более сильной. Пока власть наслаждается своей безнаказанностью, «весь мир смотрит», и это дает право предположить, что когда-нибудь расстановка сил изменится. 

Антон Долин

  • (1) «Черные пантеры»

    Политическая организация левого толка, существовавшая в США с конца 1960-х до начала 1980-х годов. Ставила своей целью борьбу за гражданские права афроамериканцев. В рамках этой борьбы организовывала силы самообороны, которые неоднократно вступали в конфликты с полицией.