Почему на протестах в Беларуси все поют песню про трех черепах? Объясняем феномен самой «народной» песни на белорусском языке
Мы рассказываем честно не только про войну. Скачайте приложение.
На протестах в Беларуси можно услышать массу самых разных песен — от «Перемен» Цоя, несменяемого саундтрека и российских митингов, до, разумеется, Сергея Михалка и новых песен молодых белорусских исполнителей, как на русском, так и на белорусском языках.
Но чаще других звучит «Тры чарапахi» («Три черепахи»), главный хит минской рок-группы N.R.M. («Незалежная Рэспубліка Мроя», то есть «Независимая республика Мечта»).
К ее незатейливому куплету-припеву от скандирования «Лукашенко, уходи!» спонтанно переходит многотысячная толпа на митинге:
И сотрудники минского кафе, солидарные с протестующими:
И студенты белорусских вузов:
Ее пели не только во время массовых акций 2020 года, но и раньше. Вот, например, кадры с «молчаливых протестов» в июне 2011 года:
А на марше протеста 23 августа 2020 года, когда на улицы Минска вышли больше 100 тысяч человек, к кордону ОМОНа на проспекте Победителей у Дворца независимости, где находится резиденция Лукашенко, вышел гитарист самих N.R.M. Пит Павлов и сыграл «Трех черепах» перед силовиками, которые пытались заглушить песню звуками сирен.
Вот он же исполняет «Три черепахи» на импровизированных концертах в минских дворах:
N.R.M. — одна из самых популярных рок-групп 1990-х годов в Беларуси. До недавнего времени ее лидером был Лявон Вольский, записавший десятки альбомов и сотни песен в составе разных проектов. После конфликта в начале 2010-х автор текста и музыки «Трех черепах» Вольский покинул группу, но в августе 2020 года N.R.M. собрались классическим составом и исполнили свой главный хит.
«Тры чарапахі» из одноименного альбома 2000 года сразу после выхода стала гимном всей неформальной молодежи. Она звучала как на оппозиционных митингах, так и на дискотеках в главном государственном детском лагере «Зубренок». Благодаря этому песня стала главной композицией на белорусском языке для поколений, выросших в 1990-х и нулевых. И не только: например, один из оппозиционных кандидатов в президенты Виктор Бабарико принадлежит к предыдущему поколению, но тоже знает «Три черепахи» наизусть. На этой записи он поет ее вместе с сыном Эдуардом и главой его штаба, а потом участницей Координационного совета Марией Колесниковой.
Но как так получилось, что общепризнанным гимном белорусского протеста стала именно «Три черепахи», а не песни-лозунги с куда более прямолинейными намеками вроде «Грай» «Ляписа Трубецкого» или нового поколения оппозиционно-патриотического рока типа TOR BAND? Гитарист классического состава N.R.M. Пит Павлов объяснил «Медузе», что их группа была и символом, и точкой консолидации белорусской национальной идентичности. «Многие впервые стали кричать „Жыве Беларусь“, „Верым, можам, пераможам“ на концертах N.R.M., — говорит он. — Все пели наши песни, вначале ранние, а потом появились „Три Черепахи“, и она стала народной. Ее поют и футбольные фанаты на стадионах, и лукашисты. Если сейчас спросить какая песня [на белорусском языке] самая известная, то до последних событий это будет „Косил Ясь конюшину“, а сейчас „Три черепахи“».
Павлов считает, что самоироничная песня хорошо описывает ситуацию в Беларуси: «Эта самоирония помогает смириться с тем сюром, который вокруг нас происходит, в ней этот сюр описывается — что в нашей стране нам рассказывают что земля плоская и мир стоит на трех черепахах. И хотя все знают, что это не так, но мы живем в такой ситуации». «Кроме того, уместный текст, чистое творчество, не привязанное к конкретной ситуации, и удобная мелодия — ее легко подхватить», — так Павлов объясняет всенародную популярность «Трех черепах».
Белорусский музыкальный журналист и критик Сергей Будкин рассказал «Медузе», что эта шуточная и несерьезная песня со временем приобрела совсем другой смысл: «Например, один из моих друзей воспринимает эту песню как раскрытую в стихотворной форме фразу „Жыве Беларусь, жыве вечна“. Ключ для понимания может быть в строчке „Каб любiць Беларусь, нашу мiлую маму, трэба ў розных краях пабываць“. Фактически, это патриотический хит. Но эта песня допускает самые разные трактовки, потому она и исполняется на площадях с 2000 года».
Будкин напоминает, что вместо первоначального и достаточно безнадежного припева «Ты не чакай, сюрпрызаў ня будзе» примерно с 2006 года и протестов, которые последовали за очередными президентскими выборами, песня часто исполняется с альтернативным рефреном «Ты не чакай, чаканне дастала» («Ты не жди, ожидание достало»). «В 2020 году она звучит позитивно, получила другой настрой и посыл. Это одни из тех песен, которые знает каждый белорус. Потому и „Купалинку“ поют, и „Три черепахи“, потому что само исполнение общеизвестной песни на белорусском языке — это уже акт единства и сопротивления. — говорит он. — Ее поют, потому что ее все знают и могут подхватить вне зависимости от уровня владения белорусским языком, от знания контекста. Эта песня прорвалась сквозь условную стену. Если провести опрос на улице, ее вспомнит каждый второй».
(1) «Купалинка»
Белорусская народная песня. Приобрела широкую популярность с начала 1920-х годов после поэтической обработки текста Михасем Чаротом и положенная на музыку Владимира Теравского.