«Хороший человек» — детективный сериал про серийного маньяка, который наказывает женщин Режиссер — Константин Богомолов (но это не заметно), в главной роли — Никита Ефремов
Мы говорим как есть не только про политику. Скачайте приложение.
20 августа на видеосервисе Start вышел первый эпизод детективного триллера Константина Богомолова «Хороший человек», отдаленно основанного на истории «ангарского маньяка» Михаила Попкова. Богомолов — режиссер и соавтор сценария; это его третий сериал, снятый для Start. Критик Антон Хитров посмотрел первые две серии — и рассказал, почему детективная часть в криминальной истории оказалась самой слабой.
Сюжет
Провинциальный Вознесенск задыхается от скуки и заводских выхлопов. Блогер Яков Самохин (Илья Дель) как раз готовит очередное видео об экологии, когда ему под дверь подбрасывают флешку с кадрами убийства. Очень скоро по соцсетям разлетается ролик, где Самохин обращается к федеральному центру: в регионе, мол, годами пропадают женщины, а власти даже не пытаются искать серийного убийцу.
Московский СК командирует в Вознесенск суровую следовательницу Евгению Ключевскую (Юлия Снигирь), к которой тут же набивается в напарники местный коллега — симпатичный и дружелюбный Иван Крутихин (Никита Ефремов). В реальности Крутихин и есть убийца — это не спойлер, а заранее раскрытый зрителю факт. Иван охотится на неверных жен и вообще на женщин, чей образ жизни не одобряет, и держит их у себя в подвале, пытаясь «перевоспитать» — обычно это заканчивается смертью жертвы. Он убежден, что выполняет божью волю, и вообще считает себя человеком исключительной порядочности.
Почему этому сериалу не нужен был Богомолов
Не совсем понятно, почему продюсеры видеосервиса Start поставили на Константина Богомолова, доверив ему свои флагманские проекты, — с тем же успехом можно было бы назначить главной звездой знаменитого дирижера или музейного куратора. Глядя на выдающиеся, без скидок, спектакли Богомолова, трудно сказать, какие из его навыков применимы в сериалах — кроме разве что неизменно талантливой работы с артистами. Богомолов как никто владеет театральной условностью, на удивление тонко манипулирует зрительным залом, играет в увлекательные игры с литературными первоисточниками — но сериалы все-таки требуют иных умений.
В дебютных «Содержанках» (они вышли на том же Start в 2019 году) драматургия была не самая сильная, но, по крайней мере, в проекте был юмор и самобытный визуальный язык: художники показали московскую роскошь, какой ее еще никто не показывал. В «Хорошем человеке» же нет ни свежей интриги, ни привлекательных героев, ни даже стиля.
Это нестыдный, но совершенно безликий детектив. Адекватный внешне маньяк с оригинальной моралью, суровая и замкнутая женщина-детектив, заштатный городок с грязными секретами — все это клише, к которым если и стоит подходить, то как-то поизобретательнее. А для нынешнего результата не нужен ни Богомолов, ни какой-либо другой звездный режиссер.
«Хороший человек» формально работает с феминистской повесткой: здесь есть и фемицид — убийство на почве ненависти к женщинам, — и домашнее насилие. Но во главе проекта стоит режиссер, которого сложно подозревать в профеминистских взглядах: против говорят и публичные заявления, и выпады против феминизма в спектакле «Ай Фак. Трагедия». Разумеется, взгляды Константина Богомолова — его личное дело. Но возможен ли сегодня серьезный разговор о насилии над женщинами без феминистской оптики? И дождемся ли мы этой оптики в «Хорошем человеке»? Просто называть насилие насилием — еще не фемоптика, фемоптика — это связывать насилие с системным сексизмом.
Похоже, главный вопрос, занимающий создателей сериала, на деле не столь конкретный. Больше всего их интересует нравственное воздаяние, которое на поверку часто оказывается насилием и демонстрацией власти.
Выжившая, но потерявшая рассудок жертва называет маньяка «подземным королем». Ее лечащий врач думает о музыке Эдварда Грига (хотя у Грига король — горный), но, судя по мелькнувшей во флешбэке книге, здесь подразумевается король подземного народа из «Черной курицы» — нравоучительной до безобразия сказки, где возмездие совсем не соразмерно проступку. А единственная достопримечательность в окрестностях Вознесенска — «камень лжи», рассеченный пополам валун, который якобы раздавит любого грешника, если тот осмелится зайти в расщелину. Наверняка герой Ефремова взял на себя роль судьи и палача, уверившись, что камень — то есть высший суд — со своей задачей не справляется.
Слабый детектив
В сущности, самая важная проблема «Хорошего человека» не концептуальная, а техническая: он легкомысленно пренебрегает жанровыми правилами. Трудности с детективным жанром у Богомолова были еще в «Содержанках», которые тоже начинались со смерти девушки, — и расследование там оказалось самой скучной сюжетной линией. Но «Содержанки» по крайней мере не концентрировались на поимке убийцы — в отличие от нового проекта.
Детективу можно дать любую идейную подоплеку, но скелет его конструкции — всегда борьба двух интеллектов: сыщика и преступника. Маньяк Иван Крутихин, красивый, умный, вежливый и на двести процентов уверенный в своей правоте — вполне убедительный антагонист, а вот Евгения Ключевская, которая его ловит, — эталонный продукт ленивого сценария.
Как вообще детективы держат внимание? Если сыщик активен, проницателен и хитер — будет интересно. А если он не в силах решить ни одной загадки без лабораторных экспертиз и подкинутых улик — мы получим персонажа-функцию, за которого не хочется болеть. За первые две серии «Хорошего человека» Ключевская ни разу не проявила себя как талантливый детектив. Она продвинулась в расследовании дальше других исключительно потому, что местные власти не делали совсем ничего, да и к столичным специалистам у них не было доступа. За какие, собственно, заслуги ей поручают ответственные задания — за командный тон?
По замыслу сценаристов, уникальное супероружие сыщицы — это ее детская травма. В конце первого эпизода Евгения разгадала мотив убийцы — он, дескать, очищает мир от скверны, — потому что вспомнила, как отец-абьюзер «наказывал» мать. Если бы в следующей серии Ключевская как-нибудь использовала это знание — затея бы работала. Однако пока мы лишь наблюдаем, как она плывет по течению.
Противопоставить маньяку-женоненавистнику умную и сильную героиню, которая борется с ним, используя свой женский опыт, — идея более чем логичная, и ничто не мешает сыщице развернуться в следующих эпизодах. Вопрос только в том, сколько зрителей до них досмотрит.