Image
истории

31-й «Кинотавр», запланированный на сентябрь, объявил программу, и это очень сильный конкурс Доктор Лиза, «Норд-Ост», Шостакович, что еще?

Источник: Meduza
Фото: Анна Мартынова / Shutterstock.com.

Мы рассказываем честно не только про войну. Скачайте приложение.

С 11 по 18 сентября в Сочи состоится «Кинотавр» — главный российский кинофестиваль, который из-за коронавируса перенесли на осень. Дирекция фестиваля объявила программу — в основной конкурс попали картины как постоянных участников «Кинотавра» (Анны Меликян, Оксаны Карас, Ивана Твердовского), так и дебютантов. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, что нужно знать о конкурсной программе фестиваля.

Пока мир гадает, состоится ли Венецианский фестиваль (а если состоится, то как туда попадут гости из не-европейских стран), в России готовятся к «Кинотавру». Отложенный весной на осень главный отечественный кинофестиваль собрал сильную программу. И дирекция, и отборщики, и местные власти твердо намерены показать в Сочи новые фильмы и наградить лучшие из них. 

Обстановка невольно напоминает о начале 1990-х, когда прокат в России практически отсутствовал, а кино все-таки снимали. В те годы единственным способом показать свой фильм публике и коллегам была именно премьера на «Кинотавре» — фестиваль стал институцией, которая позволила кинематографу выжить. Сегодня, хоть кинотеатры и открылись с августа, пока неясно, какой будет прокатная судьба тех или иных картин, в особенности если речь идет об авторском нестандартном кино. Так что сочинский фестиваль вновь становится чем-то большим, чем очередной смотр — местом силы и источником жизни. Как минимум, в теории. 

Обрамляют конкурсные показы две важнейшие картины, сделанные классиками. Откроет «Кинотавр» новая и чуть ли не лучшая полнометражная работа 80-летнего Андрея Хржановского «Нос, или Заговор „не таких“» — причудливая и оригинальная анимационная экранизация сразу двух шедевров Дмитрия Шостаковича, ранней оперы «Нос» и позднего сатирического «Антиформалистического райка». Режиссеру вручат приз за вклад в кинематограф. Закроет — запланированная к премьере в Венеции драма 82-летнего Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» о страшном расстреле демонстрантов в Новочеркасске в 1962 году. 

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

В промежутке между ними жюри под руководством режиссера Бориса Хлебникова, многократного участника и лауреата «Кинотавра», посмотрит 13 фильмов. Внимание к себе приковывают прежде всего постоянные конкурсанты и победители предыдущих фестивалей.

Анна Меликян («Русалка», «Звезда») сняла драму о любовном треугольнике «Трое» с Константином Хабенским, Юлией Пересильд и Викторией Исаковой. Оксана Карас («Хороший мальчик») — байопик о Елизавете Глинке «Доктор Лиза» с Чулпан Хаматовой. Михаил Сегал («Рассказы», «Слоны могут играть в футбол») — парадоксальную картину «Глубже!», где сыграли Александр Паль и Любовь Аксенова. Талантливый театральный режиссер и актер Александр Молочников, чью тусовочную комедию «Мифы» на том же «Кинотавре» три года назад дружно освистали, на этот раз сделал мелодраму на личном материале «Скажи ей» (среди актеров Алексей Серебряков и Светлана Ходченкова). Знаменитая по скандальному «Портрету в сумерках» Ангелина Никонова представит драму из жизни кинокритиков «Кто-нибудь видел мою девчонку?» с Анной Чиповской. Актриса имеет все шансы стать главной звездой фестиваля, поскольку сыграла сразу в нескольких конкурсных фильмах, в том числе, в провокационном «Вмешательстве» Ксении Зуевой — истории любви между хирургом и его пациенткой. 

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

Настоящей сенсацией обещает стать «Конференция», реалистичная фантазия Ивана Твердовского («Класс коррекции», «Подбросы») на тему трагедии «Норд-Оста». Вступит в состязание и вторая картина из венецианской программы — дебютный «Китобой» Филиппа Юрьева. В основном конкурсе четыре дебюта (это также «Город уснул» Марии Игнатенко, «Человек из Подольска» Семена Серзина и «Маша» Анастасии Пальчиковой), но в целом всех его участников можно назвать молодыми людьми. Кстати, год назад гран-при достался именно дебюту — «Быку» Бориса Акопова. Не в первый раз «Кинотавр» демонстрирует и прогрессивный подход к гендерному равноправию — 6 картин из 13 срежиссированы женщинами, а среди сценаристок и продюсеров женщин большинство. Чуть хуже дело (но не на фестивале, а в России в целом) обстоит с представительством регионального кино. Тем не менее, в конкурсе наконец-то есть якутский фильм — «Пугало» Дмитрия Давыдова, автора двух самобытных и ярких картин. Его новая работа — мистическая драма о целительнице. 

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

Вне конкурса, кроме стандартного набора кассовых блокбастеров (их показывают на площади для сочинской публики и всех желающих), представят фильм-спектакль драматурга и режиссера Ивана Вырыпаева, сделанный в соавторстве с его сыном Геннадием Вырыпаевым, «UFO». Он основан на рассказах людей, которые утверждают, что вступали в контакт с инопланетянами. В числе актеров Алексей Розин, Иван Макаревич и Евгений Цыганов. 

Как ни удивительно, даже в экстремальных условиях пандемии и карантина «Кинотавр» показывает себя современным фестивалем, крайне серьезно относящимся к своей задаче — представлять весь срез российского авторского кино. Интересно теперь посмотреть на тот слепок российского общества, который сложится из картин режиссеров-конкурсантов, и проверить, как нынешний кризис сказался на составленной ими картине мира.    

Антон Долин