Венеция-2020: Андрей Кончаловский — самый заметный конкурсант с фильмом о расстреле в Новочеркасске Вне программы покажут фильм об эхе «Норд-Оста» и картину о Грете Тунберг
Мы рассказываем честно не только про войну. Скачайте приложение.
Венецианский кинофестиваль 2020 года объявил программу — это будет первый конкурс такого масштаба, проведенный после начала пандемии коронавируса. В 2020 году в программе почти нет американских режиссеров — не покажут в Венеции и «Французского диспетчера» Уэса Андерсона. Однако этот фестиваль может преподнести много открытий — заявлено много любопытных картин, в том числе и документальных. От России в конкурсе будет участвовать фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!», вне конкурса на фестивале покажут «Конференцию» Ивана Твердовского и «Китобоя» Филиппа Юрьева. Кинокритик Антон Долин подробно рассказывает, чего нам ждать от Венеции в 2020-м.
77-й Венецианский кинофестиваль состоится. До открытия осталось чуть больше месяца, и власти Италии, как и руководство Биеннале, уверенно твердят одно: какие бы меры безопасности ни пришлось принять, мероприятие отменено не будет. В масках, перчатках, с постоянными измерениями температуры и соблюдением социальной дистанции кинематографисты все-таки представят свои фильмы, публика их увидит, а жюри — рассудит. Венецианский фестиваль станет первым международным кинособытием такого масштаба за полгода. Казалось бы, срок сравнительно невелик, но он изменил слишком многое.
Уже поэтому объявленная директором фестиваля Альберто Барберой программа вызывает двойственные чувства. С одной стороны, понятное возбуждение: несколько десятков новых фильмов — и каждый может оказаться шедевром. С другой — сразу видно, что по-настоящему знаковых громких имен не так уж много. Америка почти отсутствует (напомним, год назад триумфатором Венеции стал «Джокер»). Долгожданных премьер Апичатпонга Верасетакуна или Леоса Каракса нет, не покажут нового Уэса Андерсона. Очевидно, все звезды современной режиссуры, пролетевшие мимо отменившихся Канн, не стали торопиться отдавать свои премьеры в Венецию и предпочли подождать, пока эпидемия сойдет на нет. А там и Канны-2021 не за горами.
Однако не только знаменитостями живет кинематограф, особенно фестивальный. Сделав ставку на страны и культуры, далекие от мейнстрима и моды, Барбера может вернуть Венеции репутацию самого бескомпромиссного фестиваля в мире, в приоритете которого не коммерция, а искусство. Да и звезды в программе все-таки встречаются.
Чуть ли не самая громкая — Андрей Кончаловский с драмой «Дорогие товарищи!», посвященной трагическому новочеркасскому расстрелу 1962 года. Фильм с Юлией Высоцкой в главной роли должен прийтись ко двору: массовые протесты в Хабаровске и нарастающая по всей России социальная тревога буквально взывают к памяти о советском прошлом и этом конкретном эпизоде истории ХХ века. Кончаловский — один из любимцев Венеции, там его картины показывали и награждали, начиная с «Первого учителя» в 1966 году и заканчивая «Раем» в 2016-м (оба фильма получили венецианское серебро, как и еще две работы режиссера, «Дом дураков» и «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»). Правда, по неясным причинам фестиваль отказал в премьере «Греху» Кончаловского, но сейчас вновь примет режиссера в самой престижной из своих программ.
Другие конкурсанты, обращающие на себя внимание, — американская китаянка Хлоя Чжао со «Страной кочевников», где главную роль сыграла Фрэнсис Макдорманд, известный своими левацкими убеждениями израильтянин Амос Гитай с «Лайлой в Хайфе», культовый японец Киеси Куросава с «Женой шпиона», иранский номинант «Оскара» Маджид Маджиди с «Детьми солнца», боснийская лауреатка «Золотого медведя» Ясмила Жбанич с «Камо грядеши, Аида?», польская фаворитка фестивалей Малгожата Шумовская с драмой «Снег больше не пойдет», известный эпатажными проектами венгерский режиссер Корнел Мундруцо с фильмом «Части женщины», где сыграл Шайа Лабаф. Особое внимание на себя обращают конкурсанты-документалисты — и трудно предсказать, что окажется интереснее: картина «Между смертью» молодого азербайджанца Хилала Байдарова или новая работа маститого итальянца Джанфранко Рози «Ночное», которую он три года снимал в Сирии и соседних государствах. Рози — единственный конкурсант, у которого уже есть «Золотой лев» Венеции, также он обладатель «Золотого медведя» Берлинале.
Если же отрешиться от конкурсной интриги, которую рассудит жюри под руководством австралийской актрисы Кейт Бланшетт, то в Венеции можно будет посмотреть огромное количество интригующего (как минимум в теории) кино. Вне основного конкурса покажут новые работы французского парадоксалиста Квентина Дюпье, испанского хулигана Алекса-де ла Иглесиа, казахского авторитета (несмотря на молодость) Адильхана Ержанова и, конечно же, филиппинского гуру радикального авторского кино Лав Диаза. Включение его новой ленты в параллельную программу «Горизонты» — хороший знак, надо думать, что он сделал нечто еще более дикое и неформатное, чем черно-белая фантазия по мотивам Льва Толстого «Женщина, которая ушла», с которой Диаз несколько лет назад побеждал в венецианском конкурсе. В еще одной альтернативной программе «Дни авторов» примут участие сразу два российских фильма: «Конференция» Ивана Твердовского, в которой отзовется эхо трагедии «Норд-Оста», и дебютный «Китобой» Филиппа Юрьева. Также зрителей ждут короткометражка прошлогодней сенсации Канн — африканки Мати Диоп, фильм Джиа Копполы (внучки Фрэнсиса Форда) и работа замечательной Аличе Рорвахер, созданная в соавторстве с современным художником JR.
Чуть ли не представительнее выглядит список документальных картин, представленных вне конкурса. Например, там публику ждет премьера посмертной картины Орсона Уэллса, созданной вместе с Деннисом Хоппером (она так и озаглавлена, «Хоппер/Уэллс»). Гений американской документалистики, 90-летний Фредерик Уайзмен покажет новую работу — «Мэрия». Также в программе неигровые фильмы Абеля Феррары, Луки Гуаданьино и Алекса Гибни. А самой востребованной звездой фестиваля вполне может стать Грета Тунберг — если, конечно, сможет и захочет посетить мировую премьеру посвященного ей фильма Натана Гроссмана, который так и называется, «Грета».