В онлайне вышел «Грейхаунд» — фильм о войне по сценарию Тома Хэнкса и с Томом Хэнксом в главной роли Прямолинейный, несентиментальный и вопиюще несовременный
Мы рассказываем честно не только про войну. Скачайте приложение.
На Apple TV+ 10 июля вышел фильм Аарона Шнайдера по сценарию Тома Хэнкса (основан на романе Сесила Скотта Форестера) — «Грейхаунд». Главную роль в этом эпическом военном боевике тоже сыграл Том Хэнкс. Действие происходит в 1942 году, главный герой, офицер Эрнест Краузе, становится капитаном эсминца «Грейхаунд» — ему предстоит бороться с нацистами, не имея при этом боевого опыта. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, почему фильм, будто созданный для Тома Хэнкса, оказался одновременно очень простым и очень несовременным.
«Грейхаунду» не повезло. Студия решила оставить его без кинотеатрального проката и отправила в онлайн. А ведь именно такой масштабный военный фильм отчаянно нуждается в широком экране и аудитории, собравшейся в темном кинозале, чтобы дружно переживать за исход сражения, — но помешала эпидемия. Впрочем, кто сказал, что прокатное плаванье «Грейхаунда» непременно было бы успешным?
Даже вне зависимости от конкретных обстоятельств, эта картина вопиюще несовременна. Все полтора часа исключительно белые (и предположительно гетеросексуальные) мужчины, твердо уверенные в своей праведности, воюют с невидимым злом. Единственная женщина появляется лишь однажды, в прологе, — главному герою необходимо по кому-то скучать и к кому-то хотеть вернуться. Есть пара афроамериканцев, но эпизодических. Надо всем безраздельно царит король и живое воплощение американской нормативности, Том Хэнкс.
Это его персональный проект. Редкий фильм, в котором Хэнкс не только сыграл центральную роль, но и написал сценарий. Сюжет основан на реальных событиях, действие гиперреалистично и не дает зрителю ни на минуту усомниться в фактографическом фундаменте экранного действия. Сразу после вступления США во Вторую мировую, внушительный конвой союзников пересекает Атлантический океан и подвергается атаке немецких подлодок. «Грейхаунд» — флагман военного сопровождения, который дает бой врагу, а сыгранный Хэнксом Эрнест Краузе — капитан корабля. Практически весь фильм посвящен пересечению океана и сражениям на воде.
Экономичность действия, его сконцентрированность на скрупулезно воспроизведенных технических деталях, собранная и скупая работа актерского ансамбля, великолепно созданный эффект присутствия — все это внушает уважение к работе сценариста Хэнкса и режиссера Аарона Шнейдера («Похороните меня заживо»). В «Грейхаунде» нет эмоциональных спекуляций, действие не расцвечено сентиментальными деталями или душещипательными флэшбеками. Персонаж Хэнкса ведет себя настолько сдержанно, что прощаешь ему маленькие слабости вроде привязанности к домашним тапочкам, подаренным перед боем любимой женщиной. Чуть сложнее принимать как должное его несколько навязчивую религиозность, доходящую до карикатурной праведности. Когда офицер после подрыва вражеской подлодки с облегчением констатирует: «Пятьюдесятью фрицами меньше», Краузе строго его поправляет: «Упокоились пятьдесят душ».
Дело, конечно, не в том, что капитан военного корабля не мог быть искренне верующим — тем более, что маленький твист в развязке «Грейхаунда» объясняет поведение Краузе и косые взгляды, которые на него тайком бросают другие члены команды. Просто этот фильм, как любая классическая военная драма, конечно же, дегуманизирует противника. Лиц немцев мы не увидим, но сомнений не останется — это агенты чистого зла. Субмарины со свастиками, черепами и оскалившимся волком смотрятся как опасные чудовища из какой-нибудь морской американской сказки, восходящей к «Челюстям» (а в конечном счете, к «Моби Дику»). Иногда командир немецкой подлодки выходит на связь с «Грейхаундом», глумится над американцами и угрожает им, заканчивая монолог эффектным завыванием: не человек, а хищный зверь. Вообще символизм здесь слегка навязчив — героический пес-защитник вступает в неравную схватку со стаей атакующих волков.
Любопытно, как примут фильм в России, — и жаль, что его выпуск на онлайн-платформах не позволит внимательно проследить за этой реакцией. С одной стороны, патриотически настроенная часть общества у нас не выносит иностранных фильмов о том, что «нацизм победили американцы»: по этому принципу критике подвергаются хоть отчетливо мифологизированные «Бесславные ублюдки», хоть натуралистический «Спасти рядового Райана» с тем же Хэнксом.
С другой стороны, приятно и поучительно увидеть, что отнюдь не только в России кинематографисты по-прежнему заворожены Второй мировой. В кажущейся простоте ее центрального конфликта — «добро против зла» — они ищут спасения от непроницаемой сложности нынешних противостояний, будь те реальными или виртуальными. В этом смысле туповатая и честная прямолинейность «Грейхаунда» — его неоспоримое преимущество.