The Last of Us Part II — самая красивая и зрелищная игра на PS4, которая разозлит гомофобов, но покорит всех остальных Большой обзор (без спойлеров!)
Мы говорим как есть не только про политику. Скачайте приложение.
На PS4 19 июня выходит триллер американской студии Naughty Dog — The Last of Us Part II («Одни из нас: Часть II» в российской версии). Это продолжение игры, которую мы включили в список 25 лучших игр прошлого десятилетия. Над экранизацией первой части для HBO работает создатель «Чернобыля» Крэйг Мэйзин. Журналист «Медузы» Максим Иванов уже прошел сиквел и теперь рассказывает, почему это пока что главный претендент на звание лучшей игры 2020 года. Без спойлеров!
Журналисты, получившие ранний доступ к The Last of Us Part II, подписали соглашение о неразглашении. Из-за этого мы не можем показывать наши собственные скриншоты и раскрывать некоторые детали игрового процесса до выхода игры. Даже если они кажутся нам важными.
Если вы не знаете, чем закончилась первая The Last of Us, нет никакого смысла играть в продолжение
Оно не зря называется «Часть II». Авторы рассчитывают, что вы знакомы с сюжетом прошлой игры, и не тратят время на излишние объяснения. Более того, один из ключевых конфликтов The Last of Us Part II выстроен вокруг финала предыдущей части.
Ознакомиться с первой игрой можно двумя способами: пройти на PS3 или PS4 (на последней доступна версия с улучшенной графикой) или посмотреть нарезку с сюжетными сценами на ютьюбе (не рекомендуем). Или можно почитать краткий пересказ сюжета ниже.
Краткий пересказ сюжета The Last of Us
- В мире пандемия из-за мутировавшего грибка кордицепса. Тот, кто вдохнет его споры, превратится в подобие кровожадных зомби.
- В самом начале пандемии дочь главного героя Джоэла убивают военные.
- Проходит 20 лет. Цивилизации больше нет, Америка разрушена. Поселения выживших, они же карантинные зоны, находятся во власти военных.
- Джоэл становится контрабандистом. Члены боевой группировки «Цикады», мечтающие свергнуть военных и восстановить мир, просят Джоэла отвести девочку Элли в Солт-Лейк-Сити. Там находится тайная лаборатория «Цикад».
- У Элли — иммунитет, она может дышать спорами. Это шанс победить пандемию.
- Элли и Джоэл за время путешествия через всю Америку сближаются. Джоэл видит в ней свою убитую дочь.
- Несмотря на все препятствия, Джоэл доставляет Элли в лабораторию. Ее собираются оперировать — только так можно заполучить вакцину.
- Джоэл узнает, что операция приведет к смерти Элли. Он не готов пожертвовать девочкой и потому убивает всех «Цикад», включая главного хирурга.
- Джоэл увозит Элли из лаборатории и врет ей о причинах отмены операции. Утверждает, что якобы Элли не единственный человек с иммунитетом. И что болезнь победят и без них. Но это не так.
В игре нужно сражаться с людьми и инфицированными. Люди страшнее. И вообще, каждый бой — это стресс
В The Last of Us Part II приходится буквально цепляться за жизнь. Конечно, главная героиня, та самая Элли из прошлой части, умеет пользоваться винтовкой и другим оружием. Однако она все равно крайне уязвима. На среднем и тем более высоком уровне сложности враги-люди убивают ее за пару выстрелов. А инфицированные — за пару укусов.
Вторую The Last of Us можно проходить как стелс. То есть постоянно прятаться в траве или темных углах, совершая незаметные убийства. А можно играть в нее как в обычный боевик — правда, противники слишком сообразительные и ловкие, особенно монстры. Но лучше всего совмещать, так просто интереснее. Тем более геймдизайн сиквела предполагает, что игрок постоянно будет менять оружие и действовать исходя из ситуации.
И тут есть из чего выбирать: лук, арбалет, автомат, огнемет, дробовик, охотничий пистолет, револьвер, винтовка, ружье, коктейли Молотова, — масса вариантов для решения любой тактической задачи. Все это можно модифицировать на разбросанных по уровням верстаках: например, прикрутить к сверхточному охотничьему пистолету оптический прицел. Или вот зажигательные патроны — с ними дробовик превращается в идеальный инструмент для борьбы с обычными людьми и зараженными. Но для прокачки оружия Элли понадобятся ресурсы, спрятанные на уровнях.
И это не говоря уже о холодном оружии, оно тоже спрятано на уровнях. В крайнем случае Элли может полоснуть противника найденным мачете или врезать подвернувшейся под руку доской. Ближний бой заметно переработали по сравнению с первой частью. Теперь от ударов врагов можно уворачиваться — главное научиться вовремя отскакивать в сторону. Патронов вечно не хватает (апокалипсис же!). Иногда проще подпустить врага поближе, чтобы всадить в него заточку и не транжирить боезапас. Еще у Элли острый слух — по нажатию кнопки силуэты противников подсвечиваются белым. Их видно даже через стены. Это очень полезное умение, которое не раз будет выручать в опасных ситуациях.
С каждой прокачанной способностью Элли будет чувствовать себя в бою все более и более уверенно. Со временем можно увеличить шкалу здоровья или научить героиню быстрее залечивать раны или смешивать коктейли Молотова. Для этого опять же понадобятся ресурсы.
Кроме того, в The Last of Us Part II Элли научили плавать и ползать на животе — это важно для грамотного планирования боя. Теперь у игрока больше возможностей для нападения и отступления, что позволяет разнообразить сражения. Сами уровни стали просторнее. Взять хотя бы уровни с двухэтажными зданиями. Элли сможет проникнуть практически в любой из находящихся там домов несколькими способами: подлезть снизу (если в полу есть дыра) или забраться на второй этаж по крыше (если есть крыша). Так можно незаметно устранить засевших в этих домах врагов. Или убежать от них, если Элли заметят и поднимут тревогу.
Вот почему стычки в The Last of Us Part II выходят такими напряженными и ожесточенными. Главную героиню бьют, режут, загоняют в угол, выслеживают с собаками (животные идут по следу и приводят противников прямо к Элли). А она в это время отсиживается в кустах, спешно перебинтовывает раны и придумывает, где взять еще патронов. Ведь обычно противников — с десяток, а убивать их не из чего. Разве что идти на них с ножом и резать по одному. Из-за этого игрок вечно чувствует себя уязвимым, загнанным в угол.
Битвы с людьми получились увлекательнее, чем битвы с зараженными. Большинство инфицированных просто лениво шатаются по комнате. Хотя есть и такие, что при виде Элли тут же бегут на нее с истошным криком. Или источают ядовитый газ при приближении. Третьи прячутся в стенах и выскакивают на нее в самый неожиданный момент. И все же монстры далеко не такие сообразительные, как люди. Да и собак у них нет.
Это очень страшная и жестокая игра. От убийств в ней становится не по себе — потому что The Last of Us очеловечивает тех, в кого нужно стрелять
Вот что может напугать в новой игре Naughty Dog:
- жуткий клекот, издаваемый щелкунами — слепыми инфицированными, у которых грибок растет по всей голове. Они еще и убивают игрока с одного удара;
- ситуации, когда в тесном помещении нужно отбиваться от десятков зараженных (а патронов-то и нет!);
- реалистичное изображение насилия: в игре постоянно показывают, как кому-то проткнули глаз, вспороли живот, повесили, раздробили молотком кость. А то и вовсе заживо сожгли;
- иногда приходится убивать собак. Становится очень стыдно и грустно от их жалобного предсмертного визга;
- в игре есть пытки и убийства беременных, писать об этом совсем ничего не хочется.
А еще у врагов-людей есть собственные имена. Стоит убить одного из противников, как остальные начинают громко выкрикивать его имя, оплакивать, сокрушаться, обещать Элли немедленную расправу. Ее противники — не просто обезличенные живые мишени. Это люди. У них свои, вполне человеческие привычки и характеры. Некоторые сидят и играют в Hotline Miami на портативной консоли PS Vita или слушают «It Was a Good Day» рэпера Айс Кьюба, шутят об отношениях. И Элли, если уж начистоту, убивает их из мести, а не из-за какой-то высокой цели — действия девушки в этот раз не так просто оправдать. Это странная эмоция, которую, кажется, никто в видеоиграх так ярко до Naughty Dog не эксплуатировал. И ведь всего-то нужно было заставить врагов звать друг друга по именам.
Обычно в видеоиграх все происходит наоборот. Противники главного героя — как правило, одинаковые безымянные манекены. Это нужно, чтобы игрок лишний раз не задумывался, чем именно он занят (массовыми убийствами!). В той же Uncharted, другой серии игр за авторством Naughty Dog, главный герой, охотник за сокровищами Нейтан Дрейк, за четыре части убивает несколько тысяч человек. При этом Дрейка выставляют славным парнем и образцом для подражания, а его друзья делают вид, что все с ним нормально. В Uncharted это необходимая условность — приключения ведь. А вот у The Last of Us другие цели.
Во второй части показывают, как Элли превращается из милой девочки в одержимого монстра с посттравматическим синдромом. Поэтому Naughty Dog не закрывает глаза на ее действия: да, убийства — это ужасно и противоестественно. Да, некоторые все равно переступают через себя, потому что [спойлер]. Так что стыд и отвращение к самому себе — это тоже опыт, очень некомфортный, непривычный и страшный, который дарит вторая The Last of Us. Возможно, этот опыт даже страшнее, чем все щелкуны вместе взятые.
Но в The Last of Us Part II нужно не только убивать. Это еще и игра про исследование мира после катастрофы
В первой части главные герои путешествовали по всей Америке. В продолжении действие происходит в основном в Сиэтле и его окрестностях. The Last of Us Part II — это все еще камерная сюжетная игра. В ней нет открытого мира, как в условной Assassinʼs Creed, герои всегда передвигаются по строго заданному маршруту. Поэтому локации тут проработаны до мелочей.
В самом начале игры Элли идет по мирному поселению, в котором обосновались выжившие. На улице зима, играют дети. Всюду толпы: одни сидят в баре, другие стоят за прилавком и торгуют. Игрок может пройти мимо, ничего не разглядывая. А может послушать разговор с местным бакалейщиком, заглянуть в оживленный бар или посмотреть, как мужчина учит своего ребенка спускаться по ступеням.
На уровнях, где не нужно ни в кого стрелять, еще больше узнаешь о мире и персонажах. К тому же разработчики все время предлагают какие-то необычные развлечения: поиграть в снежки с веселящимися подростками, побренчать на гитаре, покидать мячик собаке. По уровню проработки совершенно необязательных деталей, которые добавляют глубины игровому миру, The Last of Us Part II вполне можно сравнить с хитом 2018 года — вестерном Red Dead Redemption 2. Там третьестепенные персонажи тоже жили своей вполне реалистичной жизнью, за которой предлагалось подсматривать.
А еще в игре есть один особенно просторный уровень, который можно исследовать как захочется — и вот он напоминает современные игры с открытым миром. Только деталей на этом уровне не меньше, чем на обычных уровнях-коридорах. Это одна из самых интересных локаций в игре: главные герои в поисках [спойлер] бегают от одного небоскреба к другому, прочесывают этажи, отбиваются от противников, собирают ресурсы для прокачки оружия и умений, а заодно вскрывают сейфы, где спрятаны полезные бонусы вроде дополнительной кобуры.
Первую игру критиковали за однообразные головоломки с перетаскиванием ящиков. Тут они тоже есть, но в измененном виде. Чаще главным героям приходится перекидывать веревки, чтобы можно было забраться повыше, и разбивать кирпичами стеклянные витрины, чтобы пробраться в новое помещение. Из этого складывается идеальный геймплейный темп: сражения разбавляют сюжетными вставками, несложными головоломками и исследованием уровней.
А еще это лучшая драма со времен первой The Last of Us (ну или Red Dead Redemption 2). И ее немедленно хочется с кем-нибудь обсудить
Перед выходом игры журналистам разослали пресс-релизы с обращением Нила Дракманна — режиссера и сценариста второй части The Last of Us. Он же вместе со своим бывшим коллегой Брюсом Стрейли работал над прошлой игрой серии, сюжетным дополнением Left Behind и Uncharted 4: A Thiefʼs End.
В письме Дракманн признавал, что выпускать какое бы то ни было продолжение The Last of Us — затея весьма рискованная. Все-таки шанс испортить или обесценить ее финал был слишком велик. Многие посчитали концовку безупречной и твердили, что игре не нужен сиквел. Дракманн не зря переживал: поступок Джоэла и его последствия для всего человечества пытаются осмыслить уже семь лет. Одни оправдывают героя, другие критикуют и обвиняют в эгоизме. Пожалуй, главный вопрос, который остается после прохождения первой игры, лучше всего сформулировали в продолжении. Его озвучивает один из персонажей: «Будь это твоя дочь, что бы ты сделал?»
Но у Naughty Dog возникла идея, которая, как им показалось, стоила любого риска. Тем удивительнее осознавать, что у студии и ее руководителя действительно получилось глубже исследовать этот вопрос — и вместе с тем задать новые, еще более неудобные и проблематичные.
Мы не можем, да и, если честно, не хотим раскрывать детали сюжета The Last of Us Part II. Завязка в общих чертах такая: проходит пять лет после событий предыдущей игры. Главные герои мирно живут в процветающей общине. Но в самом начале второй части с Элли происходит кое-что ужасное. Поэтому она отправляется в Сиэтл — хочет отомстить тем, кто причинил ей боль. Все случившееся для нее непростительно.
Однако The Last of Us Part II нельзя назвать классической историей мести. В первую очередь это попытка поговорить о границах и формах человечности. Это история о том, как простить близких, лишивших тебя права выбора; о том, как справиться с ненавистью и одержимостью, которые мешают двигаться дальше, даже когда счастье — вот оно, совсем рядом; о том, где лежат пределы эмпатии и нужно ли пытаться разглядеть в своих врагах человека. У продолжения нелинейный нарратив, история все время прыгает туда-сюда. Но это не запутывает, а, наоборот, позволяет взглянуть на ключевой для второй части конфликт с разных сторон.
В итоге последние четыре часа игроки точно проведут на краешке кресла или дивана, не зная, кому сопереживать. Хотя сперва кажется, что это очевидно — конечно же, Элли! Все эти четыре часа хочется кричать в экран и умолять не делать того, на что нацелились главные герои. В остальной игре нервов и переживаний не меньше, но к финалу из-за накопившихся эмоций и сформировавшихся симпатий уже невозможно спокойно сидеть на месте. И это прекрасно!
В России игра может привести к скандалу из-за ЛГБТ-персонажей. Но их, скорее всего, полюбят и примут — слишком хороши
О гомосексуальной ориентации Элли известно с 2014 года, после выхода дополнения-приквела к первой части Left Behind. В нем Элли поцеловала свою подругу Райли. Разработчики подтвердили, что это был не просто поцелуй.
Позже, в 2018 году, в трейлере The Last of Us Part II показали поцелуй повзрослевшей 19-летней Элли и ее девушки Дины. Для многих российских игроков, незнакомых с сюжетом Left Behind, ориентация главной героини стала сюрпризом.
Игроки призывали бойкотировать сиквел из-за наличия ЛГБТ-персонажей, несмотря на возрастной рейтинг 18+. В конце мая на change.org появилась петиция с обращением к Роскомнадзору и требованием запретить игру в России: «Издатель игры на территории РФ должен получить четкий и ясный сигнал о том, что выпуск таких пропитанных ЛГБТ-пропагандой игр недопустим и мы, граждане РФ, будем защищать наше население и наше молодое поколение от ЛГБТ-пропаганды, которой так потакает издатель игры». Вскоре петицию с сайта удалили. Игру при этом без проблем можно купить в России — как на дисках, так и в цифровом формате.
В интервью 2014 года Нил Дракманн выразил надежду, что когда-нибудь гендер и ориентация персонажей уйдут на второй план. Тогда значение будет иметь лишь то, каким получился этот персонаж: интересным или нет, уникальным или клишированным.
В The Last of Us Part II Дракманн максимально близко подобрался к осуществлению своей мечты. Отношения Элли и Дины — это в первую очередь сложная и трогательная история любви. За девушками просто увлекательно наблюдать: когда они болтают ни о чем, флиртуют или, наоборот, ссорятся. Самое главное, их отношения двигают сюжет вперед, обогащают его. Именно Дина помогает раскрыть Элли с новой, неожиданной стороны. Точно так же, как это было с Еленой — женой Нейтана Дрейка из Uncharted. В конечном счете история Элли и Дины так увлекает ровно потому, что сами герои интересные и уникальные для видеоигр, как и хотел Дракманн. И эта парочка уж точно стоит друг друга.
The Last of Us Part II — самая красивая игра на PS4. Тут без вариантов
Из-за соглашения о неразглашении мы пока что не можем опубликовать свои скриншоты игры. Поэтому придется поверить нам на слово. Тут безупречно все, от погодных эффектов и эффектов огня до качества лицевой анимации и детализации 3D-моделей. Игру мы проходили на PS4 Pro, более мощной версии обычной PS4. Naughty Dog добилась на ней запредельного уровня графики. Важный момент: когда-нибудь вторую The Last of Us неизбежно издадут на еще более мощной PS5. Сложно представить, как игра будет выглядеть там! Кстати, имейте в виду — PS4 Pro от натуги притормаживает, греется и неистово шумит.
И дело не только в технологиях, но и в общем внимании к деталям. Когда Элли скачет на лошади и задевает заснеженную ветку, ветка трясется, а снег с нее тут же осыпается. Кровь при ранениях окрашивает снег и колосья травы. Если наступить в такую лужу крови, а потом пройтись по снегу, на нем останутся кровавые следы. Если в глаза персонажу светит солнце, он поднимет руку и прикроет их. А на морозе почешет нос. Из этих мелочей и состоит The Last of Us Part II — детали эти совершенно необязательные, но в Naughty Dog о них подумали, потратили время и добавили в игру. Вот почему в происходящее на экране так легко поверить.
Прохождение игры занимает около 25–30 часов. Для современных одиночных игр, не разменивающихся на открытый мир, это вполне себе тянет на рекорд. И планку качества разработчики ни разу на протяжении всего этого времени не снижают.
***
После игр уровня The Last of Us Part II развивается так называемая игровая хандра. Другие игры кажутся блеклыми, скучными и какими-то недоделанными. Эта хандра иногда может длиться месяцами, пока впечатления наконец не померкнут. Так, например, у многих было с той же Red Dead Redemption 2. В случае со второй The Last of Us хандра может затянуться и на полгода. А пока остается ждать сериал на HBO от Крэйга Мэйзина и Нила Дракманна и слушать подкаст о разработке прошлой части.