Future Nostalgia Дуа Липы — главный поп-альбом этой весны. Почему он так хорош? Все просто: лучшие продюсеры, лучшие сонграйтеры — и смелость самой Липы
Мы рассказываем честно не только про войну. Скачайте приложение.
О Дуа Липе, 24-летней косовской албанке из интеллигентной семьи, родившейся и выросшей в Лондоне, говорили как о будущей поп-звезде последние четыре года. Но первые фестивальные туры, первые синглы, первый альбом, первые большие интервью — и даже первые «Грэмми» были лишь подготовкой к альбому «Future Nostalgia», который вышел в марте 2020 года. Журналист и ведущий канала «Альбомы по пятницам» Павел Борисов рассказывает, почему пластинка Дуа Липы будет одной из лучших в этом году.
Раз в три-четыре года в Великобритании появляется новая поп-звезда, которая выпускает полный хитов альбом, запоминается танцами, нарядами и прилипчивой песней, а потом исчезает навсегда. В 2012-м Джесси Джей пела на бриллиантовом юбилее Елизаветы II и выступала на открытии Олимпиады, но кто вспомнит о ней сейчас? Многие похожие певицы зачастую так и не становятся хоть сколько-нибудь популярными за пределами Британии. Их отличительная особенность — громкие хиты и совершенно невыразительные альбомы, больше похожие на сборную солянку из синглов, чем на полноценные произведения.
По первым синглам Дуа Липы могло показаться, что перед нами именно такой случай: ее лейбл успешно сыграет на ее экзотическом происхождении, необычной внешности и легком акценте и забудет о ней после пары-тройки сборников радиохитов. Начинала она именно как сингл-певица: между первыми хитами Липы и ее первым альбомом с этими же хитами прошло больше полутора лет. Совершенно невероятная для современного скоротечного музыкального бизнеса история.
Хиты, правда, были знаковыми. Например, песня «New Rules» — одна из тех, что вы точно слышали, даже не зная ее названия. Типичный минорный тропикал-хаус с убийственным хуком в припеве и откровенно злобным, полным ненависти к бывшему парню текстом.
«Первое правило: не бери телефон, ты знаешь, он звонит, потому что пьян и одинок. / Второе: не впускай его, придется потом выставлять за дверь. / Третье: не пытайся дружить, ты же знаешь, что потом проснешься в его постели», — пела 21-летняя Липа. Ради выхода этой композиции она даже перенесла выпуск дебютного альбома — 1,3 миллиарда прослушиваний песни в Spotify (у главного хита Билли Айлиш чуть-чуть меньше) доказали, что не зря.
В отличие от остальных песен, которые Липа пишет себе вместе с продюсерским коллективом, «New Rules» изначально никакого отношения к ней не имела. Ее принес соавтор певицы Иэн Киркпатрик, выросший на музыке Aphex Twin и Autechre, который отвечает за «странноватые» поп-песни в репертуарах Туве Лу, Селены Гомес, Бритни Спирс и Джейсона Деруло. Другие песни Липы в дебютном альбоме были под стать «New Rules»: грубые, самоуверенные композиции, в которых она на манер Лили Аллен далеко и надолго посылает обидевших ее мужчин.
Роль «сильной девчонки» Дуа играть было легко: судя по ее биографии, девушка, с подростковых лет любившая суровый хип-хоп Wu-Tang Clan, умеет упорно добиваться своего. Родители Липы уехали в Лондон из Приштины в 1990-х, а потом вернулись в послевоенный Косово в 2008-м. Через пару лет Липе исполнилось 15, и она решила самостоятельно вернуться в Великобританию — там она училась и параллельно занималась в школе театрального мастерства Сильвии Янг, взрастившей невероятное количество талантов, в том числе и Эми Уайнхаус. Так у Липы появились связи в мире британского шоу-бизнеса — ее каверами, вокалом и умением писать песни заинтересовался менеджмент Ланы Дель Рей.
Когда пришло время подписывать контракт с лейблом Warner Music, Липа понимала, что у корпорации не было певицы топового уровня. В пользу нее самой говорила ее работоспособность (для первого альбома она написала больше сотни песен, 90% из которых отправились в корзину), дисциплина, контакты, хорошее образование и поддержка влиятельных менеджеров.
Если с первым альбомом Дуа Липа изучала и медленно завоевывала аудиторию сингл за синглом, то второй готовился уже совсем иначе. Это цельное произведение, объединенное темой «ностальгии будущего», которую некоторые критики ошибочно принимают за реконструкцию поп-музыки восьмидесятых.
Музыка Липы всегда тяготела к той эпохе, но была чересчур современной и даже агрессивной для того, чтобы считаться уходом в ретро. «Future Nostalgia» потеряла эту радиоформатную поп-агрессивность, тут видна очень внимательная и скрупулезная работа с аранжировками — недаром список людей, работавших над альбомом, сравним по размеру с симфоническим оркестром. Каждая деталь, каждая мелочь на своем месте, при этом альбом объединяет удивительная цельность звука и композиции, он воспринимается как большое произведение, а не набор песен.
Практически любую басовую партию в альбоме хочется немедленно подобрать и сыграть, облачившись в сиреневый пиджак. Только пиджак будет скорее из новой коллекции Vetements, чем из секонд-хенда. Восьмидесятые в «Future Nostalgia» — источник вдохновения, основной, но не единственный. К примеру, семпл в одной из главных песен альбома «Love Again» — не из восьмидесятых, как у Мадонны в «Hung Up», а из песни 1997 года британской группы одного хита White Town.
В «Future Nostalgia» Дуа продолжает играть роль серьезной девушки, которая совершает ошибки, влюбляясь не в тех парней, но скорее жалеет об этом и пытается идти дальше, а не предстает трагической героиней, типичной для женской поп-музыки. Ее образ ближе к Тейлор Свифт времен «1989»; с этим прорывным поп-альбомом Липу роднит еще и огромный список лучших в мире продюсеров, музыкантов и впечатляющая рекламная кампания.
Рецепт выдающегося поп-альбома не так уж сложен: надо всего лишь взять ведущих музыкальных продюсеров в индустрии, объединить их с лучшими сонграйтерами, добавить лучших музыкантов и заставить их всех поработать на человека, который хорошо понимает концепцию, свой образ и посыл. Но все эти ингредиенты мало того что обходятся во внушительные суммы, так и сходятся воедино всего лишь раз в несколько лет. «Future Nostalgia» — именно такой альбом, который, если бы не коронавирус, гремел бы на всех фестивалях и дискотеках мира, звучал бы на показах мод и во всех магазинах одежды.
«Я надеюсь, альбом принесет вам немного счастья. Надеюсь, он заставит вас улыбнуться и заставит потанцевать», — сказала Липа, анонсируя выпуск альбома за неделю до намеченного срока: на дату выхода повлиял и коронавирус, и утечка нескольких песен.
(1) Не совсем восьмидесятые
В одном из главных хитов Мадонны современной эпохи — «Hung Up» — используется семпл из песни «Аббы» «Gimme! Gimme! Gimme!» 1979 года. Участники главной шведской поп-группы традиционно никому не разрешают использовать свои треки, но сделали исключение для Мадонны после того, как она лично написала им трогательное письмо.
(2) Your Woman
Речь идет о песне «Your Woman», которая сама заимствует семпл из произведения «My Woman» джазового гитариста и певца Эла Боули. А композиция Боули, в свою очередь, является кавером на песню Бинга Кросби, но семпла на трубе в оригинале в ней не было.